«Рабочая программа воспитания: формы совместной деятельности в образовательной организации, организация предметно – пространственной среды, социальное партнёрство»
рабочая программа
Формы совместной деятельности в ДОУ
1.Работа с родителями (законными представителями).
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения нашего детского сада
В целях педагогического просвещения родителей (законных представителей обучающихся, воздействия на семейное воспитание используются различные формы работы. По каждой возрастной группе воспитателями ежегодно составляется План работы с родителями и вносится в рабочую программу воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №9 «Колосок» дер. Часовеная» Волжского муниципального района Республики Марий Эл
Сообщение на тему:
«Рабочая программа воспитания:
формы совместной деятельности в образовательной организации, организация предметно – пространственной среды,
социальное партнёрство»
Подготовила:
Иванова Снежана Юрьевна
старший воспитатель
ДОУ №9
д. Часовенная, 2023г.
Формы совместной деятельности в ДОУ
#1056;абота с родителями (законными представителями).
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения нашего детского сада
В целях педагогического просвещения родителей (законных представителей обучающихся, воздействия на семейное воспитание используются различные формы работы. По каждой возрастной группе воспитателями ежегодно составляется План работы с родителями и вносится в рабочую программу воспитателя.
Виды и формы деятельности, которые используются в деятельности наши детского сада:
• родители помогают и участвуют в организации и проведении мероприятий (акции, выставки, конкурсы, досуги);
• педагоги организуют работу с коллективом родителей (проводят общие и групповые собрания, беседы, тематические выставки, круглые столы, семинары и пр.);
• педагоги оказывают индивидуальную педагогическую помощь родителям (проводят консультации, мастер-классы, совместные выставки и др.);
• организуют совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей (тематические вечера, семейные праздники, дни открытых дверей и др.);
• используют новые формы обучения родителей педагогическим знаниям (деловые игры, семинары, родительские клубы, мастер-классы);
• используются различные средства информации (проводятся тематические выставки, оформляются специальные стенды, действует сайт ДОУ №9, странички в социальных сетях).
Работа с родителями в группах детей раннего возраста имеет свои особенности и специфику. Первые дни посещения ребенком ДОУ особенно ответственный период в работе с семьей: от того, какие впечатления сложатся у родителей (законных представителей) ребенка, во многом зависят дальнейшие взаимоотношения организации и семьи. Партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным, при условии, что организация знакома с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление об организации, которой доверяет воспитание ребенка.
2. События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком. Сущность воспитательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно со взрослыми проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Подготовка, организация и проведение воспитательного события проходит с учетом принципов:
• творческий подход к организации события;
• активность и самодеятельность детей;
• поддержка инициативы детей;
• формирование опыта самостоятельного решения проблемы;
• избегание оценочных суждений;
• коллективизм и социальная солидарность.
Педагоги нашего сада (ДОУ №9) реализуют следующие формы воспитательных событий:
- запланированное (календарное) - беседы, беседы с использованием презентации, ознакомление с «Символикой России» , рассматривание иллюстраций, творческий коллаж, прослушивание музыкальных произведений, конкурсы, рассматривание экспонатов, знакомство с историей возникновения праздников.
- спонтанно-случающееся формы - проект, акция, марафон, игра, конкурс, праздник, досуг, экскурсия, традиция, спонтанно возникшая ситуация.
Фактором, укрепляющим, обогащающим формы события, является педагогическое сотрудничество с семьями обучающихся и (или) социальными партнерами, как субъектами событийной общности. Определяются общие цели, которые, в свою очередь, обеспечивают совместную деятельность в рамках событийного воспитательного пространства. Для организации традиционных событий используется сюжетно-тематическое планирование образовательного процесса с учетом календарно-тематического плана. Темы определяются исходя из интересов и потребностей детей и родителей, а также необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях, детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, чтении художественной литературы, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми. В организации воспитательной деятельности учитывается также принцип сезонности, доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, 3 февраля и т. п., общественно-политические праздники. Событийные мероприятия планируются на основе традиционных ценностей российского общества, Указа Президента РФ о теме предстоящего календарного года и событий в РФ, календаря образовательных событий, календаря профессиональных праздников. В соответствии с возрастными особенностями воспитанников, каждый педагог создает тематический творческий проект в своей группе и реализует его в течение года.
3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях. Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению Программы ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания. Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО.
Основные виды организации совместной деятельности в образовательных ситуациях детского сада (ДОУ №9):
• ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;
• чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
• разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, инсценировки;
• рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
• организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное);
• игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие, квест- игра);
• демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.
Организация предметно-пространственной среды ДОУ№9
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОУ №9 и включает:
• оформление помещений;
• оборудование;
• игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится Программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком. Реализация воспитательного потенциала предметно пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.
Вся среда нашего детского сада (ДОУ №9) является гармоничной и эстетически привлекательной. Окружающая ребенка ППС, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир дошкольника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с ППС как:
• оформление интерьера дошкольных помещений (групп, коридоров, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;
• размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций;
• озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха;
• акцентирование внимания дошкольников посредством элементов ППС (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах. Поэтому территория ДОУ №9 благоустроена, каждая группа имеет прогулочный участок. Все участки озеленены насаждениями различных видов деревьев и кустарников, имеются клумбы с однолетними и многолетними насаждениями. На территории ДОУ №9 находятся: площадки для игровой и физкультурной деятельности детей. Все оборудование покрашено и закреплено. В группах созданы различные центры активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность.
В группах предусмотрен следующий комплекс центров детской активности:
1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие".
2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" и "Физическое развитие".
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие".
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
9. Центр театрализации, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
11. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
При выборе материалов и игрушек для ППС наши воспитатели ориентируются на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
Социальное партнерство ДОУ №9
Особая значимость в воспитательной работе придается взаимодействию с социальными партнерами ДОУ №9. Устанавливая социальное партнерство ДОУ №9 с другими заинтересованными лицами, создаются условия:
• для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа);
• формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
• воспитания уважения к труду взрослых.
Взаимодействие ДОО с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
• добровольность;
• равноправие сторон;
• уважение интересов друг друга;
• соблюдение законов и иных нормативных актов.
Сотрудничество коллектива ДОУ №9 с коллективами других ДОУ помогает повысить качество образования за счет объединения материальных и технических ресурсов. Сотрудничество коллектива ДОУ 9 с МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» обеспечивает преемственность и непрерывность в организации воспитательной работы между дошкольным и начальным звеном образования. Проводятся взаимопосещения открытых занятий и мероприятий, проводимых как в школе, так и в детском саду. , учащиеся школы готовят праздники для детей ДОУ в канун Старого Нового года, члены ЮИД школы ежегодно проводят конкурсы и викторины по правилам ПДД.
Для развития у детей целостного представления об окружающем мире, усвоения социальных ценностей, формирования личностной культуры организуется совместная деятельность с сельской библиотекой деревни Часовенная. Традиционными стали встречи с библиотекарем Семеновой Верой Ананьевной. На подобных встречах воспитанники ДОУ знакомятся с новинками детской художественной и познавательной литературы.
Задача создания условий для сохранения здоровья воспитанников и проведения коррекционно-профилактических мероприятий, формирования здоровьесберегающей среды детского сада (ДОУ 9) решается путем социального партнерства с Часовенским фельшерско акушерским пунктом ».
Ежегодно в апреле специалистами МБУДО «Центр психолого - педагогического и медико- социального сопровождения «Доверие проводится мониторинг готовности выпускников ДОУ к обучению в школе.
Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса. Такая работа, проводимая в ДОУ, способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе детского сада только с семьями своих воспитанников, развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как способ реализации основной образовательной программы ДОУ"
Содержание. Функции предметно-пространственной среды.Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей средыХарактеристика отдельных элементов среды и обоснован...
«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...
Оснащение предметно – пространственной среды (социально - эмоциональный уголок)
Рекомендации подойдут как опытным так и малоопытным воспитателям. По возрастам структурировано наполняемость социально- эмоционального уголка. Это игы, пособия, различные материалы....
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- простанственной среды в ДОУ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет старшей группы составлена на основе примерной образовательной программы «Детство» авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» старшая группа.Программа определяет содерж...
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет средней группы составлена на основе примерной образовательной программы "Детство" авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет средней группы составлена на основе примерной образовательной программы "Детство" авторы: Т.И. Бабаева, А....