«Рабочая программа воспитания: формы совместной деятельности в образовательной организации, организация предметно – пространственной среды, социальное партнёрство»
рабочая программа

Иванова Снежана Юрьевна

Формы совместной деятельности в ДОУ

1.Работа с родителями (законными представителями).

 Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения нашего детского сада

В целях педагогического просвещения родителей (законных представителей обучающихся, воздействия на семейное воспитание используются различные формы работы. По каждой возрастной группе воспитателями ежегодно составляется План работы с родителями и вносится в рабочую программу воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №9 «Колосок» дер. Часовеная» Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Сообщение на тему:

«Рабочая программа воспитания:

формы совместной деятельности в образовательной организации, организация предметно – пространственной среды,

социальное партнёрство»

Подготовила:

Иванова Снежана Юрьевна

старший воспитатель

ДОУ №9

д. Часовенная, 2023г.

Формы совместной деятельности в ДОУ

#1056;абота с родителями (законными представителями).

Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения нашего детского сада

В целях педагогического просвещения родителей (законных представителей обучающихся, воздействия на семейное воспитание используются различные формы работы. По каждой возрастной группе воспитателями ежегодно составляется План работы с родителями и вносится в рабочую программу воспитателя.

Виды и формы деятельности, которые используются в деятельности наши детского сада:

• родители помогают и участвуют в организации и проведении мероприятий (акции, выставки, конкурсы, досуги);

• педагоги организуют работу с коллективом родителей (проводят общие и групповые собрания, беседы, тематические выставки, круглые столы, семинары и пр.);

• педагоги оказывают индивидуальную педагогическую помощь родителям (проводят консультации, мастер-классы, совместные выставки и др.);

• организуют совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей (тематические вечера, семейные праздники, дни открытых дверей и др.);

• используют новые формы обучения родителей педагогическим знаниям (деловые игры, семинары, родительские клубы, мастер-классы);

• используются различные средства информации (проводятся тематические выставки, оформляются специальные стенды, действует сайт ДОУ №9, странички в социальных сетях).

Работа с родителями в группах детей раннего возраста имеет свои особенности и специфику. Первые дни посещения ребенком ДОУ особенно ответственный период в работе с семьей: от того, какие впечатления сложатся у родителей (законных представителей) ребенка, во многом зависят дальнейшие взаимоотношения организации и семьи. Партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным, при условии, что организация знакома с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление об организации, которой доверяет воспитание ребенка.

2. События образовательной организации.

Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком. Сущность воспитательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно со взрослыми проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Подготовка, организация и проведение воспитательного события проходит с учетом принципов:

• творческий подход к организации события;

• активность и самодеятельность детей;

• поддержка инициативы детей;

• формирование опыта самостоятельного решения проблемы;

• избегание оценочных суждений;

• коллективизм и социальная солидарность.

Педагоги нашего сада (ДОУ №9) реализуют следующие формы воспитательных событий:

  1. запланированное (календарное) - беседы, беседы с использованием презентации, ознакомление с «Символикой России» , рассматривание иллюстраций, творческий коллаж, прослушивание музыкальных произведений, конкурсы, рассматривание экспонатов, знакомство с историей возникновения праздников.
  2. спонтанно-случающееся формы - проект, акция, марафон, игра, конкурс, праздник, досуг, экскурсия, традиция, спонтанно возникшая ситуация.

Фактором, укрепляющим, обогащающим формы события, является педагогическое сотрудничество с семьями обучающихся и (или) социальными партнерами, как субъектами событийной общности. Определяются общие цели, которые, в свою очередь, обеспечивают совместную деятельность в рамках событийного воспитательного пространства. Для организации традиционных событий используется сюжетно-тематическое планирование образовательного процесса с учетом календарно-тематического плана. Темы определяются исходя из интересов и потребностей детей и родителей, а также необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях, детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, чтении художественной литературы, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми. В организации воспитательной деятельности учитывается также принцип сезонности, доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, 3 февраля и т. п., общественно-политические праздники. Событийные мероприятия планируются на основе традиционных ценностей российского общества, Указа Президента РФ о теме предстоящего календарного года и событий в РФ, календаря образовательных событий, календаря профессиональных праздников. В соответствии с возрастными особенностями воспитанников, каждый педагог создает тематический творческий проект в своей группе и реализует его в течение года.

3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях. Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению Программы ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания. Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО.

Основные виды организации совместной деятельности в образовательных ситуациях детского сада (ДОУ №9):

• ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;

• чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;

• разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, инсценировки;

• рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;

• организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное);

• игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие, квест- игра);

• демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).

Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Организация предметно-пространственной среды ДОУ№9

Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОУ №9 и включает:

• оформление помещений;

• оборудование;

• игрушки.

ППС отражает ценности, на которых строится Программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком. Реализация воспитательного потенциала предметно пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.

Вся среда нашего детского сада (ДОУ №9) является гармоничной и эстетически привлекательной. Окружающая ребенка ППС, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир дошкольника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с ППС как:

• оформление интерьера дошкольных помещений (групп, коридоров, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;

• размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций;

• озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха;

• акцентирование внимания дошкольников посредством элементов ППС (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах. Поэтому территория ДОУ №9 благоустроена, каждая группа имеет прогулочный участок. Все участки озеленены насаждениями различных видов деревьев и кустарников, имеются клумбы с однолетними и многолетними насаждениями. На территории ДОУ №9 находятся: площадки для игровой и физкультурной деятельности детей. Все оборудование покрашено и закреплено. В группах созданы различные центры активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность.

В группах предусмотрен следующий комплекс центров детской активности:

1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие".

2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" и "Физическое развитие".

4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие".

5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.

9. Центр театрализации, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.

11. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

При выборе материалов и игрушек для ППС наши воспитатели ориентируются на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.

Социальное партнерство ДОУ №9

Особая значимость в воспитательной работе придается взаимодействию с социальными партнерами ДОУ №9. Устанавливая социальное партнерство ДОУ №9 с другими заинтересованными лицами, создаются условия:

• для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа);

• формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

• воспитания уважения к труду взрослых.

Взаимодействие ДОО с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

• добровольность;

• равноправие сторон;

• уважение интересов друг друга;

• соблюдение законов и иных нормативных актов.

Сотрудничество коллектива ДОУ №9 с коллективами других ДОУ помогает повысить качество образования за счет объединения материальных и технических ресурсов. Сотрудничество коллектива ДОУ 9 с МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» обеспечивает преемственность и непрерывность в организации воспитательной работы между дошкольным и начальным звеном образования. Проводятся взаимопосещения открытых занятий и мероприятий, проводимых как в школе, так и в детском саду. , учащиеся школы готовят праздники для детей ДОУ в канун Старого Нового года, члены ЮИД школы ежегодно проводят конкурсы и викторины по правилам ПДД.

Для развития у детей целостного представления об окружающем мире, усвоения социальных ценностей, формирования личностной культуры организуется совместная деятельность с сельской библиотекой деревни Часовенная. Традиционными стали встречи с библиотекарем Семеновой Верой Ананьевной. На подобных встречах воспитанники ДОУ знакомятся с новинками детской художественной и познавательной литературы.

Задача создания условий для сохранения здоровья воспитанников и проведения коррекционно-профилактических мероприятий, формирования здоровьесберегающей среды детского сада (ДОУ 9) решается путем социального партнерства с Часовенским фельшерско акушерским пунктом ».

Ежегодно в апреле специалистами МБУДО «Центр психолого - педагогического и медико- социального сопровождения «Доверие проводится мониторинг готовности выпускников ДОУ к обучению в школе.

Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса. Такая работа, проводимая в ДОУ, способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе детского сада только с семьями своих воспитанников, развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как способ реализации основной образовательной программы ДОУ"

Содержание. Функции предметно-пространственной среды.Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей средыХарактеристика отдельных элементов среды и обоснован...

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Оснащение предметно – пространственной среды (социально - эмоциональный уголок)

Рекомендации подойдут как опытным так и малоопытным воспитателям. По возрастам структурировано наполняемость социально- эмоционального уголка. Это игы, пособия, различные материалы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет старшей группы составлена на основе примерной образовательной программы «Детство» авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.

Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» старшая группа.Программа определяет содерж...

Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"

Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет средней группы составлена на основе примерной образовательной программы "Детство" авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет средней группы составлена на основе примерной образовательной программы "Детство" авторы: Т.И. Бабаева, А....