Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки «Первые шаги в техномир со «Знатоком»
статья

Шепенева Анжелла Николаевна

Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки «Первые шаги в техномир со «Знатоком»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_za_2022-23.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

о деятельности муниципальной инновационной площадки

«Первые шаги в техномир со «Знатоком»

за период октябрь 2022- май 2023 год

1.

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 муниципального образования Щербиновский  район станица Старощербиновская

2.

Сокращенное название образовательной организации

МБДОУ детский сад № 1 станица Старощербиновская

3.

Юридический адрес образовательной организации

Россия, 353620, Краснодарский край, Щербиновский район, станица Старощербиновская, ул. Советов, 37

4.

Телефон, факс, е-mail

8(861-51)7-70-06 detsad1.g@yandex.ru

5.

ФИО руководителя образовательной организации

Яковенко Татьяна Николаевна

6.

Авторы представляемого опыта (коллектив авторов)

Шепенева А.Н. – старший воспитатель;

Кулага В.А., Бабенко С.В. – воспитатели.

7.

Наименование инновационного продукта (тема)

Первые шаги в техномир со «Знатоком»

8.

Основная идея (идеи) деятельности муниципальной инновационной площадки

Основная идея - разработать и внедрить в практику детского сада образовательную модель  развития у детей предпосылок инженерного мышления и способности к техническому творчеству с использованием конструктора «Знаток»

9.

Цель деятельности  муниципальной инновационной площадки

Развитие у детей предпосылок инженерного мышления и способности к техническому творчеству

10.

Задачи деятельности муниципальной инновационной площадки

Создать условия для развития у детей предпосылок инженерного мышления и способности к техническому творчеству:

 - разработать и внедрить в практику дошкольной организации образовательную модель с использованием конструктора «Знаток» формирующую у дошкольников предпосылки инженерного мышления и способности к техническому творчеству;

- разработать методические рекомендации по использованию конструктора «Знаток» в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- обновление РППС;

- способствовать популяризации инженерно-технических знаний у всех участников образовательных отношений.

11.

Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности

Инновационный проект разработан  в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  3. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года №2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае";
  4. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении «Государственной программы Краснодарского края «Развитие образования» от 5 октября 2015 г. № 939 (с изменениями).
  5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 с изменениями;
  6. Приказ МКУ «МК МОЩР» № 10-ОД от 17.01.2019 года «Об утверждении Положения о муниципальной инновационной площадке в системе образования муниципального образования Щербиновский район»;  
  7. Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детский сад  № 1 муниципального образования Щербиновский район  станица Старощербиновская на 2022 - 2026 годы;
  8. Устав МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская;
  9. Локальные акты ДОУ.

12.

Обоснование значимости деятельности инновационной площадки для решения задач государственной политики в сфере образования, развития системы образования Краснодарского края, муниципалитета

Инновационный образовательный проект «Первые шаги в техномир со «Знатоком»», соответствует государственной политике РФ, Краснодарского края и муниципального образования Щербиновский район в области дошкольного образования.

Практическая значимость проекта заключается в том, что:  

  • воспитанники детского сада будут проявлять интерес к технике, иметь представление о  техническом творчестве;  
  • проект будет способствовать:                       - достижению воспитанниками целевых ориентиров в освоении основных культурных способов конструктивной и познавательно- исследовательской деятельности, игре, общении;

- умению проявлять активность и любознательность, инициативу и самостоятельность как предпосылок УУД и подготовке к школьному обучению;

  • будут созданы условия для реализации технического направления, начиная с дошкольного образования как первого уровня общего образования;
  • результаты проекта будут использованы для организации муниципальных семинаров по проблеме формирования у детей предпосылок инженерного мышления и способности к техническому творчеству;
  • диссеминация опыта работы будет способствовать профессиональному росту и компетенций у педагогов муниципальных ДОО в формировании у дошкольников предпосылок инженерного мышления и способности к техническому творчеству как актуальной проблемы современного дошкольного образования

13.

Новизна (инновационность)

Инновационность темы проекта связана с:

  • недостаточной методической разработанностью проблемы формирования у детей дошкольного возраста предпосылок инженерного мышления и способности к техническому творчеству в детском саду;
  • включением в содержание ООП ДОО образовательного модуля технической направленности;
  • созданием условий для формирования интереса к техническому творчеству у всех участников образовательных отношений

14.

Предполагаемая практическая значимость

В процессе реализации проекта будет разработана модель, описывающая систему работы ДОУ по развитию у детей предпосылок инженерного мышления и способности к техническому творчеству с использованием  конструктора «Знаток».

Предполагается разработка и апробация следующих методических и практических материалов:

  • Комплект методических рекомендаций для педагогов ДОО и родителей по использованию конструктора «Знаток» в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Программа по формированию у детей предпосылок инженерного мышления и способности к техническому творчеству с использованием конструктора «Знаток».
  • Конспекты мероприятий, проведенных совместно с родителями, способствующих проблеме формированию у детей предпосылок инженерного мышления и способности к техническому творчеству.
  • Пополнение базы исследовательских  проектов, выполненных детьми дошкольного возраста.

Согласно плану работы по реализации муниципальной инновационной площадки  «Первые шаги в техномир со «Знатоком» за период с октября 2022 по май 2023 года были проведены мероприятия в следующих направлениях:

Диагностическая деятельность:

Практическая деятельность

Методическая деятельность

Трансляционная деятельность

В рамках практической деятельности    были подготовлены и изданы локально-нормативные акты, регламентирующие деятельность МИП:

  • приказ от 13.09.2022 №135-1-О «Об организации инновационной деятельности в МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновская»;
  • приказ от 31.10.2022 № 154-1-О «О внесении изменений в состав творческой группы по внедрению инновационной деятельности в рамках инновационной площадки «Первые шаги в техномир со «Знатоком» МБДОУ детский сад № 1 станица Старощербиновская»;
  • приказ от 13.01.2023 № 17 – О «О проведении тематического контроля «Развитие конструктивных навыков у детей в условиях ДОУ»;
  • приказ от 24.03.2023 № 63 – О «Об организации и проведении экскурсии»;
  • приказ от11.05.2023 № 82 – О  «Об организации и проведении экскурсии»;
  • приказ от 15.05.2023 № 86 – О «О подготовке и проведении техномастерской».

В отчетный период было проведено 4 заседания творческой группы по внедрению инновационной деятельности, на которых были рассмотрены вопросы утверждения плана работы МИП, состава творческой группы, заключения договоров о сетевом взаимодействии, составление отчета о проделанной работе, разработка проекта «Путь яблока».

Диагностическая деятельность была осуществлена путем оценки и самооценки профессионализма воспитателей в вопросах развития у дошкольников предпосылок инженерного мышления и способности к техническому творчеству, которая  проводилась в январе 2023 года в форме  собеседования и самоанализа. Анализ данной деятельности показал, что  66%  воспитателей (4 человека из 6) правильно определяют образовательную область, к которой относится конструктивная деятельность. Задачи своей работы по развитию конструктивных навыков большинство педагогов определяют не в соответствии с рабочей программой (66%), но, в общем, верно. 50% воспитателей (3 человека из 6) правильно определили типы и виды конструирования. Все воспитатели ориентируются в формах конструктивной деятельности, имеют представление о мотивирующем этапе деятельности с детьми, определяют позицию педагогов как «активная, партнерская, игровая». Так же в рамках диагностической деятельности в январе 2023 года был проведен анализ образовательной среды, который показал, что в каждой возрастной группе имеется определённая развивающая среда, направленная на развитие конструктивных навыков, созданная с учётом возрастного состава групп и индивидуальных особенностей воспитанников. Педагогами учреждения был проведён самоанализ  развивающей среды  с учетом «Рекомендаций по  формированию  инфраструктуры  дошкольных  образовательных  организаций и  комплектации  учебно-методических  материалов в  целях  реализации образовательных программ дошкольного образования» Минпросвещения России. В ходе самоанализа определены дефициты во всех возрастных группах как непосредственно конструкторов и строительного материала, так и игрушек для обыгрывания, учебно-методических материалов, конспектов мероприятий. Это мягконабивные модули, напольный конструктор деревянный, конструктор мягких деталей, металлический конструктор и т.д.; наборы фигурок людей, кораблей и лодок, самолетиков, солдатиков и т.д.; УМК для развития инженерно-технического образования детей, картотек игр на развитие конструктивных навыков и т.д.

Педагоги, участвующие в инновационной деятельности на протяжении всего периода организовывали индивидуальные, подгрупповые и фронтальные виды деятельности с воспитанниками с использованием конструктора «Знаток. Фиксики»; проводили индивидуальные консультации с родителями по направлению инновационной деятельности. Педагоги разработали печатный материал в уголок для родителей по использованию разнообразных  конструкторов, в том числе «Знаток. Фиксики» в домашних условиях. Воспитатель Кулага В.А. разработала и провела родительское собрание «Конструирование – это интересно!». К сожалению, в этот период не удалось принять участие воспитанникам и родителям в конкурсах конструктивной направленности, но мы планируем участие наших воспитанников в конкурсе «Я – исследователь» с материалом, где будут элементы конструирования.

В рамках методической деятельности  были разработаны критерии оценки развивающей среды по конструированию; сценарий родительского собрания «Конструирование – это интересно!»; ход экскурсии на территорию садовой бригады участка № 2 СПК (колхоз) «Знамя Ленина»; конспект занятия конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» «Наш любимый конструктор». В учреждении формируется база методических материалов для педагогов и родителей,  в том числе для размещения в родительских чатах, мессенджерах, группах социальных сетей. Педагоги прошли курсы повышения квалификации: Москалева О.В. «Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»; Шепенева А.Н. «Содержание и технологии в развитии технического творчества детей дошкольного образования в условиях реализации ФГОС».

Нормативные документы и методические материалы, разработанные за истекший период размещены на сайте ДОО во вкладке «Инновационная деятельность», кроме этого все мероприятия с детьми и родителями освещаются через сообщество детского сада в  мессенджере «ВК», методические материалы педагоги размещают на своих электронных ресурсах.

Анализ результатов инновационной деятельности представлен на заседании муниципального Координационного совета по инновационной деятельности, в рамках запланированного трансляционного направления.

За отчетный период была проведена деятельность, которая была не запланирована, но как мы считаем, положительно скажется на дальнейшем развитии инновации. В ноябре 2022 года мы отправили заявку на участие в федеральном проекте «ТехноМир: развитие без границ», заключили соглашение о сотрудничестве с АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». Кроме этого,  заключили Договора о сотрудничестве с целью создания и развития системы работы по техническому творчеству  с СПК (колхоз) «Знамя Ленина»; с центром образования естественно-научного и технологического профилей «Точка Роста» МБОУ СОШ № 1 им. А.В.Ляпидевского МОЩР. Заключение данных договоров направило развитие инновационной деятельности по дополнительному  пути, позволило открыть новые ресурсы и  раздвинуть границы инноваций. В рамках сотрудничества наши воспитанники посетили территорию садовой бригады участка № 2 СПК (колхоз) «Знамя Ленина», где познакомились с линией по сортировке яблок, в дальнейшем планируем сконструировать ее с использованием элементов конструктора «Знаток.Фиксики». В ходе сотрудничества со школой запланировано мероприятием «Техномастерская», где дошкольники познакомятся с программируемым конструированием.   Кроме этого, опираясь на заключенный ранее договор о сотрудничестве с музеем М.М. Пастернак, воспитанники старшего дошкольного возраста посетили выставку макетов авиационной техники «Первым делом самолеты…», где познакомились с разными видами самолетов, после чего была организована конструктивная деятельность «Самолеты-вертолеты». Вне плана инновационной площадки за период октябрь 2022- май 2023 год были приобретены дополнительно конструкторы «Знаток»: «Фиксики. Чистая энергия» – 3 штуки; «Фиксики. Ловим движение»  – 2 штуки; «Фиксики. На взлет»  – 2 штуки; магнитный конструктор.

Трансляция опыта работы в данном направлении была осуществлена внутри учреждения в форме просмотра видеозанятия конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» «Наш любимый конструктор».

По итогам работы за период октябрь 2022-май2023 выявлены дефициты, которые лягут в основу задач на следующий период.

Выявленные дефициты

Возможные пути восполнения

Ресурсы

Недостаточная готовность педагогов

Обучение на КПК

Краевые средства, личные средства

Насыщенность РППС

Приобретение конструкторов

Краевые, спонсорские средства

Отсутствие конкурсов  технической направленности для детей и родителей

Самостоятельная разработка и проведение

Внутренний потенциал и привлечение партнеров

Таким образом, результаты инновационной деятельности за период октябрь 2022 - май 2023 показывают положительную динамику,  соответственно, считаем, целесообразно продолжать работу данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 год.

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки на базе МАДОУ № 38 «Внедрение регионального компонента  в  воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 г...

Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год

В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный не...

Приказ на участие в организации инновационной деятельности учреждения (участие в работе муниципальной инновационной площадки)

Приказ на участие в организации инновационной деятельности учреждения(участие в работе муниципальной инновационной  площадки)...