Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
материал на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
Тренинг для педагогов «Профилактика СЭВ»
Цели: сплочение коллектива, гармонизация внутреннего состояния педагогов, обучение рефлексии.
Задачи: углубить понимание индивидуальности личности, показать наличие нескольких точек зрения на одну и ту же ситуацию, вкючить в групповое взаимодействие.
Материалы: текст притчи «Два озера», ptt-презентация, альбомные листы, карандаши, фломастеры, музыкальное сопровождение «Горный ручей», классическая музыка.
Ход тренинга:
- Этап-индуктор
Педагог-психолог просит педагогов вспомнить какое-либо теплое событие из личной жизни за последние две недели, таким образом настраивая их на позитивный лад. Желающие могут поделиться теплым воспоминанием.
- Ассоциации
Педагогам предлагается по кругу, не повторяясь, назвать ассоциацию к слову «Солнце».
- Упражнение «Образ солнца». Слайд 2
Каждый из Вас неповторим и интересен по-своему. Я предлагаю Вам закрыть глаза и представить себе Ваш собственный образ солнца. А теперь, открыв глаза, постарайтесь четко сформулировать представленное. А теперь рисуем свой образ солнца!
Завершаем работу с рисунками – созданием выставки под названием «Пусть всегда будет солнце!».
- Под видеоряд «Природа» и классическую музыку педагог-психолог читает стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…» Слайд 3
- Приступаем к обсуждению следующего вопроса:
Каково ваше отношение к мысли Сократа: «В каждом человеке солнце,
только дайте ему светить!» Слайд 4
Как вы можете интерпретировать эту мысль с позиции своего жизненного и педагогического опыта?
- Упражнение «В каждом человеке солнце, только…»
Педагогам предлагается в глагольной форме закончить фразу: «В каждом человеке солнце, только…»
Все ответы вывешиваются на доску или зачитываются участниками. Обсуждаются в группе.
«Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека». Ф.М.Достоевский.
Рефлексия на тему: «Что Вы согреваете «светом» своих лучей, к кому или чему обращено тепло Вашей души?».
- Притча «Два озера» Слайд 5
На экране фотографии двух озер: холодного синего и теплого голубого. Педагог-психолог зачитывает притчу «Два озера» (Приложение 1). Предлагается ее обсуждение: что обозначают эти два озера и спасательная лодка?
Что является причинами пребывания в том или ином озере? Обсуждение.
- Игра «Слухи» Слайд 6.
Часто одной из причин возникновения неблагоприятной атмосферы эмоций в коллективе являются слухи, мифы и сплетни. Сейчас мы с вами посмотрим, как же они рождаются.
Инструкция: для этого упражнения мне понадобятся несколько добровольцев. Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры. Слайд 7
В конце игры - обсуждение и анализ того, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.
- Релаксация «Источник» Слайд 8
Участникам предлагается расположиться поудобней и закрыть глаза. Под фонограмму «Горный ручей» психолог проговаривает текст релаксационного упражнения. (Приложение 2).
- Рефлексия. Что сегодня помогало светить вашему внутреннему солнцу, а что, наоборот, мешало? Слайд 9
Приложение 1.
Причта «Два озера»
Есть на свете два озера – оба глубокие и загадочные. В одном из них вода всегда светлая и теплая, в другом – тёмная и холодная. Человек мжет попасть в любое из них по собственной воле или по воле обстоятельств. Но в каком бы озере человек не казался, через некоторое время он устает плыть. Человек начинает захлебываться, искать опору и, не найдя ее, может утонуть. Тогда будет не важно, в каком из озер – светлом или темно – это произошло.
Но часто бывает так: когда практически не остается никакой надежды, появляется лодка. Тогда человек может решить, что делать дальше: сесть в нее и добраться до берега, или плыть на ней туда, где мелко, или еще поплавать в озере.
Приложение 2.
Текстовое сопровождение релаксации «Источник»
Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
Список использованной литературы:
- Галицких Е.О. От сердца к сердцу: Мастерские ценностных ориентацией для педагогов и школьников: Методическое пособие М.: Паритет, 2003, 158 с.
- Соловьева Е.И. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. – Справочник педагога-психолога. Детский сад М.: МЦФЭР Образование, №8, 2015, 79 с.
- Картотека педагога-психолога «Настрои для релаксации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы, его возможно диагностировать на разных стадиях. Своевре...
Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов"
Материал семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов" будет полезен начинающим педагогам - психологам ДОУ. Можно использовать как в начале года, так и в конце года....
Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО
Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Деятельность педагога-психолога ДОО.
Программа семинара «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» предлагается для работы психолога с педагогами в условиях образовательного учреждения. Основными идеями...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
Данный материал содержит методическую разработку (тренинговое занятие для педагогов)....