Консультация для воспитателей ДОУ: "Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников".
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

материал для воспитателей,как надо развивать воспитание чувств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников.

«…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжать его во весь период обучения, который подготавливает индивидуум для жизни в обществе».    Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность.  Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с самого  раннего возраста.

Ребенок активно познает мир, исследуя всё происходящее вокруг. Именно поэтому в этом возрасте следует начинать сенсорное развитие ребёнка. Это прежде всего развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Ранний возраст наиболее благоприятен  для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети- эмоциями. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры, так как надо обратить внимание на те стороны развития ребёнка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка дошкольного возраста является предметная  игра.  Не зря  проблема  игры  как интеллектуальной деятельности всегда была в центре внимания исследователей детского развития. Этой темой занимались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, В.Штерн и др.Сенсорное развитие детей всегда было и остаётся определяющим.

Одним из основных средств сенсорного развития  детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определённой  системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и  воспитания детей. Учебное, познавательное  начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих цели сенсорного и умственного воспитания детей.

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом ), настольно- печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними ,  дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Например такие: «Чьи это детки?»,  «Выложи узор из разных листочков», « Разложи камушки», «Найди пару»,     «Кто в домике живёт».       Настольно- печатные игры - интересное занятие для детей .Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Пример игр: «Что растет на грядке», «А что было потом?», «Отгадай какую картинку спрятали», «Кто это?».

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретённые раннее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях. Это игры: «Отгадай-ка», «Магазин», «Похож- не похож», «Назови одним словом» и др . Педагог организует и проводит  дидактические игры как во время непосредственно образовательной деятельности детей, так и вне её, упражняя детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. Систематически дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность , внимание, настойчивость , развиваются познавательные способности. Например, такие игры ,как «Подбери зонтик к капельке», «На что похоже», «Найди ключик к двери»- закрепляют у детей знания цветов радуги, учат сравнивать форму изображенных предметов с геометрическими фигурами. Игра «Собери радугу» учит детей различать и называть цвета спектра; «Хоровод друзей»-закрепляет понятия «большой -маленький», упражняет детей в соотношении предметов по величине; «Что бывает …(круглым ,квадратным ,треугольным прямоугольным, овальным)» помогает в нахождении предметов заданной фигуры в окружающем пространстве.

Несомненно, сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности. Восприятие будет полным , если в нем участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Таким образом, через игровые приёмы дети особенно хорошо усваивают сенсорные эталоны.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношения к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. Главной и отличительной особенностью дидактических игр и упражнений является то, что интеллектуальные задания предлагаются детям в игровой форме. Дидактическая игра используется как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Она представляет собой ряд подготовительных операций , включенных в игровую задачу. Они возможны тогда, когда возникают игры с задачами . Это игры, которые подготавливают развитие познавательных операций, требуемых в дальнейшем учебной деятельностью ребёнка. Такие игры как «Что изменилось?» используют для упражнения в запоминании, «Магазин игрушек»- для развития мышления и речи, « Отгадай ,что задумали»-наблюдательности, внимания.

Играя, ребёнок может применить свои первые умения  и знания. В правильно организованных играх вырабатываются необходимые каждому человеку качества, такие как внимание, терпение, сосредоточенность, самоконтроль. Взаимодействие  с доброжелательно настроенным взрослым способствует формированию креативности , адекватной самооценки и независимости. В игре ребёнок стремится научиться тому , что ещё не умеет. Очень важно помнить ,что игры должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое , радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать самому. Эта радость - залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребёнка.

Итак, период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка .От его уровня в значительной степени зависит умственное, физическое, эстетическое воспитание детей. Таким образом , успешность обучения ребёнка в школе во многом зависит от качества его подготовки в дошкольный период детства. Все дети должны иметь достаточно высокий уровень готовности к школьному обучению так как возможность единого "старта" для первоклассников позволит каждому из них чувствовать себя уверенно и стать конкурентно-способной личностью уже на начальном этапе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников

Данная консультация разработана для воспитателей детей раннего возраста.Рассмотрены различные дидактические игры,которые являются успешным средством  для познавательной сферы развития личности де...

Консультация для педагогов ДОУ «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования в жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – челове...

«Игра – важнейшее средство успешного развития познавательных процессов обучающихся»

quot;Дидактичкские игра в развитии познавательных способностей" в ходе заседания Педагогического совета "Игра - важнейшее средство успешного развития позновательных процессов обучающихся&qu...

Консультация для родителей "Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей"

Консультация для родителей о роли дидактических игр в развитии детей....

Консультация для родителей «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей».

Консультация для родителей "дидактическая игра как важное средство умственного развития детей"....

Консультация для родителей «Дидактическая игра, как важное средство умственного развития детей»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительно...