функциональная грамотность в ДОУ
методическая разработка
В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 947.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Повышение качества педагогического процесса в ДОУ. Задачи: Ввести понятие «функциональная грамотность» на уровне дошкольного образования; Познакомить с особенностями формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников; Через собственные знания и умения подвести педагогов к осмысленному повышению качества образовательного процесса; Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
– самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; – «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод; – умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
«Функциональная грамотность человека» “личность” - любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество. “функционировать” – работать, действовать, внедрять, применять “грамотность” – степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А.Леонтьев Функциональная грамотность связана с готовностью: ▪ добывать знания ▪ применять знания и умения ▪ оценивать знания и умения ▪ осуществлять саморазвитие
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 3 Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»Национальная цель: Возможности для самореализации и развития талантов Целевой показатель: вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО ▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста ▪ Формирование речевой активности дошкольников ▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников ▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО ▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста ▪ Формирование речевой активности дошкольников ▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников ▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования; возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее
виды кейс - технологии «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Международные образовательные стандарты Читательская грамотность ▪ способность человека понимать и использовать письменные тексты, ▪ размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, ▪ расширять свои знания и возможности, ▪ участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность ▪ способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений Математическая грамотность ▪ способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину 5.Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).
Что нужно поменять педагогам ДОО в работе? 1.Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач. 2.Использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события). 3.В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление). 4.Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи. 5.Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).
Как это сделать? 1.Изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт. / Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов). 2.Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч. НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей. 3.К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации». 4.В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности. 5.Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ/ Не бояться пробовать.
И в заключение… «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи» Иоганн Генрих Песталоцци
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...
«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...