Консультация для воспитателей по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Тема: «Развивающие игры математического содержания».
консультация по математике на тему

Гурина Ольга Геннадиевна

Среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. такие игры, как кубики Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера и игры Воскобовича учат детей понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках; способствуют развитию логического мышления; создают благоприятные условия для формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubiki.docx26.2 КБ
Office presentation icon kubiki_nikitina.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

по образовательной области «Познавательное развитие»  

с применением цифровых образовательных ресурсов.

Тема: «Развивающие игры математического содержания».

Цели:

  • Совершенствование воспитательно – образовательного процесса по расширению и уточнению представлений о разных видах развивающих игр математического содержания, о материалах, необходимых для работы;
  • Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интересу к развивающим играм;
  • Построение модели современного познавательного занятия при ознакомлении дошкольников с развивающими играми.
  • Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога – воспитателя.

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша с вами задача, задача воспитателей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.

Для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Показ слайда № 2

Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника.

Развивающие игры математического содержания:

• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;

• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;

• Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;

• Развивают интеллектуальные и творческие способности детей.

Показ слайда № 3

По моему мнению, такие игры, как кубики Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера и игры Воскобовича учат детей понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках; способствуют развитию логического мышления; создают благоприятные условия для формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность. Показ слайда № 4

Познакомимся с ними поближе.

Никитин Борис Павлович — один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества разработал  систему развивающих игр. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания. Показ слайда № 5

Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

Рассмотрим некоторые из них:

  • Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней которых окрашены по - разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Данная игра способствует развитию пространственного мышления и логики; Показ слайда № 6
  • «Уникуб» - набор для конструирования, состоящий из 27 кубиков с красными, синими и жёлтыми гранями. Эти универсальные кубики вводят ребёнка в мир трёхмерного пространства, развивают логику, целостное восприятие объекта; Показ слайда № 7
  • Фигурки игры "Кубики для всех" обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов! Правила игры похожи на правила игры в "Уникуб". "Кубики для всех" учат мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертёж. Показ слайда № 8 

Б.П. Никитин рекомендует начинать играть в его игры с полутора лет.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал «Счётные палочки» для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это счётные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Они  позволяют моделировать числа, свойства, отношения, вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач. Работая с палочками, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй. Палочки можно предлагать детям с трёх лет для выполнения наиболее простых упражнений. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, способность различать количественный и порядковый счёт, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до лет. Показ слайда № 9

Логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем  - хорошее пособие для подготовки мышления детей к усвоению математики. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Сначала предлагаются самые простые игры: «Цепочка» (от произвольно выбранной фигуры необходимо построить как можно более длинную цепочку при соблюдении условия. Например, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); игра «Второй ряд» (выложить в ряд 5-6 фигур и построить под ним второй ряд, но так, чтобы, например, под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другого цвета (размера). Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками: игры, где свойства блоков изображены на карточках; игры с обручами, которые формируют у детей чёткое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Блоки Дьенеша — это интересный дидактический материал, который предназначен для детей от 3х лет. Показ слайда № 10

 Хочу рассказать про игровую технологию Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры. Это технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», направленная на развитие мышления, памяти, внимания.  Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребёнка-дошкольника. По словам В.В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность». «Умные квадраты» — один из «инструментов» замечательной коллекции развивающих игр педагога-изобретателя Вячеслава Воскобовича. Они умеют превращаться в разные предметы и попутно «сообщают» детям о различных геометрических свойствах фигур. В играх с «Квадратом» совершенствуются внимание и память. Показ слайда № 11

  •  «Двухцветный квадрат» - игра – головоломка, в процессе которой дошкольники осваивают приёмы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм. Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету. Всё, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ёжика, звёздочку, башмачок, лодку, рыбку, самолёт, птичку, подъемный кран, черепаху… Это неполный перечень только тех "превращений" Квадрата Воскобовича, которые есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать! Игра «Двухцветный квадрат» способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. Показ слайда № 12  
  •  «Четырёхцветный квадрат»  - это наиболее сложная модификация двухцветного квадрата. В процессе выполнения игровых заданий ребёнок складывает многоцветные фигуры. Схемы сложения не являются пооперационными, а представляют собой конечный результат конструирования. Навыки, приобретённые в игре с двухцветным квадратом, помогают ребёнку быстрее освоить четырёхцветный квадрат, так как приёмы сложения фигур остаются неизменными.

Показ слайда № 13

  • Играя с головоломками «Чудо–крестики», дошкольники знакомятся с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Правильному восприятию эталонов помогают включения в процесс познания обследовательских действий с помощью тактильно – двигательных, зрительных, осязательных ощущений. Можно складывать дорожки и башни, человечков, драконов и многое другое. Эта игра намного интереснее современных «одноразовых» пазлов, а главное полезнее, так как эти головоломки развивают познавательные и творческие способности детей. В игре совершенствуются процессы логического мышления, свойства внимания и пространственное мышление. Показ слайда № 14

Одна и та же игра привлекает детей и трёх, и семи лет. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Чтобы развить интерес у детей к развивающим играм рекомендую:

  • На начальном этапе использовать кубики Никитина, палочки Кюизенера и блоки Дьенеша как игровой материал. Дать детям возможность играть с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
  • Первые занятия должны быть лёгкими для восприятия: содержать игровую ситуацию, сюрпризный момент. Главное – вызвать интерес у детей!
  • Занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением материала.
  • Обращать внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. Пользоваться методом «ледокола», т.е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад.
  • Упрощать задания, если ребёнку трудно их выполнять или вернуться к предыдущему занятию для закрепления пройденного материала (провести индивидуальную работу с ребёнком).
  • Обучение должно проходить в занимательной форме, желательно использовать слайды, презентации для детей.
  • Для поддержания интереса ребёнка к занятиям рекомендую на каждом этапе разработанного перспективного плана использовать такие типы заданий как:
  • Дети самостоятельно выполняют задания;
  • Проверяют правильность их выполнения;
  • Самостоятельно придумывают аналогичные задания.
  • Для расширения сказочного пространства вводить новые персонажи.
  • Время проведения занятий не должно превышать допустимого для данного возраста регламента обычных занятий.

Показ слайда № 15

Спасибо за внимание! Творческих вам успехов! Показ слайда № 16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающие игры математического содержания Презентацию разработал: воспитатель МБДОУ д/с № 1 Гурина О.Г.

Слайд 2

Учимся,развиваясь

Слайд 3

Развивающие игры математического содержания: Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером; Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления; Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю; Развивают интеллектуальные и творческие способности детей.

Слайд 4

Используемые игровые технологии Технология Б.П. Никитина «Ступеньки творчества» Технология Х.Кюизенера «Цветные счетные палочки» Технология З. Дьенеша «Логические блоки» Технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Слайд 5

Кубики Никитина

Слайд 6

Набор для конструирования состоит из 16 деревянных кубиков (длина ребёр - 3 см) с 8 видами раскраски граней, а также двух тетрадей с заданиями. Способствует развитию пространственного мышления и логики. «Сложи узор»

Слайд 7

Набор для конструирования состоит из 27 кубиков с красными, синими и жёлтыми гранями. К ним прилагается блокнот с заданиями, состоящий из 47 постепенно усложняющихся рисунков-образцов. Развивает: логику; целостное восприятие объекта; способность представлять трёхмерные объекты. «Уникуб»

Слайд 8

«Кубики для всех» «Кубики для всех» представляют собой 7 деревянных блоков различной конфигурации, составленных из 27 кубиков. Каждая деталь - представляет собой цельную фигуру сложной формы, образованную тремя или четырьмя кубиками. Все 7 фигурок раскрашенных в разные цвета. Шесть в основные цвета спектра, а седьмую фигурку оставили белой. Способствует развитию способности представлять и строить трёхмерные объекты.

Слайд 9

Палочки Кюизенера

Слайд 10

Логические блоки Дьенеша Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Позволяют познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов; развивать пространственные представления, логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации).

Слайд 11

Игры Воскобовича

Слайд 12

«Двухцветный квадрат» Игра представляет собой квадрат, составленный из 32 прямоугольных треугольников красного и зелёного цвета. Тканевая основа, оклеенная с двух сторон треугольниками, придаёт квадрату гибкость и даёт возможность многократно складывать из него различные фигуры. Способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Слайд 13

«Четырёхцветный квадрат» «Четырёхцветный квадрат» тоже состоит из 32 треугольников красного, зелёного, а также синего и жёлтого цвета. Развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Слайд 14

«Чудо – крестики» Головоломки «Чудо–крестики – 1, 2, 3» представляют собой несколько одинаковых фигур-многоугольников, окрашенных в основные цвета спектра и вставленных в рамку. Цифры 1, 2, 3 показывают различную степень сложности игры, которая определяется количеством фигур-многоугольников и их составных частей. Учат считать, различать цвета, знакомят с геометрическими формами и понятием величины. учит малышей считать, различать цвета, знакомит с геометрическими формами и понятием величины. учит малышей считать, различать цвета, знакомит с геометрическими формами и понятием величины.

Слайд 15

Рекомендации На начальном этапе использовать как игровой материал. Первые занятия должны быть лёгкими для восприятия. Занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением материала. Пользоваться методом «ледокола». Использовать слайды, презентации. Использовать следующие типы заданий как: 1. дети самостоятельно выполняют задания; 2. проверяют правильность их выполнения; 3. самостоятельно придумывают аналогичные задания Время проведения занятий не должно превышать допустимого для данного возраста регламента обычных занятий.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Средняя группа Тема: «Комнатные растения».

Цели:1.     Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, фиалкой, фикусом, аспарагусом.)2.     Учить детей различать данные ...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».

Цели занятия: расширить, систематизировать и уточнить представления детей о космосе; уточнить знания о Юрии Гагарине и празднике «День космонавтики»; познакомить с понятием «Солнечная система», с её с...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.

Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов.Старшая группаТема: «Всё о космосе».Цели:Расширить, с...