программа "Волшебный квадратик"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Программа «Веселый квадратик» разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, через применение разных способов и приемов работы с ней, обучать детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_kvadratik.docx | 385.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
наименование | страница |
1. Целевой раздел | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.2. Описание планируемых результатов освоения Программы | 6 |
2. Содержательный раздел | |
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка | 6-7 |
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 8-9 |
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы | 9-10 |
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 10 |
3. Организационный раздел | |
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы | 11 |
3.2 Описание Обеспеченности методическими материалами и средствами обучения | 11 |
3.3 Распорядок | 11-12 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа «Веселый квадратик» разработана педагогическим коллективом самостоятельно, входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности №5 г. Сосновоборска, на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Устав ДОУ.
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Программа «Веселый квадратик» разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, через применение разных способов и приемов работы с ней, обучать детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Занятия оригами, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы, а также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель реализации Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи реализации программы:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создать благоприятные условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- развивать у детей дошкольного возраста художественно – творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;
- учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными видами материалов (ножницы, бумага).
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.) и базовыми формами оригами.
- формировать умения следовать устным инструкциям.
- обучать различным приемам работы с бумагой.
- обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
- развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
- воспитывать интерес к искусству оригами.
- воспитывать умение детей использовать поделки в играх и театрализованной деятельности.
- воспитывать трудовые навыки, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы:
Принципы формирования Программы:
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка средствами конструирования;
- Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности;
- Принцип вариативности форм реализации Программы и гибкости планирования;
-Общепедагогические принципы: доступность, наглядность, последовательность, систематичность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При формировании Программы учтены следующие подходы:
Компетентностный подход – организация образовательного процесса через создание условий для формирования у ребёнка опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных задач, составляющих содержание образования;
Личностно-ориентированный подход – создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребёнком;
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника.
1.2. Описание планируемых результатов освоения Программы.
- Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, конструировании в том числе.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Процесс обучения детей строится с учетом особенностей развития конструктивной деятельности и включает в себя три основных направления:
1. Развитие познавательных и творческих способностей детей.
2. Развитие художественных способностей.
3. Развитие собственно конструктивных способностей, совершенствование технических умений и навыков работы с бумагой.
На образовательной деятельности дети учатся пользоваться инструкциями, понимать чертежи, разбираться в схемах. Анализируют объект, выделяют основные части и детали. Создают варианты знакомых моделей.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка:
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.)
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Таким образом, конструирование средствами бумаги способствует познавательному и художественно-эстетическому развитию дошкольников, расширяя и дополняя соответствующие образовательные области.
Занятия по конструированию внесены в расписание образовательной деятельности, строятся на основе тематического и перспективного планирования, организованы и проводятся в соответствии со структурой:
1.Мотивационно – организационный этап (история, легенда, игровая или проблемная ситуация и др., самостоятельное планирование детьми своей деятельности, выбор партнера, распределение ролей, организация пространства для конструктивной деятельности.).
2. Конструктивно-продуктивная деятельность детей.
3. Выставка и презентация готовых детских конструкций, рефлексия, оценка.
Перспективное планирование Приложение №1
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Формы работы | Способы | Методы | Средства |
Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Изготовление украшений Рассматривание Наблюдение Игра Беседа Проблемная ситуация Рассказ Организация выставок работ | Чтение Беседа Показ Диалог Повторение Рассматривание Выполнение | Раздаточный материал Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал ТСО |
Технологии реализации программы
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
- владение ножницами;
- обработка квадрата;
- создание основ (базовых форм) оригами;
- аппликативное оформление оригами;
- составление творческих композиций.
Общие правила при обучении технике оригами.
1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема - выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
8. После того, как поделка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания, в итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми руководствуемся следующими положениями:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического принуждения),
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства),
- открытое временное завершение деятельности (каждый работает в своем темпе).
- поощрение любознательности детей, отвечая на все вопросы, которые у них возникли
- предложение разнообразного раздаточного материала (схемы, инструкции) для практической работы, и дети выбирают его по своему желанию.
В группе разработан и функционирует Центр Детского творчества, в котором дошкольники могут использовать цветную бумагу для воплощения своих замыслов и творческих идей.
Во время «Клубного часа» воспитанники имеют возможность посетить клуб «Волшебный квадрат», где могут выполнить поделки по собственному замыслу.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1. обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2. поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка) через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется следующими способами:
-Информирование о целях и задачах обучения детей, о Программе в целом, её принципах, ожидаемых результатах освоения;
-Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях;
-Систематическое предоставление сведений родителям воспитанников об успехах их детей в овладении навыками конструирования из бумаги;
-Консультирование родителей;
-Памятки для родителей, содержащие интересные схемы и образцы для конструирования из бумаги.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
Материалы и оборудование:
1. Цветная бумага.
2.Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений).
3.Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами).
4. Салфетки: бумажная, тканевая.
5.Рабочая клеенка (для аппликативной обработки оригами).
6.Кисти
3.2 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, дидактический и раздаточный материал.
Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные.
Программно-методическое обеспечение
№ | наименование |
1 | Оригами в детском саду. С.И. Мусиенко, Г.В.Бутылкина |
2 | Теория и методика творческого конструирования в детском саду . Л.А. Парамонова |
3 | 100 оригами. Г.И. Долженко |
4 | Оригами для дошкольников. В.В.Выгонов |
5 | З.А.Богатеева Чудесные поделки из бумаги. М., Просвещение, 1992. |
6 | С.В. Соколова Оригами для дошкольников.; СПб.; Детство-Пресс, 2004год |
7 | О.А.Сафонова Конструирование из бумаги. Нижний Новгород, 1994. |
8 | Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. М., ЛИРУС |
3.3 Распорядок
Программа рассчитана для детей от 5 до 7 лет. Период реализации с сентября по май текущего учебного года. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторник и четверг, во второй половине дня, по подгруппам. Продолжительность 25 – 30 минут.
Список детей по подгруппам
№ | 1 подгруппа | 2 подгруппа |
1 | Кичапина Варя | Савостин Кирилл |
2 | Брючко Игорь | Оленева Юля |
3 | Ганин Егор | Обшивалкина Маша |
4 | Кузнецова Маша | Жибинов Максим |
5 | Королева Алина | Кипреев Никита |
6 | Сидоркина Лера | Давидюк Вика |
7 | Рымарева Маша | Гришаева Даша |
8 | Царенко Кристина | Огренич Саша |
9 | Данилова Диана | Изунхо Дима |
10 | Демко Ирина | Квакина Аня |
11 | Постоенко Наташа | Молоканова Мирослава |
12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"
Цель программыОзнакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, ...
Календарно- тематический план кружка по оригами "ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК"
Календарно - тематический план кружка по оригами "Волшебный квадратик" для детей старшего возраста....
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
Открытое занятие для родителей Праздник веселого квадратика
Открытое занятие - развлечение для детей и родителей. Цель: создать у детей радостное настроение, сформировать у родителей представление по развитию у детей с нарушением зрения сенсорных навыков, инте...
Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.
Цель программы Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приёмами техники ор...
Конспект интегрированного открытого занятия по математике средней группе «История веселого квадратика»
Ознакомление с геометрическими фигурами. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие воображения, мелкой моторики пальцев рук. Упражнять в счете до 5. Развивать слуховой анализатор. Формиров...