Дополнительная общеразвивающая программа Волшебный квадратик
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный квадратик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_volshebnyy_kvadratik.docx | 397.99 КБ |
Предварительный просмотр:
\
47
Структура дополнительной общеразвивающей программы
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» …………………стр.3
− пояснительная записка;
− цель и задачи программы;
− содержание программы;
− планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»……………стр.10
− календарный учебный график;
− условия реализации программы;
− формы аттестации и оценочные материалы;
− методические материалы; − список литературы.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с01.08.2020);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р.;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации о 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»; Региональный модельный центр дополнительного образования детей Красноярского края;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
-Устав МБДОУ «Детский сад № 26 «Теремок» утверждён
постановлением администрации г. Назарово № 1097-П от 22.08.2018г; -Порядок предоставления платных образовательных услуг МБДОУ
«Детский сад № 26 № Теремок» утверждён приказом заведующего от 30.03.2020 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественному труду «Школа творчества» разработана для детей дошкольного 3-5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям – социально - коммуникативному, познавательному и художественно – эстетическому развитию и речевому.
Направленность программы. Программа «Волшебный квадратик» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации — годичной.
Новизна программы состоит в обновлении, разнообразии учебного процесса, в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Занятия по ручному труду перекликаются с занятиями по изобразительной деятельности, свои работы дети учатся преобразовывать с помощью разнообразных подручных материалов и наоборот, свои поделки дети раскрашивают разными изобразительными материалами.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития дошкольников, материально-технические условия для реализации которого имеются на базе нашего детского сада.
Отличительная особенность. Программа состоит из трех модулей, каждый модуль имеет свою цель и задачи. В программе используются различные техники работы с бумагой, .в процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни
Адресат программы. Данная программа разработана для всех желающих детей дошкольного возраста (6-7 лет) нашего дошкольного учреждения без особой подготовки и способностей нашего детского сада с нормальным психическим и физическим развитием. Количество детей в группе 10-12.
Срок реализации программы и объем учебных часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов 32 в год, 1 академический час в неделю, длительность 25 минут.
Форма обучения –очная.
Режим занятий. Кружок проводится по средам.1 группа 16.00-16.30, вторая группа 16.30-17-00.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: создание условий для творческого развития детей 6 лет.
Задачи:
Предметные задачи:
-учить создавать образы по шаблону и самостоятельно на основе разных способов и приёмов работы с бумагой; Метапредметные задачи:
- способствовать развитию коммуникативных навыков; -развивать кругозор; Личностные задачи:
-воспитывать умение доводить начатое дело до конца, аккуратность; - способствовать участию детей в конкурсах разного уровня.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план.
Учебный план состоит из восьми разделов, каждый из которых имеет свои задачи, планируемые результаты и предусмотренные формы контроля.
Учебный план для детей лет составляет 36 часов, включая выставки, итоговые и отчётные мероприятия.
№ п/п | Наимен ование раздела | Количество часов в год | Форма аттестации/контроля | |||
|
| Всего |
Теория | Практика |
| |
Модуль 1 «Простое оригами» | ||||||
1 | Знаком ство с оригам и | 4 | 1 | 3 | Наблюдения | |
2 | Краски осени | 4 | 1 | 3 | Наблюдения Выставка детских работ | |
3 | Животн ые | 4 | 1 | 3 | Наблюдения Итоговое занятие для родителей в форме промежуточного контроля | |
| итого | 12 | 3 | 9 |
| |
Модуль 2. «Модульное оригами» |
Содержание учебного плана
1 МОДУЛЬ
«Простое оригами » (16 часов) Цель: ознакомление детей с техникой оригами.
Задачи: обучить разным приёмам и способам складывания бумаги.
РАЗДЕЛ 1. Знакомство с оригами (4 часа) Теория 1 час, практика 3 часа.
Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Тема 1.2. Работа с шаблонами. Превращения квадратика.
Рассматривание иллюстраций с изображением разных фигур. Показать детям как можно сложить бумагу и придать необходимую форму.
Тема.1.3. Дом
Знакомство с основной базовой формой «книжка»; Повторить основные элементы складывания; Превращение квадратика в дом.
Тема.1.4. Для чего нужна дверь.
Ознакомление с базовой формой «дверь».
Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам,
Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик.
РАЗДЕЛ 2. Краски осени (4 часа)
Теория 1 час, практика 3 часа.
Тема 2.1. Гриб (1 час)
Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь».
Тема.2.2. Осеннее дерево (1 час)
Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» .
Тема.2.3. В осеннем лесу (1 час)
Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.
Тема.2.4. Ветка рябины (1 час) Отработка складывания базовой формы «треугольник».
РАЗДЕЛ 3. Животные. (4 часа).
Теория 1 час, практика 3 часа.
Тема.3.1. «Кот». (1 час)
Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник».Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.«Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.
Тема 3.2. «Собачья семейка» (1 час)
Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник».Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера.
Тема 3.3. «Зайчата » (1 час). Знакомство с формой «воздушны змей» Тема 3.4. «Муха»( 1 час).
Базовая форма «треугольник».Складывание поделки «Муха».
Промежуточный контроль в форме открытого занятия.
Выполнение фигуры животного по замыслу. Дети самостоятельно выбирают материалы и техники для работы.
Результаты обучения 1 модуля:
Дети будут владеть разными способами и приёмами техники оригами:
дом, двойной квадрат, двойной треугольник, «воздушный змей»; изготавливать по образцу несложные поделки .
2 МОДУЛЬ
«Модульное оригами » (12 часов)
Цель: обучение детей созданию объёмных фигур из бумаги.
Задачи: познакомить с основным приемом складывания базой детали- модульного треугольника ;учить ориентироваться по схеме.
РАЗДЕЛ 1. «Зимняя сказка» (8 часов).
Теория 2 ч, практика 6 ч.
Тема 1.1. «Лисичка-сестричка» (1час)
Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей».Дорисовать мордочку: глаза, нос.
Тема 1.2. «Сказочные домики» (1 час)
Учить изготавливать плоские фигуры, самостоятельно выбирая цвет и форму. Проявлять творчество и фантазию при декоративном оформлении поделки.
Тема 1.3. «Царевна –ёлочка » (2 часа)
Готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности.
Тема 1.4. «Корона» (1 час)
Познакомить с базовой формой «блин».Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.
Тема 1.5. «Волшебные гномики» (1 час)
Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.
Тема 1.6. «В гости к снеговику»( 2 часа) Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями,
изготовленными в технике оригами (ведро, нос) РАЗДЕЛ 2. «Морское путешествие». (4 часа).
Теория 1 час. практика 3 ч.
Тема 2.1. «Кораблики» (1 час) Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.
Тема 2.2. «Пароход» (1час) использование элементов складывания:
складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру.
Тема2.3.«Рыбки»(2часа)
Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз
Результаты обучения 2 модуля: дети знают и называют правила складывания бумаги при выполнении оригами; изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
Модуль 3.
«Квиллинг» (8 часов)
Цель: ознакомление с элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
РАЗДЕЛ 1. «Весна» 4 часа.1.теория. 3 практика.
Тема 3.1. «Знакомство с новой техникой конструирования из бумаги – квиллинг» (1 час).
Основные инструменты, материалы. Повторить технику безопасности при работе с ножницами, клеем.
Тема 3.2. «Цветы» (1 час).
Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции. Учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль».
Тема 3.3. «Божья коровка». (1 час).
Учить складывать круг пополам .Наклеивать детали друг к другу.
Тема 3.4. «Гусеница» (1час)
Упражнять в умении аккуратно скручивать бумагу. Продолжать учить самостоятельно составлять композицию.
РАЗДЕЛ 2. Скоро лето (4часа, 1 теория, 3 практика).
Тема 2.1. «Бабочки» (2 часа).
Учить подбирать орнамент для украшения самостоятельно. Продолжать учить выполнять поделку по образцу.
Тема 2.2. «Семья улиток» (1 час).
Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера. обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.
Тема 2.3. «Цветочная поляна» (1 час).
Продолжать учить выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, закрепление умений скручивать элемент (форму) «свободная спираль».
Результаты обучения 3 модуля: Дети будут:
− знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
− научатся следовать устным инструкциям;
−будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года обучения дети должны выйти на следующие результаты:
Предметные:
- научатся различным приемам работы с бумагой; Метапредметные:
- коммуникативны в общении, умеют слушать детей и взрослого задавать вопросы, если надо и отвечать на них; -развивать кругозор; Личностные:
- умеют доводить начатое дело до конца, аккуратны в работе; - принимают участие в конкурсах .
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Режим занятий | Сроки проведения аттестации/ контроля |
1 | 2023-2024 | 02.10. 2023 | 31.05\ .2024 | 32 | 32 | Дети 6-7 лет 30 мин | сентябрь, май Диагностика Декабрь промежуточная аттестация в форме открытого занятия для родителей Май -Итоговое занятие, диагностика Ежемесячно контроль в форме наблюдений |
Материально-техническое обеспечение.
- Помещение группы;
- 4 стола на 6 посадочных мест;
- 12стульев, соответствующие возрастным особенностям детей;
- 2 мольберта;
- Компьютер;
- Бумага цветная из набора;
- Бумага для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон;
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений);
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами;)
- Салфетки: бумажная, тканевая;
- Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами;
- Кисти.
Информационное обеспечение.
- Плакаты и схемы;
- Демонстрационный материал;
- Художественная литература;
- Предметы и папки ДПИ.
Кадровое обеспечение.
Программа реализуется воспитателем, имеющим стаж работы с дошкольниками 5 лет.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы отслеживания и фиксации результатов для детей дошкольного возраста: наблюдение, отзывы родителей, диагностика, аналитическая справка, журнал посещаемости,
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: дипломы, выставки, открытые занятия и итоговые занятия, детские работы.
Оценочные материалы.
п/п | № | Входной контроль | Текущий контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль |
1 | Диагностика (сентябрь)
| Проводится в виде наблюдений, выставок, готовых работ по каждой теме | Проводится в виде открытого занятия для родителей | Диагостика(май) Аналитическая справка Итоговое занятие занятия | |
|
|
|
|
|
Педагогическая диагностика для детей 5-6лет (н-начало года, к-конец года).
ФИ ребёнка | Показатели | |||||||||||
| Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Умение держать в порядке рабочее место | ||||||
| нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг |
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| |||||||||
Общее количество детей | Начало года Конец года |
К формам аттестации относятся текущий контроль и итоговое занятие, а так же выставки, творческие мастерские, презентации детских работ.
Текущий контроль проводится 2 раза в год в форме контрольного занятия или наблюдений, выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, форма фиксации – контрольный лист.
Итоговые занятия проводится 2 раза в год в виде открытых мероприятий для родителей, участия детей в конкурсах разного уровня, творческих мастерских с родителями - форма фиксации – диплом или грамота.
Способами контроля над успешностью реализации программы являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания согласно пройденным темам и получают оценку: «низкий уровень» «средний уровень», «высокий уровень».
Оценка «высокий уровень» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи за безупречное исполнение задания в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме, выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.
Оценка «средний уровень» выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом) за хорошее исполнение задания в том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Форма организации образовательного процесса: очная.
Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный
практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, игровой, убеждение, поощрение, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: групповая, парами, индивидуально
Формы организации учебного занятия: беседы, презентации, открытые занятия, учебная игра, занятия-сказки, наблюдения.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, Алгоритм учебного занятия.
Шаг первый: Подготовка занятия.
Для успешного проведения занятия огромное значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения педагога и подготовленности самого педагога. Шаг второй: Подготовка материала к занятию К подготовке материала относится следующее:
1 Подбор формата бумаги, необходимых схем и материалов.
- Проверка наличия и состояния материалов.
- Подготовка всего материала для демонстрации во время объяснения педагога. Сюда может входить:
а) приготовление образца;
б) материал для показа
Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа педагога должен быть заранее хорошо продуман и тщательным образом подготовлен.
Шаг третий: Организация процесса занятия Процесс занятия делится на 3 части:
- вступительная часть — указания педагога, беседа с детьми;
- руководство всем процессом выполнения работы
- заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.
Вступительная часть. Указания даются на каждом занятии, будь то рисование или лепка. Все зависит от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Вследствие этого в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана. Структура этой части занятия примерно такова:
- Проговаривается содержании предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
- Анализ изображаемого (натуры, образца). Беседа с учащимися.
- Конкретные указания к выполнению задания. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.
В эти три части каждый раз вкладывается новое содержание. Кроме того, соотношение упомянутых частей меняется: в одних случаях большее место отводится анализу предмета, например в предметном рисовании, в других — созданию живого, выразительного образа, например в сюжетном рисовании и т. д.
Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения детьми работы, педагог должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным учащимся, не упуская из виду ни того, ни другого. У одних ребят работа спорится и протекает ровно, у других сразу же после начала ее возникают затруднения: у них нет уверенности в том, как следует делать, и они начинают медлить, что сразу снижает темп работы и интерес к ней. Сомневающихся детей в группе может оказаться несколько человек. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. Это общее указание поможет неуверенным детям начать и продолжать работу в хорошем темпе, одновременно со всей группой.
Заключительная часть. После окончания работы проводится выставка и обсуждение работ.
Дидактические материалы: игры, демонстрационный материал, дидактический материал, видео и аудиозаписи в основном всё находится в электронном виде и осуществляется через показ или прослушивание на экране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендуемая литература для педагога:
- И.А. Лыкова «Цветные ладошки» парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. Издательский дом «Цветной мир2», Москва 2014 г.-144 с.
- Дегтева В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет: методическое пособие
- Василенко М.Ю. Оригами и рисование для дошкольников: Дополнительные программы.-М.:ТЦ Сфера, 2018.-128 с.
4.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство
«Скрипторий 2003», 2007 г
5.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
6.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
7.Соколова С. Сказки из бумаги. Санкт -Петербург, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)
(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик"
Цель программы – развитие конструктивных способностей у детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный квадратик»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный квадратик»...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик»
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик»...
Дополнительная образовательная программа " Волшебный квадратик"
1. Направленность программы.«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет
Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...