Консультация для воспитателей «Семь заблуждений педагогов при создании ГОВОРЯЩЕЙ СРЕДЫ в группе»
консультация
Консультация создана по результатам наблюдения и общения с педагогами нашего дошкольного учреждения в процессе освоения нового принципа организации РППС, где большой процент развивающей среды сделан с участием детей. В Инновационной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под ред.Н.Е. Вераксы вводятся понятия "Голос ребенка и Пространство детской реализации. Освоение этих понятий как нового типа взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и окружающего пространства, ребенка и родителя, вызвал ряд затруднений и теоретического, и практического характера. Большинство этих затруднений и противоречий для меня, как старшего педагога, являлись заблуждениями. Поэтому я создала данную консультацию с целью прояснить возникшие вопросы, являющиеся тормозящими факторами при создании "Говорящей среды" в нашем детском саду. Данная консультация является частью комплекса методических материалов по сопровождению воспитателей в данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_sem_zabluzhdeniy.docx | 248.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧДОУ Детский сад №20 «Кристаллик»
Консультация для педагогов
«Семь заблуждений педагогов
при создании ГОВОРЯЩЕЙ СРЕДЫ в группе»
Цель: выявить и нивелировать тормозящие факторы при работе педагогов ЧДОУ над созданием нового типа РППС с использованием понятий «голос ребенка», «говорящая среда».
Вступительное слово методиста: Уважаемые педагоги, мы продолжаем с Вами вместе наш эксперимент по созданию новой «говорящей среды» для наших детей в детском саду. Главная помеха на пути к новому – это сомнения. Я вижу, что в ваших группах уже появляются первые ласточки- интересные решения для уголка дежурств, уголка эмоций, центра творчества и других. Заметны новые элементы среды – опрос, голосование. Это радует и очевидно, как повышается активность детей, их социальная роль постепенно меняется, и дети это чувствуют. Они начинают ощущать себя хозяевами своей группы. В первую очередь это касается старшего и подготовительного возраста. В группах младшего возраста процесс идёт труднее, так как возраст детей не подразумевает высокую степень инициативы и самостоятельности. Я попрошу каждого из Вас коротко высказаться на тему : «Как я себя чувствую в этом эксперименте? На каком этапе формирования данной компетентности нахожусь?» Можете опираться на наши ступени роста, которые мы с Вами создали на прошлом педагогическом часе.
(Выслушиваются высказывания педагогов).
Методист: Спасибо за ваши открытые, вдумчивые мнения, за искреннее непонимание, за желание разобраться, научиться и вырасти профессионально. Давайте вместе разберем некоторые Ваши высказывания и мои наблюдения. Возможно те противоречия, опасения, сомнения являются всего лишь заблуждениями, и мы вместе попробуем посмотреть на них так, чтобы они прояснились, высветились и перестали быть препятствием в Пути.
Заблуждение 1. Чтобы создавать «говорящую среду», нужно найти для этого свободное время в течение дня.
Вы можете включать решение проблемы или создание детского продукта на любом занятии. Есть технологии: Общий сбор, утренний и вечерний круг. В результате самостоятельной деятельности, проявленной инициативы, дети создают продукты и постепенно привыкают, что это ценно. А когда-нибудь Вы будете уходить домой и сами с удивлением замечать на стендах какие-то знаки, схемы и рисунки, которые дети САМИ прикрепили совершенно без Вашего участия.
Задание: Завтра и послезавтра на занятиях по развитию речи постарайтесь обсудить с детьми праздник «День Матери»: решить совместно, нужен ли он мамам, создать план мероприятий, голосование, предложите детям высказывать своё мнение, обсуждать, поддерживать диалог.
Заблуждение 2. У детей не возникает проблем, они не задают такие вопросы, из которых можно создать образовательное событие и наполнить среду «их голосами».
Здесь педагогу нужно проявить чуткую позицию наблюдателя и потренироваться.
- Ване друг вручил приглашение на день рождение. Мальчик по нескольку раз в день достает это приглашение, пробует прочитать, просит взрослого. Поняв содержимое, что приглашение на 19 ноября, он спрашивает: А когда это 19 ноября?
- Маленькие дети постоянно спрашивают, а когда придет моя мама?
- Ребенок, рассматривая старинный предмет, говорит: а мне нравятся старинные предметы, я бы хотел их собирать.
- Ребенок принес в садик игрушку, которая вам не нравится.
Задание: Назовите вопросы, которые вам задавали дети в последние два дня. Подумаем вместе, как их сделать значимыми событиями. Если не можете вспомнить, прямо сегодня- завтра начните записывать все вопросы детей, а затем обсудим.
Заблуждение 3. Стенд, штора, доска, мольберт за пределами группы (как атрибут «говорящей среды») – это некая тематическая выставка, где необходимо вывешивать тему, над которой мы работали и работы детей по этой теме. Поэтому частой смены экспозиции не получится.
Попробуйте рассмотреть этот стенд как телевизор, в котором постоянно идут какие-то программы: наши события сегодня, новости, детские вопросы, детские опросы, что предстоит, чего мы ждём, добрые дела, благодарности по любому поводу, предложения и жалобы и т.д.
Задание: попробуйте вспомнить вчерашний день и записать все события, которые произошли. А теперь придумайте, как это может выглядеть на стенде?
Заблуждение 4. Говорящая среда - это когда всё написано рукой ребенка.
Заставлять детей писать ( а вернее переписывать своей рукой с вашего текста) всё подряд не надо. Обычно это делают тогда, когда ребенок сам хочет написать слово или несколько слов и обращается к воспитателю за помощью. Пока дети не умеют писать, взрослый делает это сам на глазах у детей печатными буквами. А детям мы предлагаем зарисовывать, или схематично изображать значками.
Задание: Для образца написания имени оформите в группе табличку с фотографиями и именами детей. Создайте с детьми правила группы, где каждое правило изображено схематично в виде знака.
Заблуждение 5. Мы с детьми много что делаем в группе, но потом они всё это хотят убрать в кабинку и забрать домой, а не использовать в «говорящей среде».
Порой у воспитателя с детьми есть очень интересные наработки, продукты детской работы (схема, таблица, обводка, штриховка и т.д.), но эти сокровища просто лежат в кабинке у ребенка. Возможно не из большого желания ребенка, а просто он не знает, где применить это по- другому, где его труд будет ценным. Например, недавно в группе «Звездочка» дети фломастером обвели на лист бумаги свои ступни и подписали буквами П и Л (правая и левая). Затем спрятали в кабинку. А почему бы из этого не сделать тренажёр, прикрепив скотчем на индивидуальные обувные контейнеры? Тогда их работа обретет практическую значимостью . По принципу «говорящей среды» попробуйте направлять деятельность детей в направлении практико-ориентированных продуктов деятельности: игры, тренажеры, приспособления и т.п. А если затрудняетесь в применении, советуйтесь! Спрашивайте у методиста, заведующей, коллег. Одна голова хорошо, а три - лучше!
Задание: Запланируйте изготовление с детьми практически полезного продукта и дайте детям возможность использовать его по назначению.
Заблуждение 6. Чтобы получилась качественная среда, нужны ресурсы: и времени, и материальные. Постоянно сталкиваемся с тем, что чего-то не хватает.
Работа с технологией «голос ребенка» – это работа в режиме он-лайн, здесь и сейчас. Повестка меняется молниеносно, уже после сна ребенок не вспомнит, с каким энтузиазмом он пытался с утра выяснить, как подписать свою работу, чтобы ее не трогали, или в какую игру он предложил сыграть на празднике мам. Всё должно быть под рукой: фломастеры, бумага, прищепка. «Мы хотели создать фотоальбом, но нам его пока не купили». Накапливать фото можно, и когда нет фотоальбома, его можно сделать самим из простого альбома для рисования. А вручать и собирать значки успеха можно и пока нет специального стенда. Главное, не откладывать!
Задание: подумайте, что накопилось не оформленное, не выставленное и придумайте простой способ это реализовать в ближайшие 2 дня.
Заблуждение 7. Я испорчу эстетику детского сада, если буду прицеплять и выставлять разные бумажки.
Эстетика нашего учреждения – это фон, декорации. Она уже есть, как Основа. Голоса детей – это жизнь в этих декорациях, они оживляют пространство. Вы думаете: «Сейчас проведу занятие, набросок сделаю, а потом всё тщательно аккуратно оформлю на сончасе». Так не обязательно. Работайте сразу фломастерами, маркерами. Делайте крупно, понятно. Используйте заранее подготовленные таблицы, картинки, наклейки. Тогда не нужно будет делать двойную работу.
Подведение итогов:
На доске размещены все 7 формулировок заблуждений.
А теперь попрошу Вас оставить свой голос рядом с каждым заблуждением.
Зелёный значок, если по данному вопросу у Вас нет противоречий. Вам либо и было ясно, либо стало понятно сегодня, как действовать, что предпринять, к какому результату стремиться.
Красный значок с вопросительным знаком, если по данному вопросу у Вас остались непонимания, Вы не видите, как это реализовать в своей практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"
Консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"...
Консультация для родителей воспитателя Черныш В.Н. на тему «Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах»
Беседа для родителей...
Консультации для воспитателей ДОУ на тему "Музыкально - развивающая среда в группах"
Консультации для воспитателей всех возрастных групп на тему"Музыкально-развивающая среда в группах" помогант педагогам ДОУ создать и дополнить всевозможными пособиями музыкальные уголки в гр...
Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.
Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: "ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ"
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ра...
Мастер – класс «Развивающие игры для создания «говорящей среды»»
На сегодняшний день технология развития предметно - пространственной среды, говорящей среды, является очень актуальной. Почему эта технология актуальна? Технология развития предметно – пространс...
Консультация для воспитателей «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДО»
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространст...