Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Деятельность педагога-психолога ДОО.
методическая разработка на тему

Кузнецова Наталья Викторовна

Программа семинара  «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» предлагается для работы психолога  с педагогами в условиях образовательного учреждения. Основными идеями  семинара являются: создание оптимального психологического климата в коллективе и  формирование у  педагогов  навыков саморегуляции как важного фактора профилактики синдрома эмоционального выгорания.      

            Программа предназначена для практических психологов образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский    сад № 63 « Золотой ключик»

г. Прокопьевска

«Профилактика синдрома

эмоционального выгорания у педагогов»

 программа  работы психолога

с педагогами

Автор – составитель:  Кузнецова Наталья Викторовна,

                                                         педагог – психолог МБДОУ « Детский    сад

№ 63 « Золотой ключик»г. Прокопьевска

Пояснительная записка

          Одной из основных целей психолого – педагогического обеспечения  деятельности образовательного учреждения является создание условий для профессионального роста педагога и психологического благополучия участников образовательного процесса. Для достижения этой цели предлагается программа семинара «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов». Программа семинара предполагает цикл занятий, рассчитанных на один учебный год.

           Выбор сферы  деятельности и процесс накопления опыта воспитателем можно представить как протяженный этап становления качеств личности профессионала. Обратной стороной профессионализации является негативное влияние этой деятельности на человека, возникновение профессиональных деформаций. Специфическим видом профессиональных  деформаций называют синдром эмоционального выгорания. Сам термин был введен в 1974 году и  переводится с греческого языка  как «прекращение горения». Данным вопросом занимаются отечественные и зарубежные специалисты, и рассматривают синдром эмоционального выгорания по – разному, например, как состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях [2]. В.В. Бойко понимает под «эмоциональным выгоранием» выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [4]. Этой проблемой занимаются и медики, так П. Сидоров, Ректор Северного государственного медицинского университета, академик РАМН подчеркивает, что « личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания» [10]. Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувство беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию и т.д. указывают на развитие синдрома эмоционального выгорания.

          Этот синдром развивается под влиянием  внешних и  внутренних факторов. К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь, здоровье вверенных педагогу детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и  формированию защитного поведения. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. К внутренним факторам, способствующим развитию синдрома эмоционального выгорания  относятся  личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с блокированием в себе негативных переживаний.

        Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

               Все вышесказанное и обуславливает актуальность разработки  программы семинара « Профилактика  синдрома эмоционального выгорания у педагогов»

          Целью программы является: создание  условий для  формирования и развития  навыков  саморегуляции и самовоздействия, которые способствуют профилактике синдрома эмоционального выгорания.

         

   Задачи:

- актуализировать знания педагогов по проблеме синдрома эмоционального выгорания и способов его профилактики;

- ознакомить педагогов с широким спектром естественных способов регуляции организма и саморегуляции;  

- содействовать  активности  педагогов, обеспечивающую их максимальную включенность в процесс работы семинара;

            Структура программы включает 5 блоков, объединенных одной целью. Каждое занятие содержит: информирование педагогов, самоанализ профессиональных и личностных качеств, тренировочные упражнения, отработка навыков, элементы тренинга, релаксационные паузы на снятие эмоционального напряжения. Состав участников семинара постоянен, во время проведения занятий часто используется работа в малых группах по обсуждаемой проблеме.

           В данной программе предусмотрен  диагностический блок,  который включает в себя диагностические методики на начало работы семинара и по окончанию его. Кроме этого, экспресс – диагностику, использование проективных методик во время занятий. Курс семинара заканчивается заключительным занятием, на котором происходит  групповая и индивидуальная рефлексия.

            Автор программы семинара «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» результативность своей работы видит в:

 - овладении участниками семинара понятиями «синдром эмоционального выгорания», « позитивное мышление», « навыки саморегуляции»;

- в понимании, принятии  и использовании принципов позитивного мышления;

- в формировании  навыков саморегуляции и потребности в их применении в необходимых условиях;

- в улучшении психологического климата в коллективе.

     В течение работы семинара осуществляется контроль, формы, которого разнообразны: тестирование, анкетирование, индивидуальные консультации, наблюдения, использование проективных методик.

Список литературы

1. Биссенек, Н.П. Изучение особенностей мотивации профессионального развития педагога  [Текст] // Управление ДОУ. – 2007. № 7.  – С. 92 – 96.

2. Бойко, В.В.Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.    [Текст]  – М.: Инф. – изд. дом « Филин»,1988. -  С.132  -  153.

4. Дубровина И.В. Я работаю психологом…Опыт, размышления, советы. [Текст] / Под редакцией И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ « Сфера» 1999. – 256 с.

5. Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ

   [Текст]  // Управление ДОУ. - 2004. № 4. -  С. 15-20.

6. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии [Текст] – СПБ.: Речь, 2003.  - 208с.

7. Истратова О.Н.Справочник по групповой психокоррекции. [Текст] // О.Н.Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 443с.

8.  Мардер Л. Игры в самих себя. [Текст] //Газета « Первое сентября». – 2005.     № 75.

9.  Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. [Текст] – М.: Айрис – пресс, 2005. – 144с

10.  Сидоров П.  Синдром эмоционального выгорания[Текст] // Медицинская газета .  2005. № 45.

11.  Пиз Алан и Барбара  Новый язык телодвижений. Расширенная версия.[Текст]  - М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416с.

12. Приходько Н.И. Программы для работы школьного психолога.

  [Текст]  –  Кемерово: 2007. – 45с.

13.Фелау, Эберхард Г. Конфликты на работе. Как их распознавать, решать, предотвращать.[Текст] – М.: Изд – во ОМЕГА –Л, 2006. – 117с.

14. Шепелева Л.Н. Программы социально – психологических тренингов. [Текст] - СПб.: Питер, 2008. – 443с.

 

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренинга...

Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели обр...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...