«Уклад образовательной организации – основа Рабочей программы воспитания ДОУ»
учебно-методический материал

Хмелевская Лариса Владимировна

Рабочая программа воспитания определяет Уклад образовательной организации как общественный договор участников образовательных отношений, который опирается на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Т.е. это Нравственные, идеологические устои жизни ДО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uklad_oo_kak_osnova_rabochey_programmy_vospitaniya.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Уклад

образовательной организации – основа Рабочей программы воспитания ДОУ»

       

Старший воспитатель

МКДОУ – детский сад «Лукоморье»

Хмелевская Л.В.

27.03.2023г

       Рабочая программа воспитания определяет Уклад образовательной организации как общественный договор участников образовательных отношений, который опирается на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Т.е. это Нравственные, идеологические устои жизни ДОШ.ОРГ.

В основе уклада лежат базовые инвариантные ценности, заявленные РПВ. И При разработке уклада ДОО определяются собственные (инструментальные) ценности, которые нужны для реализации базовых (профессионализм, сотрудничество, сохранение традиций детского сада, поселка, развитие творческих способностей и др. Они, как и базовые, находят свое отражение во всей жизнедеятельности ДОО:

● в правилах и нормах;

● в традициях и ритуалах ДОО;

● в системе отношений в разных типах общностей;

● в характере воспитательных процессов;

● в РППС.

Т.е. все взаимосвязано

Базовые и инструментальные ценности проявляются в формальных и неформальных правилах и нормах ДОО.

Со временем они переходят в традиции и ритуалы ДОО. Правила, нормы и традиции ДОО задают характер и систему отношений в общностях — профессиональных, профессионально-родительских, детских и детско-взрослых. Система существующих отношений, в свою очередь, определяет характер воспитательных процессов, РППС, которые напрямую влияют на эффективность воспитания.

Подробней рассмотрим как реализуется элементы уклада В нашей образовательной организации.

  1. Правила и нормы определяют Культуру поведения в сообществах, являются одной из значимых составляющих уклада детского сада.

 Для регламентации межличностных отношений

в у нас  разработаны нормативные локальные акты основные из них:  

Положение о нормах профессиональной этики, коллективный договор, устав, правила внутреннего трудового распорядка, договор с родителями.

СЛ 4 В профессиональной общности в качестве уклада отношений мы рассматриваем коллектив как команду, которая принимает совместные решения, обеспечивает профессиональную взаимопомощь, идет к единой цели.

СЛ 5 Кроме того, педагогами приняты правила общения с родителями. Они направлены на создание доброжелательной обстановки и атмосферы сотрудничества. Это есть направленность уклада в профессионально-родительской общности.

Для детской общности разработаны правила и нормы поведения в группах в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Формирование навыков правильного поведения осуществляется через игры, игровые упражнения, просмотр видеопрезентаций о дружбе, взаимопомощи, о правилах поведения.

Педагоги создают условия, при которых воспитанники должны чувствовать себя комфортно, спокойно и защищено. Содержащиеся запреты разумные и понятные детям при этом их не должно быть много.

  1. Элементы уклада Традиции  и  ритуалы, пожалуй самая содержательная составляющая уклада дошкольной организации. 

Мероприятия в рамках календарного плана воспитательной работы. Событийные общесадовские мероприятия, в которых участвуют дети всех возрастных групп (декада инвалидов, праздник мам, социальные акции, малые спортивные игры), совместные детско-взрослые проекты. Годовой круг праздников: государственных, традиционных праздников культуры. «Колядки»,  «Масленица», «Прощанье с ёлкой». Тематические недели: Неделя Здоровья, Неделя Безопасности, Неделя психологии и др.; 

СЛ 6 Особенно хочу остановиться на социальных акциях.

Большое внимание уделяем празднованию Дня победы, используя традиции

- Бессмертный полк;

- Мастерская «Подарок ветерану»;

- Стена памяти;

СЛ 7 Свеча памяти

Также известные акции настоящего времени Письмо солдату, Подарок солдату (тесно с родительской общностью, родители активно принимают участие, отправляем большими коробками).

СЛ.8 В этом году пробовали Новую Акцию «Коробка храбрости», в течение недели воспитанники вместе с родителями активно наполняют коробки в приемных групп, раскрасками, книгами, канцелярией, развивающими играми и т.д. Затем все собранное передается в дневной стационар Новосибирской областной больницы, где получают лечение маленькие пациенты с онко заболеваниями.

Сл. 9 Экологические акции по формированию ценности Природа (накорми птиц, создание «Столовой для пернатых»; Красная книга природы; сбор макулатуры);

СЛ.10 Системные проекты: «Юные инспекторы движения»,

СЛ 11 «Эколята -дошколята».

Причем в рамках Эколят пробуем традицию – театрализация экологического спектакля, предоставляя возможность всем детям быть героем какой – либо роли.

Само понятие Традиции обязывает нас применять русские народные игры в воспитательной деятельности. Осуществляем через режимные моменты (прогулки) и детско-взрослые проекты. СЛ 12 Так, в этом году реализован проект «Русские народные подвижные игры как способ приобщения дошкольников к ЗОЖ».

Также для приобщения к русским народным традициям используем  Поход в мини-музей.

СЛ 13 Традицией стало совместное оформление стен к различным датам.

В конце учебного года пополняем «Альбом выпускников»

Завели альбом «История детского сада»

На уровне группы поддерживаем традиции:

СЛ 14 Утренний круг — это форма организации образовательной деятельности взрослых и детей в режимный момент. Не только приветствие детей, создание доброжелательной атмосферы, но и  эффективное знакомство детей с государственной символикой, учим гимн в старших группах.

«Вечерний круг» подводим итоги прошедшему дню: что планировали, что получилось, над чем нужно поработать, отмечаем положительные моменты.

СЛ 15 «Сказка перед сном» ритуал в младших группах.

«Новости выходного дня» - по понедельникам ребята рассказывают как провели выходные

Ритуал «Чествование именинника»

«Наша гордость» - на стенде вывешивается благодарности, сертификаты детей, тем самым отмечая их успехи в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

СЛ 16 В младших группах завели традицию «Дерево добра» в течение недели детки за положительные и добрые поступки получают жетоны, в конце недели у кого больше жетонов, тот получает медаль «доброты».

Светофор питания. Речь идет о регулировании питания. Второй год педагоги проходят курсы «Основы здорового питания (для детей дошкольного возраста)» Перед приемом пищи обсуждаем блюда меню и рассуждаем об их пользе, обращая внимание на поведение за столом.

Таким образом, составляющие уклада, традиции и ритуалы помогают создавать в группе атмосферу, когда дети и педагоги действительно ощущают себя членами единого сообщества. Все Традиции объединены воспитательным компонентом.

  1. Система отношений  разных общностей как элемент уклада у нас отражается в культуре поведения и общения со всеми участниками образовательных отношений. Выше я называла локальные акты, где обозначены нормы и правила, в том числе и о правилах общения с родителями.

Педагоги, выстраивая работу с семьями воспитанников, традиционно используют:

- Фотоотчет на стенде каждой группы (деятельность детей в течение дня) и контакте гр. Лукоморья общую информацию.

- видеопоздравление на праздники опубликовываем в соц.группах

- оформление газет к праздникам пап, мам, бабушек.(бумажные варианты)

СЛ 17 В этом году пробуем акцию «Радуга семейных традиций», в которой активно принимают участие семьи воспитанников, для повышения роли и ответственности родителей в  гражданском воспитании ребёнка.  Акция направлены на сотрудничество в рамках Всероссийской акции «Ценности будущего в традициях народной культуры» международного движения «Сделаем вместе».

Содержание уклада направлено на открытые и доверительные отношения с родителями.

Также к этому элементу уклада относится культура сетевого взаимодействия. Очень тесно детский сад взаимодействует с социальным партнером ДК Мичуринский в рамках договора, плана работы через игровые программы. Особо популярно – конкурсы чтецов.

Система отношений в профессиональной общности отражается и в наставничестве. Работа выстраивается в соответствии с Положением, программой наставничества.

Следующий элемент уклада - характер воспитательных процессов

Данный элемент мы учитываем при организации воспитательной деятельности. Основные принципы:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- культуросообразный характер воспитания;

-системный характер воспитания, направленный на формирование целостной картины мира;

- применение системно-деятельностного подхода с детьми;

- непосредственное привлечение родителей к процессу воспитания.

СЛ 18 Так реализация детско-взрослых проектов позволяет соблюдать принципы, задействовать родителей и дает возможность деятельному участию детей в процессе воспитания. В этом году был реализован проект «Хлеб всему голова». Как пример формирования ценности «Знание». Предлагаю эксперименты ребенка. СЛ 19, 20

Также один из принципов характера воспитательных процессов - поиск инновационных форм процесса воспитания в том числе для детей с ОВЗ. Здесь мы рассматриваем парциальную программу «Алгоритмизация и программирование для дошкольников в цифровой образовательной среде «Пиктомир» и логопедические занятия на интерактивном логопедическом комплексе «Рычи не молчи».

СЛ 21 Принцип  - учет региональных особенностей осуществляем в рамках реализации парциальной программы «Маленький гражданин большой страны» (мини – проекты, целевые прогулки, экскурсии).

Таким образом составляющая уклада - характер воспитательных процессов представляет Целостность и системность воспитательного процесса, деятельностную инициативность и сотрудничество.

  1. Последний элемент уклада - предметно-пространственной среда.

Она выстраивается в соответствии с требованиями ФГОС ДО.  Направлена на создание уголков по направлениям воспитания.

СЛ 22 Одна из основных линий воспитывающей среды, которой мы стараемся придерживаться – участие ребенка в создании РППС, когда он сам творит, получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым (уголок патриотического воспитания, экран настроения, уголки экспериментов, ежедневные выставки самостоятельных рисунков, поделок и пр.).

Таким образом, Уклад образовательной организации – является основой Рабочей программы воспитания. Уклад основан на культуре, традициях, благодаря этому рождается команда, коллектив, задается характер воспитательной среды.

Сейчас в связи с ФОП есть возможность проанализировать уклад, что добавить, что убрать. СЛ 23 Для анализа Уклада можно воспользоваться схемой, представленной институтом воспитания РАО.

Ценности

Что есть

От чего отказаться

Что добавить

Правила и нормы

Что есть

От чего отказаться

Что добавить

Традиции и ритуалы

Что есть

От чего отказаться

Что добавить

Система отношений в разных типах общностей

Что есть

От чего отказаться

Что добавить

Характер воспитательных процессов

Что есть

От чего отказаться

Что добавить

Предметно – пространственная среда

Что есть

От чего отказаться

Что добавить

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базисная основа Рабочей программы воспитателя дошкольной образовательной организации

Базисная основа Рабочей программы воспитателя дошкольной образовательной организации представляет собой подробный план. Данная программа поможет педагогам составить рабочую программу на любой возраст....

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»

Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...

Внедрение примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующие образовательные программы дошкольного образования

quot;Внедрение примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующие образовательные программы дошкольного образования"Примерная программа признана помочь образоват...

«Рабочая программа воспитания: формы совместной деятельности в образовательной организации, организация предметно – пространственной среды, социальное партнёрство»

Формы совместной деятельности в ДОУ 1.Работа с родителями (законными представителями). Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности ...