Дополнительная образовательная программа " Волшебный квадратик"
рабочая программа (старшая группа)
1. Направленность программы.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2. Новизна программы.
При обучении оригами пристальное внимание уделяется развитию познавательных процессов. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.
3. Актуальность программы.
В последние годы у дошкольников при формировании базовых геометрических и арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В дошкольном возрасте эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.
Не перечислить всех достоинств конструирования в развитии ребенка. Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peredelannaya_morozkinarabochaya_programma_volshebnyy_kvadratik_3.docx | 57.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Центр развития ребенка - детский сад №9»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета № 6 от « 31» августа 2023 г. | «Утверждено» Заведующая МАДОУ «Детский сад №9» _____________Ю.А. Тимошкина Протокол № _____от_____ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(Дополнительная общеразвивающая программа)
«Волшебный квадратик» (Художественное творчество)
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Морозкина Т.И., воспитатель
Саранск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 10 |
4. | Содержание изучаемого курса | 13 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 14 |
6. | Список литературы | 16 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Волшебный квадратик» |
Руководитель программы | Морозкина Татьяна Игоревна |
Организация-исполнитель | МАДОУ« Центр развития ребёнка- детский сад № 9» |
Адрес организации исполнителя | 430034, г. Саранск, ул. Ю. Святкина |
Цель программы | Художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. |
Направленность программы | Художественно-эстетическое |
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы | адаптированная |
Уровень реализации программы | дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; |
Ожидаемые конечные результаты программы | 5-6 лет Знать: - историю возникновения оригами; - основные приёмы складывания - правила техники безопасности на занятиях; Уметь: - подбирать бумагу нужного цвета - пользоваться чертёжными инструментами, ножницами - выполнять на основе базовых форм различные модели Владеть: - основными приёмами работы в технике оригами - основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в конструировании из бумаги в техники оригами 6-7 лет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2. Новизна программы.
При обучении оригами пристальное внимание уделяется развитию познавательных процессов. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.
3. Актуальность программы.
В последние годы у дошкольников при формировании базовых геометрических и арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В дошкольном возрасте эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.
Не перечислить всех достоинств конструирования в развитии ребенка. Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Чтобы детям, было, интересно придумываются оригами-сказки, загадки, истории, устраиваются совместные «пальчиковые театры» и разыгрываются необыкновенные сюжеты.
Во время проведения занятий с детьми для снятия излишней возбудимости, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.
4. Отличительные особенности программы.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления картин из бумаги и поделок, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это факты, характеризующие развитие ребенка.
Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением. Мускулатура ребёнка должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.
Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.
6. Цель программы.
Художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
7. Задачи программы
Образовательные:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Прививать любовь к искусству.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
8. Возраст детей.
Первый год обучения- старшая группа (5-6 лет)
Второй год обучения- подготовительная к школе группа ( 6-7 лет)
9. Сроки реализации.
Сроки реализации программы 2 года.
Срок проведения: с 1 октября по 31 мая
Периодичность занятий:
Старшая группа- 2 раза в неделю
Подготовительная группа- 2 раза в неделю
10. Формы и режим занятий.
Режим организации занятий:
Группа | Старшая |
Кол- во занятий в неделю | 2 |
Кол-во занятий в месяц | 4 |
Продолжительность занятия | 25 мин |
Продолжительность обучения | 1 год |
Группа | Подготовительная |
Кол- во занятий в неделю | 2 |
Кол-во занятий в месяц | 8 |
Продолжительность занятия | 30 мин |
Продолжительность обучения | 1 год |
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
5-6 лет
Знать:
- историю возникновения оригами;
- основные приёмы складывания
- правила техники безопасности на занятиях;
Уметь:
- подбирать бумагу нужного цвета
- пользоваться чертёжными инструментами, ножницами
- выполнять на основе базовых форм различные модели
Владеть:
- основными приёмами работы в технике оригами
- основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в конструировании из бумаги в техники оригами
6-7лет
12. Форма проведения итогов.
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
- Данных планового педагогического обследование уровня развития детей ( сентябрь и май);
- Беседа с воспитанниками и их родителями;
- Проведение консультаций для родителей
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка. Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре-октябре, итоговый – в апреле-мае. Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист
пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по
диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает
линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов
(инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или
отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по
диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали,
соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов
(инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или
отказывается от его выполнения
Задание№3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические
фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает)
все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2
геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические
понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат согнутый пополам и
предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все
геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических
понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Задание№5
Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой
линии.
Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;
2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии,
требуется помощь воспитателя;
1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.
Задание №6
Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям.
Инструкция: полученный треугольник сложи пополам сверху.
Итоговый показатель
Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов). Ребенок самостоятельно складывает
лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно
называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит
ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям.
Средний уровень: (от 10 до 15 баллов).
Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов). Ребенок не владеет навыками работы с
бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических
фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
Октябрь | |||||
«Диагностика» | 1 | 25мин | 10 мин | 15 | |
«Знакомство с искусством оригами» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Превращение квадратика» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Дом» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Гриб» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Морковка» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Яблоко» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Поросенок» | 1 | 25 мин | 10 мин | мин | |
Ноябрь |
| ||||
«Стакан» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Кот» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Лошадь» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Кит» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Рыба» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Яхта» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Стакан» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Акула» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
Декабрь | |||||
«Снеговик» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Гномик» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Снежинка » | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Хомяк» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Ворона» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Журавлик» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Пингвин» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Мороженое» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
Январь | |||||
«Лисичка» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Звезда» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Конвертик для письма» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Медведь» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Волк» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Шапка» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Дед Мороз» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
«Медуза» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
Февраль | |||||
« Лодка» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Сердечко» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Парусник» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Рубашка» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Машина» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Самолёт» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Истребитель» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Пилотка» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
Март | |||||
« Цветок» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Утка» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Платье» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Конфетка» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Тюльпан» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Сова » | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Мышь» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Жираф» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
Апрель | |||||
« Бабочка» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Божья коровка» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Солнышко» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Страус» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Бананы» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Ракета» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Змей» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Пчёлка» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
Май | |||||
« Воздушный змей» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Панда» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Змея» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | |
« Касатка» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Звёздочка» | 1 | 2 5мин | 10 мин | 15 мин | |
« Итоговое занятие» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
« Диагностика» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | |
Итого | 64 | 200 мин | 640 мин | 960 мин |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
Октябрь | |||||
«Диагностика» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Знакомство с искусством оригами» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Превращение квадратика» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Дом» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Гриб» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Морковка» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Яблоко» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Поросенок» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Ноябрь | |||||
«Стакан» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Кот» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Лошадь» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Кит» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Рыба» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Яхта» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Стакан» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Акула» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Декабрь | |||||
«Снеговик» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Гномик» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Снежинка » | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Хомяк» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Ворона» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Журавлик» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Пингвин» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Мороженое» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Январь | |||||
«Лисичка» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Звезда» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Конвертик для письма» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Медведь» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Волк» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Шапка» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Дед Мороз» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
«Медуза» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Февраль | |||||
« Лодка» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Сердечко» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Парусник» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Рубашка» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Машина» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Самолёт» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Истребитель» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Пилотка» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
Март | 30 мин | ||||
« Цветок» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Утка» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Платье» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Конфетка» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Тюльпан» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Сова » | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Мышь» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Жираф» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
Апрель | |||||
« Бабочка» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Божья коровка» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Солнышко» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Страус» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Бананы» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Ракета» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Змей» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Пчёлка» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
Май | |||||
« Воздушный змей» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Панда» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Змея» | 1 | 30 мин | 10мин | 20 мин | |
« Касатка» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Звёздочка» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Итоговое занятие» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
« Диагностика» | 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Итого | 64 | 200 мин | 640 мин | 960 мин |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Повторение | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
2 | Мои творения | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
3 | Оригами | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
4 | Что это значки | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
5 | Волшебная бумага | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
6 | В гости к чудесному листочку | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
7 | Мониторинг | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
8 | Путешествие в страну ориландию «Веселые мордашки» | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
9 | Бабочки к нам прилетели | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
10 | Разные рыбки | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
11 | Елка, елочка… | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
12 | Дед мороз и снегурочка | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
13 | Самолет построим сами | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
14 | Кто, кто в домике живет? | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
15 | Лягушонок | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
16 | Параход | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
17 | Рыбки в аквариуме | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
18 | Заяц-хвастун | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
19 | Щенок ( по произведениям В. Сутяева | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
20 | Конура для собачки | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
21 | Конура для собачки | 60 мин | 30 мин | 30 мин | |
22 | Подарок для папы | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
23 | Кораблик с флажком | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
24 | Цветок тюлбпана (подарок для мамы) | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
25 | Курочка –хохлатушка | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
26 | Птичка в гости к нам летит | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
27 | Совушка-сова- большая голова | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
28 | Кролик Банни | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
29 | Собака Туся | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
30 | Пять котят ( по произведениям В. Сутяева) | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
31 | Пять котят ( по произведениям В. Сутяева) | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
32 | Панно горшок с цветами | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
33 | Коллективная работа « У солнышка в гостях) | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
34 | Коллективная работа «Бабочки порхают на лугу» | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
35 | Мониторинг | 2 | 60 мин | 30 мин | 30 мин |
Итого занятий в год | 70 занятий |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам:
1. «Познавательное развитие» Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов.
2. «Речевое развитие» Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
3.«Художественно-эстетическое развитие» Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации. Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Физическое развитие» Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
5. «Изобразительная деятельность» Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся сочетать цвета по тону и оттенкам
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
2.Приемы и методы организации.
Программа кружка предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
-практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
3.Дидактический материал.
- Бумага: непосредственно рабочая: цветная из набора
- Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
- Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
- Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
- Салфетки: бумажная, тканевая.
- Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
- Кисти.
4.Техническое оснащение занятий.
- Музыкальный центр.
- Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
- Ноутбук.
- CD-Плеер.
- Телевизор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторский коллектив М.А.
- Васильева, Т.С. Комарова, В.В. Гербова / Москва, 2004 год)
- «Чудесные поделки из бумаги» - З.А. Богатеева, Москва, 1992г.
- «Уроки оригами дома и в школе» - С.Ю.Афонькин, Москва, 1995г.
- «Страна пальчиковых игр» - С.Ю.Афонькин, 1997г, Санкт-Петербург.
- «Журнал «Оригами»» - 1997г.
- «100 оригами» - Г.И.Долженко, 2003 г, Ярославль.
- «Оригами – лучшие модели», Т.Б.Сержантова, 2004, Москва.
- «Оригами для всей семьи» - Т.Б.Сержантова, 2005г, Москва.
- «Оригами – новые модели» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.
- «366 моделей оригами» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.
- «Бумажные фантазии оригами» - М.П. Згурская, 2007г.
План работы с родителями (законными представителями) 5-6 лет
Октябрь | Консультация «Что такое оригами» Буклет «Волшебный мир оригами» |
Ноябрь | Консультация «Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и как ее развивать» |
Декабрь | Консультация «Развитие мелкой моторики через технологию оригами» |
Январь | Папка-передвижка «Комплекс пальчиковых игр с использованием элементов оригами» |
Февраль | Консультация «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей» |
Март | Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» |
Апрель | Мастер – класс с родителями и детьми |
Май | Роль оригами в развитии конструктивного мышления у детей школьного возраста» |
План работы с родителями 6-7 лет
№ П/П | Содержание работы | Сроки выполнения |
1 | Формирование группы: беседы с родителями, изготовление памяток «Японское искусство- оригами». | Сентябрь |
2 | Консультация «Пальцами играем – речь развиваем». | Октябрь |
3 | Собрание с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста». | Ноябрь |
4 | Консультация «Оригами – хобби для всей семьи. | Декабрь |
5 | Анкетирование родителей на тему: «Оригами, результаты работы с детьми». | Февраль |
6 | Раздача брошюр для семей с упражнениями по отработке основных элементов складывания, с условными обозначениями, принятыми в оригами. | Март |
7 | Консультация "Оригами для будущих первоклассников" | Апрель |
8 | Помощь в создании методического пособия «пооперационные карты для занятий по оригами». | В течение года |
9 | Индивидуальные беседы и помощь родителям по запросам. | В течение всего года. |
10 | Итоговое собрание об успехах детей. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик"
Цель программы – развитие конструктивных способностей у детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный квадратик»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный квадратик»...
Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».
Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик»
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...
Дополнительная общеразвивающая программа Волшебный квадратик
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный квадратик"...