Диагностика развития познавательной сферы дошкольника
методическая разработка
Цель: Выявить уровень ориентировки в величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
Выполнила: студентка
42 группы
Пилюгина Марина
Наше исследование проходило на базе МДОБУ «Детский сад №____" г. ___. В исследовании принимали участие старший дошкольник в возрасте 7 лет.
Задание № 1. Изучение ориентировки в величине предметов (на материале построения сериационного ряда).
Цель: Выявить уровень ориентировки в величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.
Инструкция: Педагог готовит 10 палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.
Перед ребёнком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если ребенок затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд».
Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и не успешности построения сериационного построения сериационного ряда в процентах. Задание считается выполненным правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки.
Оценка уровня ориентировки в величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.
I уровень | II уровень | III уровень | IV уровень |
Ребенок выполняет задание на основе зрительного анализа длины палочек; | Ребенок выполняет задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу; | Ребенок выполняет задание путем проб (перестановкой палочек); | Ребенок осуществляет нецеленаправленные действия. |
Дополнительно добавлен самый низкий уровень при полном отказе ребёнка по выполнению задания.
Исследуемая Витя приступил к работе с некоторым беспокойством, но после того, как мы убрали часть материала и стали выдавать его последовательно, он приступила к раскладыванию. На выполнение задания потратил 5 минут, но после его выполнения переставляла некоторые результаты, т.е. использовала способ проб и ошибок. Таким образом можно заявить, что у Вити III уровень ориентировки в величине предметов.
Полученные данные диагностики представлены в таблице:
Задание № 2. Изучение переключения и распределения внимания.
Инструкция: Ребенку показывают рисунок и объясняют как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е. соответственно, галочку, черту, плюс и точку. Время выполнения – 2 минуты.
Обработка результатов. Общий показатель переключения и распределения внимания ребенка определяется по формуле:
0,5хN – 2,8n
S =
120
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2 минут;
N – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов.
Очень высокий: 10 баллов – показатель S больше чем 1,00.
Высокий: 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
Средний: 6-7 баллов – показатель S находится в пределах от 0,50 до 0,75.
Низкий: 4-5 баллов – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50
Очень низкий: 0-3 балла – показатель S располагается в пределах от 0,00 до 0,25.
Задание № 3. Изучение оперативной слуховой памяти.
Цели: Определение объема непосредственного запоминания словесного материала.
Инструкция: педагог готовит набор из 10 слов.
- Дом.
- Солнце.
- Ворона.
- Часы.
- Карандаш.
- Молоко.
- Стол.
- Снег.
- Окно.
- Книжка.
Предлагает ребёнку послушать и запомнить несколько слов, чтобы их повторить. Слова предъявляют в медленном темпе ( приблизительно 1 слово в секунду). Весь набор слов предъявляют однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по 1 баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко, окно-окна).
Уровни оценки результатов: | ||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий |
2 и менее правильно воспроизведенных слов. | 4-3 правильно воспроизведенных слов. | 6-5 правильно воспроизведенных слов. | 8-7 правильно воспроизведенных слов. | 10-9 правильно воспроизведенных слов. |
Протокол фиксации и оценки результатов
ФИ ребёнка | Коли-во правильно воспроизведённых слов | Уровень |
Витя | 5 | Средний |
Мальчик смог правильно воспроизвести 5 слов, остальные слова она либо вовсе не запомнил либо изменил их. Таким образом, можно утверждать. Что у Вити средний уровень оперативной слуховой памяти.
Задание № 4. Изучение процесса классификации.
Цель: Дать оценку уровня сформированности умений классифицировать предметы по различным признакам.
Инструкция: подобрать картинки размером 7х7 см по 5 шт. для каждой классификационной группы (игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты).
Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят одна к другой». Если испытуемый раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа: «почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что яблоко – это фрукт?». Если ребенок не может отнести какую-то картинку ни к одной группе, его спрашивают: «почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?» На решение задачи отводится 3 минуты.
Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе и складывают. Результаты соотносят с уровнями:
10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 минуты до 1,5 минут.
6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 мин.
4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 мин.
2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 мин.
0-1 балл – ребенок за 3 мин. не справился с задачей.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий уровень
8-9 баллов – высокий уровень
4-7 баллов – средний уровень
2-3 балла – низкий уровень
- балл – очень низкий уровень.
Полученные результаты:
Витя справился с заданием за 2,5 минуты. В ходе выполнения задания объяснял свой выбор. В случае затруднений откладывал карточки в сторону и возвращался к ним по завершении. Таким образом, у ребёнка процесс классификации находится на среднем уровне. В дальнейшем ребёнку необходимо давать побольше упражнений и заданий на развитие классификации.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Задание № 5.
Инструкция: наблюдение ведется за ребенком в группе на содержании таких занятий:
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие речи;
- рисование.
Это позволит получить более детальную характеристику познавательной деятельности ребенка, а также индивидуальные характеристики этой деятельности. Продолжительность наблюдений от 15 до 35 минут, в зависимости от вида содержания занятий и возрастной группы. Данные наблюдений заносятся в протокол и фиксируется в виде таблицы. Образец протокола:
Протокол от _________________________________________________________
Вид занятия | Время, мин. | Учебное поведение |
Обучение грамоте | 1,5 | Слушает объяснение воспитателя. Внимательно смотрит, как воспитатель пишет на доске слово ... куры. |
0,5 | Проговаривает его вместе с детьми. | |
1 | Слушает воспитателя (воспитатель дает задание написать печатными буквами слово, потом отступить строчку, написать еще раз). | |
1,5 | Открывает тетрадь, берет карандаш в руку. Смотрит на доску, где написано слово. | |
1,5 | Пишет слог «ку». | |
0,5 | Опять поднимает голову, смотрит на доску. | |
2 | Склоняется над тетрадью, пишет слог «ры». | |
0,5 | Смотрит, что получилось. Отступает строчку, пишет слово еще раз (на доску уже не смотрит). | |
1,5 | Смотрит на слово, кладет карандаш, смотрит на воспитателя. Педагог дает задание: «Составить схему слова, выделить гласные и согласные звуки». | |
1,5 | Смотрит на свое слово в тетради, берет карандаш. | |
1 | Проговаривает слово (шевелит губами) | |
2,5 | Чертит схему (обводит в тетради) | |
3 | Берет синий карандаш, отмечает согласные звуки (закрашивает 1 и 3 квадраты) | |
3,5 | Кладет карандаш в сторону, берет красный карандаш и закрашивает 2 и 4 квадраты | |
1,5 | Откладывает карандаш, смотрит на схему. Поднимает руку. Мальчик улыбается, закрывает тетрадь, отодвигает все в сторону. Педагог подходит, смотрит на работу ребенка, хвалит его. | |
26,5 мин. |
Оценка учебных умений осуществляется с помощью ниже указанных показателей.
Показатели учебных и практических умений детей в учебно-познавательной деятельности
Оценка | Содержание показателей |
2 | Ребенок принимает задание полностью, помнит о всех компонентах до конца работы. Действует сосредоточенно, энергично, примерно в одинаковом темпе в течение всей работы, соблюдает последовательность действий. Не отвлекается на другие дела до окончания работы. Допущенные ошибки замечает и устраняет (в процессе работы или при проверке). Не спешит сдать работу воспитателю, просматривает ее, вносит поправки, стремится, чтобы работа выглядела аккуратной. |
1 | Ребенок принимает цель деятельности, помнит о ней до конца занятия, по ходу работы допускает отдельные ошибки, но сразу их не замечает и не устраняет. При выполнении задания может действовать путем «проб и ошибок». После выполнения работы в основном просматривает ее бегло и исправляет лишь отдельные из допущенных ошибок, остальные часто не замечает. Качество оформления работы мало беспокоит ребенка. В случае затруднения обращается за помощью к воспитателю или товарищу. |
0 | Ребенок принимает только часть инструкции воспитателя, и затем не может удержать ее в памяти до конца или сразу же отходит от инструкции к заданию и действует по своему усмотрению, не ориентируясь на необходимые правила и требования. Без помощи не может до конца спланировать и выполнить работу. Часто поддержка взрослого или сверстника становится стимулом деятельности ребенка. Чаще всего ребенок не замечает допущенные ошибки. По окончании работы сразу - отдает ее воспитателю, не выражая интереса к результату, который почти никогда не достигает. |
Наряду с высокой активностью девочки, ему больше нравится узнавать что-то новое. Ребенок принимает задание полностью, помнит о всех компонентах до конца работы. Действует сосредоточенно, энергично, примерно в одинаковом темпе в течение всей работы, соблюдает последовательность действий. Не отвлекается на другие дела до окончания работы.
Допущенные ошибки замечает и устраняет (в процессе работы или при проверке).
Не спешит сдать работу воспитателю, просматривает ее, вносит поправки, стремится, чтобы работа выглядела аккуратной. Тикам образом уровень учебных и практических умений ребёнка в учебно-познавательной деятельности достаточно высок.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕНСОРНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Задание № 6
Инструкция:
1. Перед ребенком поочередно расставляют пособия для восприятия формы, величины, цвета и предлагают: «Сделай так же», «Дай такой же», «Дай красный (синий, зеленый, желтый)». Три точных действия указывают на сформированность умения. В процессе проверки ведется запись по форме:
Ф.И.О., возраст ребенка | Дата, время | Порядок предъявления игрушек | Игрушки | Инструкция экспериментатора | Действия ребенка |
6 лет | 25 Февраля 2019 | Педагог показывает ребёнку готовую постройку из плоскостного конструктора, рядом размещается в доступе ребёнка идентичные детали для новой постройки. | Детали плоскостного конструктора: Прямоугольники, треугольники, квадраты, круги, разного цвета и размера. | Посмотри внимательно, из каких деталей состоит плоскостная постройка. Сделай такую же новую, не разбирая моей постройки. | ребёнок внимательно рассматривает постройку взрослого, создаёт из подобных деталей похожую постройку. |
Педагог показывает ребёнку набор плоскостного конструктора разной формы, на своём наборе демонстрирует такие же по форме фигуры, но отличающиеся цветом. | Два набора плоскостного конструктора в каждом идентичные по форме, но разные по другим показателям фигуры. | Посмотри на фигуру, которая есть у меня и дай мне такую же из твоих по форме. | Ребёнок визуально обследует форму предмета, выбирает из своих и даёт педагогу. | ||
Педагог раскладывает перед ребёнком цветовую гусеницу с раскладкой на оттенки красного цвета, затем предлагает закрыть глаза – убирает какую-то из оттенков. | Гусеничка с разложенным на оттенки красным цветом. | Посмотри какой цвет у всей гусеницы? Как отличаются кружочки друг от друга? Закрой глаза. Теперь открой и посмотри какой кружок я вынула – попробуй найти куда его нужно поставить | Ребёнок рассматривает гусеничку, отвечает на вопросы. Закрывает глаза, находит выпавший цвет. |
Фамилия, имя, возраст ребенка | Восприятие | ||
величина | форма | Цвет | |
соотносит отождествляет называет | соотносит отождествляет называет | соотносит отождествляет называет | |
Витя при выполнении задания соотносил свои детали с деталями, имеющимися в постройке педагога. Выбирал только те, которые должны были занять определённое место по образцу, при выборе называла, какая деталь ей нужна сейчас. (по показателям) | Ребёнок при выполнении задания соотносила фигуры из образца взрослого с имеющимися, подбирала только подходящую по форме, называла по форме. | При выполнении задания у мальчика возникли трудности, которые он решил практическим путём – приставляя имеющуюся деталь по оттенкам к более подходящему окружению. |
Таким образом, у мальчика наблюдается достаточно высокий уровень сенсорного развития, но это требует дальнейшей работы по его закреплению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Мини - музей как средство развития познавательной сферы дошкольников"
Мини - музей - это элемент развивающей среды ДОУ. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать...

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников
Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...
Консультация для воспитателей ДОУ: "Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников".
материал для воспитателей,как надо развивать воспитание чувств...
Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников
Данная консультация разработана для воспитателей детей раннего возраста.Рассмотрены различные дидактические игры,которые являются успешным средством для познавательной сферы развития личности де...

Методическая разработка: "«Развитие познавательной сферы дошкольника через ознакомление с природой".
Воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли, и поступки. Об этом писал В.Сухомлинский: «Годы детства – пр...
Мастер-класс "Игры на развитие познавательной сферы дошкольников"
Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста являются наиболее актуальными. Игры способствуют развитию внимания, мышления, памяти, воображения дошкольников. Использование игровых те...

Диагностика Развития эмоциональной сферы дошкольников
Диагностика "развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы" включает в себя описание критериев и методов диагностики, характеристику уровней ра...