Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик»
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик» | 41.25 КБ |
Приказ об организации кружковой работы | 377.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 79 «ГОЛОСИСТОЕ ГОРЛЫШКО»
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Волшебный квадратик»
Возраст детей, на которых рассчитана программа, 5-7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Разработчик программы:
Кобыльняк Алёна Викторовна,
воспитатель
г. Нижневартовск
Содержание
I. Целевой раздел………………………………………………..3
1.1 Пояснительная записка…………………………………….3
1.2 Актуальность……………………………………………….4
1.3 Цель программы…………………………………………....4
1.4 Формы проведения занятий……………………………….5
1.5 Ожидаемые результаты…………………………………….7
II. Содержательный раздел…………………………………….7
2.1. Интеграция образовательных областей…………………..7
2.2.Методы работы с детьми…………………………………...7
III. Содержание программы……………………………………8
IV. Тематический план на 1 год обучения…………………….9
V. Календарно – тематическое планирование……………….10
Список литературы……………………………………………..16
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный квадратик» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами — это своеобразный подвид декоративно-прикладного искусства, страной происхождения которого является Древний Китай. Именно здесь в свое время была придумана бумага, а это основной материал, из которого создаются креативные фигурки. Название техники происходит от японских терминов «ori» — «сложение» и «kami» — бумага (иногда переводится как «бог»). По своей сути, оригами — это искусное создание всевозможных фигурок из особого типа бумаги для детей и для взрослых.
Данная программа является программой художественной направленности, позволяет ребенку оценить привлекательность такой сферы деятельности, как художественно-прикладное творчество. Определить свои возможности и успешность в этой области. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Так же программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
1.2 Актуальность
Состоит в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.
Новизна Программы
Одним из основных условий реализации образовательной программы «Оригами» является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе.
1.3 Цель программы:
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа «Волшебный квадратик» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 – 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
1.4 Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, – так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям.
В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры, чтение небольших литературных текстов, загадок, органично сочетающихся с содержанием конспекта, пересказом небольших рассказов познавательного содержания и т.д.
Условия реализации программы: занимаясь с детьми, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывая об оригами, чтобы заинтересовать детей.
Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Детей лучше сразу учить читать схемы складывания моделей.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать педагога;
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
- развитие самоконтроля и самооценки;
- осознание собственных познавательных процессов.
Материально-техническое обеспечение: столы и стулья, подобранные по возрасту.
Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Ножницы желательно взять с закруглёнными концами и разработанными рычагами. По длине ножницы могут быть различными (10-20 см). Клей можно использовать ПВА или клей-карандаш. Салфетка. Цветные карандаши или фломастеры.
Информационное обеспечение: используется на занятии видео и фото обеспечение, презентации на различные темы, в зависимости от темы занятия.
Формы промежуточной аттестации в данной программе является выполнение работы по изготовлению несложной фигурки оригами. Самостоятельное составление рисунка или аппликации с этой фигуркой. Зачет по терминологии и знанию базовых форм.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Составление альбома тематических работ.
- Проведение выставок детских работ.
- Инсценировка детских художественных произведений.
1.5 Ожидаемые результаты и способы определения результативности:
В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
II. Содержательный раздел
2.1. Интеграция образовательных областей
1. социально-коммуникативное развитие;
2.познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
2.2.Методы работы с детьми
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений, загадок по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей.
III. Содержание программы
Виды оригами
Прежде чем приступить к созданию поделок, стоит ознакомиться с видами техник. Существуют следующие виды оригами из бумаги:
Простое оригами.
Этот вид является самым простым в исполнении. С него и начинается знакомство с техниками складывания фигурок из бумаги. Из него собирают разнообразные фигуры – это традиционные самолетики, кораблики, журавлики, лягушки, цветочки, мордочки животных. Оживить фигурки можно, дорисовав или приклеив им из цветной бумаги глазки, нос и рот.
Модульное оригами.
Модульное оригами является одним из самых популярных и трудоемких техник складывания фигур из бумаги. Его используют при создании большой, объемной фигуры, состоящей из нескольких блоков или, так называемых, модулей. Вначале складываются несколько составляющих из одинакового или разного размера бумаги, а потом они просто вкладываются друг в друга, превращаясь в законченную композицию. Сила трения не дает всей конструкции распасться. Ярким примером модульного оригами является объемный шар, который часто используют в праздничном декоре, и наверняка знаком многим.
Складывание по развертке.
Это один из видов оригами, являющий собой чертеж, на котором уже видны все сгибы будущей модели. Складывание по развертке считается более сложным, нежели стандартные виды оригами, но оно дает не только само представление о том, как сложить фигуру, но и показывает, как данная схемы была разработана. Развертку используют и как метод создания новых диаграмм оригами.
Мокрое складывание.
Виды техник оригами не обходятся без метода, разработанного Акирой Есидзявой, предусматривающим использование смоченной с помощью воды бумаги. Мокрое складывание широко используется для создания фигурок представителей флоры и фауны. Смоченная бумага позволяет сделать линии более плавными, выразительными, а также придать им некую жесткость. Для данного вида творчества подходит специальная бумага, при изготовлении которой добавляется водорастворимый клей.
IV Тематический план на 1 год обучения.
№ | Дата | Тема | Кол-во |
1 | Октябрь | «Давайте поиграем» «В некотором царстве, в бумажном государстве» | 1 1 |
2 | Ноябрь | «Бабочка и лягушка» «Отгадай загадку» (заяц, птица) | 1 1 |
3 | Декабрь | «Новогоднее панно» «Каркающая ворона» | 1 1 |
4 | Январь | «Забавные зверушки» «Символ года» (кролик) | 1 1 |
5 | Февраль | «Составь картинку» «Скоро день защитника Отечества» | 1 1 |
6 | Март | «Автомобиль для собачки» «Тюльпан для мамы» | 1 1 |
7 | Апрель | «День космонавтики» «Звезда» | 1 1 |
8 | Май | «Вертушка» «Моя любимая игрушка!» | 1 1 |
Итого: | 16 |
V Календарно – тематическое планирование.
Месяц | Тема | Цель занятия |
Октябрь | «Давайте поиграем» | Заинтересовать работой с бумагой. Познакомить со свойством-сминаемость. Учить делит квадрат на разное кол-во равных частей. Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Укреплять мелкие мышцы рук. Воспитывать аккуратность. |
«В некотором царстве, в бумажном государстве» | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги, познакомить с историей искусства оригами. | |
Ноябрь | «Бабочка и лягушка» | Закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера. Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали. Познакомить с базовой формой –треугольник. |
«Отгадай загадку» (заяц, птица) | Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый прием складывание по диагонали; развивать глазомер. | |
Декабрь | «Новогоднее панно» | Учить детей создавать композицию из фигурок. Закреплять навыки работы с поэтапными картами. |
«Каркающая ворона» | Познакомить с базовой формой –прямоугольник. Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты. | |
Январь | «Забавные зверушки» | Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты. |
«Символ года» (кролик) | Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты. | |
Февраль | «Составь картинку» | Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы-составление картинок к стихам. Развивать творческие способности, воображение. |
«Скоро день защитника Отечества» | Закрепить умение мастерить поделки с использованием карт, развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины, побуждать сделать им приятное. | |
Март | «Автомобиль для собачки» | Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты. |
«Тюльпан для мамы» | Учить проявлять заботу о мамах, бабушках. Познакомить с разными вариантами оформления открыток. Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты. | |
Апрель | «День космонавтики» | Уточнить знания детей о празднике «день космонавтики». Продолжать учить преобразовывать одну фигурку в другую, используя поэтапные карты. Закреплять умение соединять две части поделки, вставляя одну в другую. Воспитывать аккуратность. |
«Звезда» | Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты. | |
Май | «Вертушка» | Учить изготавливать новые поделки из квадрата, треугольника, используя схемы. Продолжать учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке. |
«Моя любимая игрушка!» | Закрепить умение мастерить поделки с использованием карт, предоставить детям возможность проявить инициативу и самостоятельность. |
Приложение 1
Мониторинговая карта по технике оригами «Волшебный квадратик» старшей группы _________ уч. г.
№ | Фамилия имя ребёнка | самостоятельно изготавливает и знает основные базовые формы оригами | по образцу изготавливает несложные поделки | знает и называет геометрические фигуры | ориентируется на листе бумаги; | умеет намечать линии | уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали | Итого | |||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 |
Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого
все предложенные задания.
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания,
только с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные формы занятий и приемы работы с обучающимися.
- Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
- Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
- Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
- Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт,
- Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание. (Конструирование. Математическое развитие)», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое творчество», «Безопасность», «Социально – коммуникативное»).
Список литературы
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами – СПб: Кристалл, 2005.
2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: Литера, 1997.
3.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты - СПб, Химия, 1995.
4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами - СПб, Химия, 1995.
5. Валюх О.В., Валюх А.А. Модульное оригами. Веселые объемные фигурки. ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». – Белгород, 2013г. – 96с.
6.Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104с.
7. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами М.: Айрис-пресс, 2007.
8. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами - СПб.: Нева, 2007.
9. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки. - СПб: Химия, 2001.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"
Цель программыОзнакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, ...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
программа "Волшебный квадратик"
Программа «Веселый квадратик» разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, через применение разных способов и приемов работы с ней, обучать детей эстетически осмыс...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик"
Цель программы – развитие конструктивных способностей у детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный квадратик»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный квадратик»...
Дополнительная образовательная программа " Волшебный квадратик"
1. Направленность программы.«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...