Повышение качества образования через создание системы работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОО
статья
Вашему вниманию представлена статья по теме "Повышение качества образования через создание системы работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОО". Представленный в статье опыт будет интересен для методистов, старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachestvo_obrazovaniya_cherez_sozdanie_sistemy_raboty_v_dou.docx | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение качества образования через создание системы работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОО
Слайд 1 Титульный лист
Слайд 2
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества образования, в том числе и дошкольного.
Слайд 2
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальность проблемы качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях возросла.
Становление новой системы образования, ориентированной на обновление содержания и технологий дошкольного образования, развитие инновационной инфраструктуры требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений. Основным из механизмов оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск новых форм и методов организационно - педагогической деятельности
Слайд 3
В настоящее время в образовательном пространстве особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников, как важному направлению в становлении личности ребенка и значимой роли в ситуации развития современного общества. Большое внимание художественно-эстетическому развитию дошкольников уделяется и в нашем ДОУ.
Слайд 4
Для повышениякачества образованияпо художественно-эстетическомуразвитию в нашем дошкольном учреждении была создана система работы,которая строилась на основе технологии проведения внутренней оценки качества образования.
Одним из важных условий реализации системы работы по художественно-эстетическомуразвитию в дошкольном учреждении является программное обеспечение образовательного процесса.
Слайд 5
Работа в ДОУ строится в соответствии с ООП ДО (в содержание программы входят парциальные программы по художественно-эстетическому развитию: программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» автор И.А. Лыкова и программа «Ладушки» авторы И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева), также воспитателями и специалистами разработаны рабочие программы.
В ДОУ реализуется Рабочая программа воспитания, прошедшая в этом учебном году общественно-профессиональную экспертизу.К рабочей программе воспитания разработан календарный план воспитательной работы, в котором отражается воспитательная работа по этико-эстетическому направлению.
На данный момент дополнительных общеразвивающих программ в учреждении нет, так как детский сад не имеет лицензии на предоставление дополнительных образовательных услуг.
Однако на базе нашего детского сада педагогом Дома детского творчества реализуется две дополнительные программы «Волшебная кисточка» и «Пластилинография».
Слайд 6
Определение качества образовательного процесса, организованного взрослым по художественно-эстетическому развитию в нашем ДОУ проходит при помощи таких методов и средств как контроль, посещение занятий и открытых мероприятий, наблюдение, анализ. В учреждении имеются карты контроля по данному направлению и аналитические справки.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому развитию необходимо грамотно организовывать педагогический процесс.
Система педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников в детском саду строится в трех направлениях:
- организованная образовательная деятельность;
-совместная образовательная деятельность педагогов и детей;
- и самостоятельная деятельность, с учетом дифференцированного подхода и включает в себя разнообразные формы и методы работы:
Слайд 7
- занятия художественно-эстетического цикла, запланированные в соответствии с комплексно-тематическим планированием;
Слайд 8
- праздники и развлечения, проводимые в соответствии с планом мероприятий. В этом учебном году помимо традиционных праздников в связи с объявленным президентом Годом культурного наследия народов России делался акцент на фольклорные праздники, такие как «Масленица», «Сороки», «Журавли летят на юг», а также на Парад Победы, в котором приняли участие воспитанники всех возрастных групп;
Слайд 9
- театрализованные представления. В ДОУ существует ежегодная традиция, проведения фестиваля «Театральная весна», тематика которого исходит из поставленных перед педагогами годовых задач. Это и показ сказок по финансовой грамотности, пасхальных спектаклей, театрализованных представлений по мотивам русских народных сказок и т.д.;
Слайд 10
- проектная деятельность. В области художественно-эстетического воспитания подобная деятельность помогает организовать активное взаимодействие как в системе «педагог-ребенок», так и в системе «педагог-ребенок-родитель». Важно отметить, проектная деятельность предполагает создание творческого продукта, что, несомненно, будет способствовать раскрытию потенциала;
Слайд 11
- участие в выставкахдетских работ. В процессе их созерцания ребенок может не только видеть работы других детей и давать им оценку, но и анализировать продукт собственной творческой деятельности, демонстрировать свои успехи родителям;
Слайд 12
- участие в конкурсном движении. В этом учебном году наблюдается позитивная динамика участия воспитанников в конкурсах различного уровня. Если в прошлом году было118 победителей и призеров, то в этом учебном году уже 167;
В настоящее время как никогда стали актуальными различные формы онлайн-мероприятий, такие как:
- веб-экскурсии,
- марафоны,
- онлайн-викторины,
- различные конкурсы-смотры.
Данные формы работы вошли в жизнь ДОУ и приобретают все большую популярность.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка-дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
- повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая осуществляется через:
родительские собрания
консультации групповые и индивидуальные,
семинары-практикумы,
папки – передвижки и информационные листы для родителей,
тематические выставки:
Буклеты;
Фотовыставки;
Выставки;
Сайт МДОУ;
Через Социальную сеть «Одноклассники»;
Мессенджеры«WhatsApp», «Теlegram»
В наступающем учебном в рамках муниципальной инновационной площадки на базе ДОУ будет открыто детско-родительское сообщество «В кругу друзей». Орф педагогика
- вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением. Это :
- участие в реализации проектов, организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет, альбомов;
- участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.
- участие в театрализованных спектаклях ….
Помощь в создании материально-технических условий:
- помощь в оформлении развивающей среды,
- помощь в изготовлении декораций и пошиве костюмов,
Все это помогает сделать родителей своими союзниками иединомышленниками в деле воспитания детей.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает, что 35% семей регулярно участвуют в жизни детского сада, 71% принимают активное участие в мероприятиях ДОУ.
Слайд 13
Эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями:
Слайд 14
Основные формы работы с социальными партерами являются:
- выставки;
- конкурсы,
- тематические беседы;
- театральные представления;
- концерты
- экскурсии формы работы и другие
Слайд 15
Для повышения качества образования по художественно-эстетическому развитию необходимо проводить анализ качества условий, которые вы видите на слайде. Остановлюсь на двух особо значимых условиях.
Одним из важных условий реализации системы работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно- пространственной среды. Дважды в год в ДОУ проводится мониторинг РППС, в котором есть раздел по художественно-эстетическому направлению. По итогам мониторинга воспитатели и администрация ДОУ делают анализ и о возможности пополняют недостающий материал.
Слайд 16
В нашем дошкольном учреждении создана рабочая творческая группа «Дизайнеры», целью работы данной группы является эстетическое оформление пространства ДОУ: музыкального зала в соответствии с временем года и праздниками, экологической тропы, холлов, коридоров. Тематика выставок прописывается в годовом плане работы детского сада.
Слайд 17
В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются центры театральной деятельности, центры художественного творчества, конструктивно-модельной деятельности. Они содержат дидактический материал.
Слайд 18
Воспитанники совместно с родителями или педагогами постоянно в течение года участвуют в оформлении творческими работами лестничных пролетов, приемных. Оформляют интерьеры групп к праздникам или значимым событиям.
Слайд 19
Немаловажным условием реализации ФГОС ДО является требование к кадровым условиям. Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:
- повышение квалификации в рамках курсовой подготовки;
- повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через самообразование, педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы;
- повышение квалификации педагогов через участие в вебинарах, семинарах, методических объединениях различного уровня;
- владение современными информационными технологиями открывают перед педагогами возможность участия в творческих конкурсах в сети интернет и различных педагогических сообществах. 87 % педагогов активно участвуют сами в творческих конкурсах со своими творческими работами и привлекают воспитанников группы.
Также педагоги являются активными участками творческих конкурсов ДОУ, таких как, например, «Лучшее оформление летнего участка», «Сказка на окне», «Уголок ИЗО – центр познания и творчества», «Лучший театральный уголок. В них педагоги реализуют свое творчество, фантазию, совершенствуют эстетический вкус.
Слайд 20
Результатом данных конкурсов является созданная предметно-пространственная среда не только групп, но и прилегающей территории, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ. Ежегодно детский сад принимает участие в муниципальном конкурсе по благоустройству, неоднократно занимая призовые места. В этом году по результату конкурса детскому саду было присвоено звание «Территория образцового порядка»
Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является распространение педагогического опыта. Педагоги ДОУ делятся своим опытом работы по художественно-эстетическому развитию во всероссийских, региональных сетевых изданиях, в районной газете «Новая жизнь»
Также для повышения качества образования по художественно-эстетическому развитию необходимо проводить анализкачества результатов образовательной деятельности, который проводится на основе педагогической диагностики, которая проводится 2 раза в год. По ее итогам педагоги ДОУ разрабатывают индивидуальные маршруты для воспитанников, администрация намечает пути работы и составляет план по решению данного вопроса.
Слайд 21
Следующем показателем повышения качества образования в художественно-эстетическом развитие являются Достижения воспитанников, о которых я рассказала выше.
И последним показателем определения качества образования является удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов по художественно-эстетическому развитию воспитанников, который проводится через гул-анкетирование. Удовлетворенность родителей уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла с каждым годом растет и в этом году составляет 98%.
При проведении в ДОУ анализа по повышению качества образования по данному направлению были выявлены следующие проблемы.
- при работе с воспитанниками не всегда могут использоваться современные материалы, расширяющие творческий потенциал воспитанников, например фетр, бисер и другие;
- высокие затраты на оформление музыкального зала к праздникам, оформление декораций, а также пошив костюмов к конкурсам и фестивалям;
- основной причиной неучастия родителей в конкурсах и выставках является отсутствие необходимого материала.
На сегодняшний день наиболее значимыми и перспективными для нашего ДОУ является следующие вопросы:
- продолжать трансляцию педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию дошкольников на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
- инициировать педагогов к овладению ими современными художественно-эстетическими технологиями.
- побуждать педагогов находить инновационные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников, социальным окружением.
- продолжать пополнять материально-техническую базу дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО.
Слайд 22
Таким образом в детском саду создана система работы по художественно-эстетическому развитию. В методическом кабинете имеется методическая литература, специальные пособия и наглядный материал по художественно-эстетическому развитию. В ДОУ организована развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию творческого потенциала детей. Активная позиция и творческий потенциал педагогов убеждают в правильности выбранного пути. Участие и достижения в мероприятиях различного уровня воодушевляют на новые успехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста в художественно – эстетической деятельности»
Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах методики вовлечения детей дошкольного возраста в художественное творчество в условиях реализации ФГОС....
Тематический контроль "Создание условий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
В ходе тематического контроля предметно-развивающая среда отслеживалась по следующим критериям:Эстетичность предметно-развивающей средыБезопасность всех компонентов средыТворческий подход к оформлению...
план работы по самообразованию по теме " Создание условий для художественно- эстетического развития детей подготовительной группы в соответствии с ФГОС ДО"
данный план отражает мою работу по художественно- эстетическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО как с ...
Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""
Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Создание условий для художественно эстетического развития детей в группе».
условия, необходимые для художественно эстетического развития детей в группе...