Мастер-класс для педагогов на тему: "Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
материал по психологии

Маценко Екатерина Андреевна

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование новых методов и приемов в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

3. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Форма проведения: мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Ознакомление с последовательность действий, методов, приемов и форм новых методов и приемов в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему:

«РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование новых методов и приемов в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

3. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Форма проведения: мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Ознакомление с последовательность действий, методов, приемов и форм новых методов и приемов в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Материал и оборудование: Мультимедийная презентация к мастер-классу мультимедийное оборудование (компьютер, экран, проектор), простые карандаши цветные карандаши, листы бумаги,

I - Часть (теоретическая)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста». Проблема современного общества в том, что растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения.

Актуальность проблемы обусловлена теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, а также потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм, отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способностью к сотрудничеству. Поэтому для современных людей проблема компетентности в процессах понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро.

В реализации ФГОС ДО перед педагогами стоит задача - развитие всех сфер деятельности дошкольников, а одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их социально-эмоционального благополучия. В разделе ОО «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования ФГОС ДО направлены на создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивающей их эмоциональное благополучие, формирование у них социально- эмоционального интеллекта и требуют от нас, педагогов, использование новых подходов в воспитательно- образовательном процессе. Требования к условиям реализации ООП ДО включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Дошкольный возраст является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов, т.е. это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности. Формирование социально- эмоционального интеллекта - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Но в последние годы наблюдается ухудшение в целом состояние здоровья детей дошкольного возраста, а также рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как неустойчивость эмоционально – волевой сферы; трудности в установлении коммуникативных контактов; проявление эмоциональных расстройств: симптомы органического инфантилизма. Это выражается в недостаточной степени сформированности умения управлять своими эмоциями и умения реагировать на разное выражение эмоционального состояния других членов детского коллектива, а также в неумении взаимодействовать в ситуации эмоционального состояния с другими членами коллектива. А так как, основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте, то проблема развития эмоциональной сферы дошкольников актуальна и достаточно сложна. Формирование социально- эмоциональной сферы и интеллекта возможно выполнить лишь при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком, через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса, является на сегодняшний день актуальной проблемой и задачей сохранения детского здоровья решаются на самом высоком государственном уровне.

- Коллеги! Для начала нам нужно вспомнить, что такое социальный интеллект. Как вы можете дать объяснение данному выражению? (Ответы педагогов)

 - Хорошо! Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в 1920 году в работе Э. Л. Торндайка. Процесс социализации – это механизмом формирования личности, следовательно, Социальный интеллект – это фактор социальной адаптации личности, это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды, является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Мы все знаем, что успешная адаптация в социуме ведет к снижению невротизации личности, к росту личностных достижений. Социальный интеллект развивается в процессе социализации при взаимодействии в субъект - субъектных отношениях. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов) и позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки.

Проблематикой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, представители отечественной психологии: М. И. Бобнева, Геранюшкина Г. П., О. Б. Чеснокова, Е. В. Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до сих пор недостаточно освещен.

- Коллеги! Как вы понимаете определение социальный интеллект ребёнка дошкольного возраста? (Ответы педагогов)

- Все верно! Социальное интеллект ребенка дошкольного возраста – это процессы усваивания ценностей, традиций и культуры общества, в котором ребенку предстоит жить, это способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного и опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.

Критериями социального интеллекта дошкольника являются:

  • эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии; мотивация коммуникации и взаимодействия);
  • когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);
  • поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).

Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность. Но учитывая специфику дошкольного возраста, можно отметить высокую зависимость и доверия детей к нам взрослым, педагогам, от роль нашей педагогической помощи в развитии социального интеллекта ребенка, в осознании и анализе им возникающих социальных ситуаций, в умения понимать окружающих и выстраивать с ними конструктивное взаимодействие зависит формирование социально- эмоционального интеллекта детей. Педагогическое сопровождение позволяет оказывать педагогическую помощь ребенку, поддерживая его индивидуальность, сохраняя темп его развития, ориентируясь на его интересы, склонности и задатки.

- Уважаемые коллеги1 Давайте немного отвлечемся и вспомним что же такое «эмоции» и как они выражаются? (Ответы педагогов)

- Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Вы верно ответили, к выразительным формам эмоций относятся:

  • жесты (движения рук),
  • мимика (движения мышц лица),
  • пантомимика (движения всего тела),
  • эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
  • вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение)

Наиболее удобная для практических целей, по моему мнению, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.), а остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

- А теперь давайте разберем что же такое эмоциональный интеллект? Коллеги, прошу Вас высказаться по данному вопросу. (Ответы педагогов) 

- Все верно! Понятие «эмоциональный интеллект (EQ, от англ. emotional intelligence, EI)» - это ментальная способность, которая объединяет в себе самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение человека распознавать чувства и эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, умение вызвать нужные нам эмоции созидания; способность управлять как своими, так и эмоциями других людей в целях решения практических задач , уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Сегодня проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются специалисты по всему миру такие как: К. Изард, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Исследователи установили, что успешность человека в личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 20% от умственного развития.

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста- это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом. В дошкольном возрасте идет активное эмоциональное интеллекта, который приобретается с особой важностью:

  • ребенок осваивает высшие формы экспрессии (выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики);
  • у него формируются умения понять переживания другого человека («открыть» их для себя);
  • развиваются умения управлять своими эмоциями в трудных ситуациях.

Неумение перерабатывать собственные эмоции - это основа многих психосоматических заболеваний, а умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является фактором, укрепляющим психическое здоровье ребенка. Результаты мониторингов подтверждают, что у детей дошкольного возраста плохо сформирован социально- эмоциональный интеллект, а это нарушение мешает нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Поэтому все те изменения, которые происходят в российском обществе и образовании делают проблему систематизации развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста актуальной.

Мы можем обобщить понятия «социального» и «эмоционального» интеллекта. И у нас получается, что смысл и значение развития социально-эмоционального интеллекта - это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в обществе.

Модель развития социально-эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание- самовосприятие (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль- управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость-восприимчивость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти четыре функции можно разбить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая - межличностную (социальную) компетентность. Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на своей личности, а не на ваших взаимодействиях с другими людьми. Внутриличностная компетентность представляет собой способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения. Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, эмпатии) и управления отношениями. Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения. Формирование социально-эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является очень значимым, прочным и принимает характер установки. Развитие социально- эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс. Работа в ДОУ по развитию детей в этом должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно, как в групповой, так и в подгрупповой, а также в индивидуальной деятельности детей.

- Скажите, пожалуйста, как определяется целевой ориентир социально- эмоционального развития детей дошкольного возраста? (Ответы педагогов) 

- Спасибо! Верные высказывания. Целевой ориентир - определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит цель

  • Формировать у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
  • Развивать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из данной цели вытекают следующие основные задачи:

  • Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них;
  • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
  • Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении;
  • Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
  • Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
  • Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

- Коллеги, все дети по-разному проявляют себя в общении со сверстниками, как Вы думаете, что нужно изменить, на что обратить внимание в процессе работы? Какие способы и методы можно применить для формирования у детей социально- эмоционального интеллекта? (Ответы педагогов) 

- Спасибо! Все правильно! Содержание работы по этому направлению в первую очередь зависит от организации предметно- развивающей среды, от комфортной организация режимных моментов и оптимизации двигательной деятельности через организацию физкультурно- оздоровительных мероприятий и может содержать следующие формы и методы:

  • игротерапия (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры и т.д.).
  • Обучающие беседы, рассказ воспитателя
  • Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.  
  • Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
  • Арт-терапия и направленное рисование (на определенные темы)
  • Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика).
  • Психолого – педагогическая проектная деятельность
  • Посещение комнаты психологической разгрузки и другие релаксационные методы
  • Ведение «Календаря эмоций», разделов «Мои/наши достижения», «Наши добрые дела», «Наши праздники» и пр.;
  • Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д., в том числе и наглядно- символические обозначения);
  • Чтение художественной литературы;
  • Прослушивание музыкальных произведений;
  • театрализованная деятельность, связанная с принятием на себя роли того или иного персонажа
  • Интерактивные игры и беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами

- Коллеги, все это понятно, но хочется отметить, что самое главное –это необходимо создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу детства, считать его полноправным членом общества и уважать его как личность. Как вы считаете следует ли привлекать к работе по развитию социально- эмоционального интеллекта у детей родителей? (Ответы педагогов) 

-Верно! Цель педагогов и ДОУ – создать единую благоприятную, эмоциональную атмосферу развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательно- образовательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса и прежде всего – дети, у них развивается мотивация к обучению, у педагога- повышается авторитет, а родители самообразовываются, ощущают свою значимость в ДОУ, улучшается общение с детьми. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений, но что у них, родителей, устойчивое внимание к личностным качествам и свойствам детей, к развитию социально- эмоциональному интеллекту детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений. Все это укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность сферы эмоционального отношения к другим людям. Внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи, так чтобы более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы. В работе с родителями по развитию социально- эмоционального интеллекта используются следующие формы и методы: папки – передвижки, информационные стенды, консультации и рекомендации педагогов и психолога, психологические тренинги; беседы, проекты, групповые родительские собрания, совместные досуговые праздники и прогулки, открытые занятия; организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми. Мы все прекрасно понимаем, что только в результате целенаправленной работы педагогов происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс социального развития личности ребенка.

Для мониторинга развития социально- эмоционального развития детей дошкольного возраста можно использовать «Альбом для экспресс- диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста: в 3-х рабочих тетрадях», под ред. Н. В. Микляевой. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. В данной тетради представлено 4 субтеста, которые разработаны по аналогии с тестом «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда. Обследование детей по данной методике содержит четыре блока заданий и иллюстративного материала:

- в первом — определяется способность ребенка предположить последствия поведения человека в определенной ситуации и предсказать то, что произойдет в дальнейшем;

- во втором — выявляется способность ребенка понимать эмоции, выражать их самому, применять нужную эмоцию в определенной ситуации.

- в третьем — исследуется способность ребенка определять, что в данной ситуации принято говорить;

- в четвертом — выясняется, понимает ли ребенок логику развития ситуации, взаимодействие и значение поведения людей в ней.

Учет особенностей в социально-эмоциональном развитии детей является значимым, так как позволяет педагогу организовать такое межличностное взаимодействие, которое позволит детям успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве.

В заключении теоретической части мастер – класса я хочу отметить, что социально- эмоциональное развитие- это залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед нами, педагогами и родителями, стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем. Работа по развитию в этом направлении должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно. А как на практике ведется эта работа, я предлагаю Вам на себе испытать и активно поучаствовать в практической части работы

II- часть (практическая)

- Коллеги! Поведение ребёнка зависит от его психического и физического состояния духовно-нравственного воспитания, от развивающей среды в которой он находится и от состояния взаимоотношений между людьми с кем он находится в тот или иной момент. Поэтому педагогам, воспитателям, родителям необходимо всегда налаживать близкие эмоциональные отношения с детьми. Мы разобрали теорию, и я предлагаю вам поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга улыбкой и немножко разомнемся

Дидактическая игра с движением «Если весело живется»

Цель: создать положительный эмоциональный, настрой на совместную работу, самосознание

Вы все хорошо знаете игру «Если хочется тебе, то делай так, я чуть- чуть ее переделала и предлагаю поиграть.

Если весело живется, делай так (2 раза)

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся

Если весело живется, делай так

Выступающий показывает разные движения (хлопает в ладоши, топает ногами, двигает плечами и пр., а участники- педагоги выполняют движения

-Молодцы, немного размялись. Скажите, пожалуйста, а если вам весело, то что вы делаете? (Ответы педагогов)

- Давайте познакомимся и расскажем о своих привычках

Дидактическая игра «Встаньте все те кто…» или «Поднимите руку те, кто…»

Цель: создать положительный эмоциональный, развитие социально- эмоционального интеллекта (самосознание- образ "Я", понимание "психологического устройства" себя)

- Встаньте (поднимите е руку) все те, кто ... (по утрам любит пить кофе). А теперь прошу подняться тех, кто не любит рано вставать …, встаньте (поднимите руку) те, кто радуется любой погоде… Молодцы! У природы нет плохой погоды …, а теперь те, кто любит пить утром чай, кто любит дарить подарки…) А сейчас, когда мы узнали немного друг о друге, предлагаю посмотреть кто же у нас сегодня оказался самым внимательным. Кто из вас запомнил, кто у нас в группе любит, например, по утрам кофе, а кто не любит рано вставать? И т д.

-Я думаю, что было интересно узнать о привычках своих коллег. Так и с детьми задавая им простые вопросы такие как «Кто любит сладкое?» или «Кто не любит молоко? У детей формируется самосознание, а другие дети узнают о своих сверстниках что- то новое формируется чувство доверия, которое лежит в основе дружбы. Без доверия невозможно успешно действовать всем вместе, быть в одной команде.

Дидактическая игра «Продолжи фразу и покажи»

(интерактивная педагогическая технология «По цепочке», «Мозговой штурм»)

Цель: формирование социально- эмоционального интеллекта (социальная чуткость, восприимчивость), логического мышления, творческого воображения Выступающий задает вопросы, а участники отвечают.
-Если на улице холодно, то вы надеваете
(шапку, рукавицы…)

-Если вы увидите, что сильный обижает слабого, то как поступите вы? (приду на помощь, вызову милицию…)

-Если увидите бездомного котенка, что вы сделаете? (заберу домой, покормлю.. )

- Если вашему другу плохо, он плачет. Что делать? (Поговорить, утешить ..)

Если у вас дома отдыхают родные, которые пришли после работы или болеют, что будете делать вы? (Посижу тихонько почитаю, уйду в другую комнату…)

Данную игру можно усложнить, если применить интерактивную педагогическую технологию «В парах», тогда один ребенок задает вопрос, а другой продолжает:

- «Если бы я увидел…, то я бы сделал... А как поступил бы ты? А я бы сделал так..)

- Коллеги! Быть внимательными и проявлять внимание – это значит становиться лучше с каждым днём. Обращайте больше внимания на настроение ваших родных, близких и друзей, помогайте. Проявляйте больше внимательности к своим воспитанникам и родителям своих воспитанников.

Психологическая игра (мимика и жесты) «Передавалки»

Интерактивная педагогическая технология «По цепочке», «По кругу»

Цель: формирование эмоционального фона в группе, формирование социально- эмоционального интеллекта (управление отношениями, умение устанавливать контакты с разными людьми), передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом ( с помощью мимики, жестов), творческого воображения 

- Передай соседу улыбку; «сердилку» (сердитое выражение лица); «испуг», страшилку», «Смешинку», «дразнилку» и т. д. пока не иссякнет фантазия

Улыбнемся мы вот так,

Застесняемся вот так,

Рассмеёмся, разозлимся,

Топнем ножной, удивимся,

Хмурим брови, расправляем.

Хорошо все чувства знаем!

Дидактическая игра «Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать социально- эмоционального интеллекта (социальная чуткость, восприимчивость),

- Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Назовите и вы, кого и что любите. Вы будете называть, а я строить «пирамиду любви» (Ответы педагогов). Я назову что, что я люблю и положу первый кубик, затем каждый из вас будет называть своё любимое и кубики будут добавляться. (Ответы педагогов). 

- Посмотрите, какая большая, высокая у нас получилась пирамида. Большая и высокая она потому, что мы любимы и любим сами. Вместе с любовью мы ощущаем радость Они приходит к нам, когда мы занимаемся тем, что нам нравиться и мы любим, когда у нас всё получается, когда рядом с нами близкие люди. Эти чувства помогают нам чувствовать, что мы важны и нужны друг другу. И она же поддерживает нас в нашем стремлении двигаться к цели. Я желаю вам чтобы и дальше каждый из вас любил и был любимым, радовался жизни, работе.

- Коллеги, кроме положительных эмоций, мы испытываем негативные эмоции: страх, боязнь, ужас. С этими чувствами можно бороться.

Психологическая игра «Воспитай свой страх, ужас, боязнь…»

Цель: формирование социально- эмоционального интеллекта (самоконтроль- управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

- Я предлагаю вам нарисовать свой негативное чувство (Педагоги рисуют) 

- Готово? А сейчас я хочу, чтобы вы перевоспитали свое негативное чувство (страх, ужас, боязнь и пр.). Для этого нужно сделать его добрым. Подумайте, как это сделать и исправьте. В группе с детьми мы пририсовываем шары, конфеты в руках у страшилки; исправляем злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеваем страшилку в нарядный, веселый костюм – и прочее. (Педагоги исправляют)

-Исправили? Сомните его как вам захочется. А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы вы его не разглаживали. Каждая обида или конфликт оставляют на наших душах такие же заломы, которые не исчезают уже никогда. Давайте будем как можно бережнее относиться друг к другу и дальше с вами взаимодействовать.

Дидактическая игра «Я могу/Я делаю …»

Цель: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования социально- эмоционального интеллекта в достижении целей. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем

- Коллеги! Я предлагаю вам принять участие еще в одной игре на развитие самосознания и самооценки «Я могу». Каждый из вас может высказать свое предложение в рамках данной темы, начиная со слов «Я могу…». (Педагоги высказываются)   

Дидактическая игра «Три полезных Я»

Цель: использования социально- эмоционального интеллекта, установление обратной связи, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни Обобщение и обмен педагогическим опытом

-Уважаемые коллеги!  Я благодарю вас за   высказывания и предложения и прошу принять вас участие в составлении составление «Трех полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»). Если позволите, я начну первая «Я буду и дальше повышать свою педагогическую компетентность по данному вопросу. Я постараюсь по возможности прийти на помощь всем, кто обратится ко мне за помощью. И как я уже сказала, в обязательно возьму все ваши высказывания на заметку. А теперь прошу высказаться вас. (Ответы педагогов) 

- И так, мы с вами познакомились с некоторыми приемами, которые направлены на развитие социально- эмоционального интеллекта. Небольшой опыт нашей с вами практической деятельности показал, что знание и умелое использование методов и технологий, направленных на развитие социально-эмоционального интеллекта придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка. В заключении хочется сказать, что важнейшие составляющие социально- эмоционального интеллекта - это умение понять свои эмоции и управлять ими, справляться со сложными и стрессовыми ситуациями, развить и использовать социально- эмоциональный интеллекта в достижении целей, уметь распознавать и признавать чувства других взаимодействовать с окружающими, находить с ними общие точки соприкосновения, иметь  способность представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, уметь быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства.

- Уважаемые Коллеги! Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Я вам приготовила небольшой сюрприз с пожеланием. Презентацию мастер класса, а также материалы по мастер-классу вы можете получить по ссылке указанных в раздаточных материалах (раздают раздаточный материал и сюрприз с пожеланием). Пусть то, что вы узнали на мастер-классе, станет для вас опорной точкой в работе с детьми по развитию у них социально- эмоционального интеллекта. Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.

Литература:

  1. «Альбом для экспресс- диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста: в 3-х рабочих тетрадях» Под ред. Н. В. Микляевой, М., БерлинДирект-Медиа, 2017.
  2. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Борохович Л.Ю. Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
  4. . Вильшанская А.Д. Мир человека, я и мои чувства, настроение, эмоции: методические рекомендации к тематическому словарю в картинках- М.: Школьная Пресса, 2011
  5. Данилина Т.А., Зедгидзе В.Я., Сренина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. канд. пед. наук: 13.01.01 / И. Ю. Исаева. Ростов-на-Дону, 2011.
  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  1. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №13.
  2. Микляева Н. В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я № 2/2016
  3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры, М. АРКТИ, 1999.
  4. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005
  5. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Образовательная область Коммуникация. Тема. Модернизация и моделирование речевых функций у детей дошкольного возраста в процессе работы над инновационными формами составления рассказов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида     Мастер- класс.Образовательная область « Коммуникация».Тема « Моде...

Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

Ознакомление  родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и  коррекции зрения  у детей....

Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателейАвтор: Ирина Александровна Патлина МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский, Советский р-он, Тюменская обл.Слайд 1«Использование дидактических игр, как способ формирования мате...

Психолого-педагогические проблемы социально-эмоционального и нравственного развития детей дошкольного возраста

Развитие социальной компетентности и нравственного воспитания - ваный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной изни и общественных отношений....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством работы с книгой»

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...