Проект "Я, ты, мы"по социально-коммуникативному развитию дошкольников
проект (подготовительная группа)
Актуальность
Необходимость разработки проекта по эмоционально - волевому и социальному развитию дошкольников назрела уже давно. Специфика дошкольного возраста заключается не только в овладении знаниями, но и в становлении базовых свойств личности: образа «Я», самооценки, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_ty_my.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, д. 19/1,
тел./факс: 8 (3499) 535758, E-mail: dmedvezhonok@nadym.yanao.ru
ОГРН 1168901051637, ИНН/КПП 8903034870 / 890301001
ПРОЕКТ
Я, ТЫ, МЫ:
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
педагог-психолог Вижевитова Г.Н.
Актуальность
Необходимость разработки проекта по эмоционально - волевому и социальному развитию дошкольников назрела уже давно. Специфика дошкольного возраста заключается не только в овладении знаниями, но и в становлении базовых свойств личности: образа «Я», самооценки, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Современные тенденции ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием. Основным приоритетом сегодня выступает личностно – ориентированный подход к ребенку – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей, эмоциональное благополучие. Формирование личности сложный процесс, который нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, о его дальнейшей самостоятельной жизни. Благополучие человека во многом зависит от того, как он будет воспринимать себя, какие качества у него будут развиты, как будут складываться его отношения с окружающими.
Последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического и речевого развития, эмоционально-личностные проблемы), а также возрастание количества детей с заболеваниями и нарушениями ЦНС. Все больше детей нуждаются в помощи психолога, потому что даже взрослые не всегда понимают и знают, ка выйти из той или иной негативной ситуации, все чаще рождаются жалобы взрослых, что ребенок неуправляем, агрессивен, капризен, склонен к истерикам, всего боится.
С этой позиции в центре работы по социальному развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Предлагаемый проект позволит комплексно решить задачи по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Структура проекта
Проект состоит из трех основных разделов:
∙ «Уверенность в себе».
∙ «Чувства, желания и взгляды».
∙ «Социальные навыки».
Первый раздел проекта - «Уверенность в себе» - направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои особенности, понять, что он уникален, поверить в себя, свои возможности.
Второй раздел проекта - «Чувства, желания и взгляды» - призван научить детей осознанно воспринимать свои эмоции и чувства, а также других людей, адекватно реагировать на них согласно моральным нормам.
Третий раздел проекта - «Социальные навыки» - предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
Специфика проекта состоит в том, что он не ограничивается рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникших ситуаций, и могут потребоваться дополнительные объяснения, разбор ситуаций, привлечение соответствующей литературы.
Проект рассчитан на занятия с детьми от 6 до 7 лет. Занятия эффективно проводить 1 раз в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста детей:
- 6-7 лет – 30 минут.
Цель проекта: создание условий для эмоционального благополучия детей и их социализации в обществе сверстников, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности.
Задачи проекта:
- Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
- Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
- Формирование представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
- Развитие осознанного восприятия и отношения к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей.
- Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных поступков и поступков окружающих.
- Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и формирование доверия к собеседнику.
- Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему процессу общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.
Формы и методы работы с детьми:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др.);
- беседы;
- этюды;
- импровизации;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй;
- чтение художественной литературы;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- свободное и тематическое рисование;
- рассматривание рисунков и фотографий.
Работа с родителями:
- Анкетирование.
- Индивидуальные консультации.
- Тематические выставки детских работ и совместно с родителями.
- Тематические консультации:
- «Как на самом деле любить детей?».
- «Влияние родительских установок на развитие детей».
- «Родительские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу в семье».
- «Методы воздействия на ребенка в семье».
- «Как мы ведем себя в обществе».
- «Праздники в семье».
- «Кризис трех лет».
- «Кризис семи лет».
- Открытые занятия.
- Родительские клубы «Кроха» и «Первоклашка».
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта дети должны научиться:
- пониманию себя, принятию своих индивидуальных особенностей;
- эмоционально воспринимать и понимать окружающих и себя;
- анализировать собственные поступки и поступки окружающих;
- проявлять потребность в общении;
- пользоваться средствами общения адекватно ситуации;
- учитывать нормы морали во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
- контролировать свое поведение в общении;
- знать и пользоваться правилами этикета.
Эффективность проекта отслеживается на основе диагностики уровня освоения программы «Мир открытий» по социально-нравственному направлению.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Старший дошкольный возраст
№ | Тема | Кол-во занятий |
Раздел 1. Уверенность в себе | ||
1 | Мое имя | 1 |
2 | Мой автопортрет | 1 |
3 | Каждый привлекателен по- своему | 1 |
4 | Ты и другие в зеркале | 1 |
5 | Ты и твои родители | 1 |
6 | Моя семья | 1 |
7 | Животное, которое тебе нравиться | 1 |
8 | Растение, которое тебе нравиться | 1 |
9 | Я хочу | 1 |
10 | Я могу | 1 |
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды | ||
1 | Мимические признаки эмоций | 1 |
2 | Праздник | 1 |
3 | Чувства и предпочтения | 1 |
4 | Несовпадение настроений | 1 |
5 | Что тебя огорчает, и чему ты радуешься | 1 |
6 | Сказочные герои и ты | 1 |
7 | Плач, смех, испуг | 1 |
8 | Как называются эмоции | 1 |
9 | Музыка и эмоции | 1 |
10 | Как поднять настроение | 1 |
Раздел 3. Социальные навыки | ||
1 | Ты и другие в зеркале | 1 |
2 | Конфликты между детьми | 1 |
3 | Какие качества помогают дружбе | 1 |
4 | Внимательный, равнодушный | 1 |
5 | Правдивый, лживый | 1 |
6 | Смелый, трусливый | 1 |
7 | Щедрый, жадный | 1 |
8 | Порадуй своего друга | 1 |
9 | Один и вместе с друзьями | 1 |
10 | Давай познакомимся | 1 |
11 | Вредные привычки | 1 |
12 | Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо») | 1 |
13 | Мальчики и девочки | 1 |
14 | Играем вместе | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ
Старший дошкольный возраст
№ | Тема | Задачи | ||
Раздел 1. Уверенность в себе | ||||
1 | Мое имя | Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения | ||
2 | Мой автопортрет | Развитие позитивного отношения к себе, внимания к себе, принятия себя | ||
3 | Каждый привлекателен по- своему | Помочь детям адекватно оценивать себя, поддерживать положительную самооценку, развитие толерантности по отношению к другим людям | ||
4 | Ты и другие в зеркале | Развивать представление о себе и своем отличии от других | ||
5 | Ты и твои родители | Развитие у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека | ||
6 | Моя семья | Развитие у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека | ||
7 | Животное, которое тебе нравиться | Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, воспитание любви к живой природе | ||
8 | Растение, которое тебе нравиться | Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к растениям, воспитание любви природе. | ||
9 | Я хочу | Помочь детям оценивать их желания и предпочтения | ||
10 | Я могу | Помочь детям оценивать их желания и предпочтения и соизмерять их со своими возможностями | ||
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды | ||||
1 | Мимические признаки эмоций | Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица | ||
2 | Праздник | Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать понимание того, что, хорошее настроение во многом зависит от отношения с окружающими | ||
3 | Чувства и предпочтения | Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями | ||
4 | Несовпадение настроений | Учить детей понимать настроения другого человека, принимать его позицию, развитие толерантности | ||
5 | Что тебя огорчает, и чему ты радуешься | Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные ситуации | ||
6 | Сказочные герои и ты | Учить детей определять эмоциональные переживания героев сказок | ||
7 | Плач, смех, испуг | Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица и анализировать их причины | ||
8 | Как называются эмоции | Закрепить с детьми знания о различных эмоциях человека и их названиях | ||
9 | Музыка и эмоции | Учить детей распознавать настроение, которое вызывает различная музыка | ||
10 | Как поднять настроение | Учить детей разным способам поднятия настроения себе и другим, развитие эмпатии, толерантности | ||
Раздел 3. Социальные навыки | ||||
1 | Ты и другие в зеркале | Развитие представлений о себе и своем отличии от других, развитие эмпатии, толерантности | ||
2 | Конфликты между детьми | Учить детей анализировать причины ссор, помочь им находить способы разрешения конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки | ||
3 | Какие качества помогают дружбе | Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, адекватно анализировать их | ||
4 | Внимательный, равнодушный | Обсудить с детьми качества внимательность и равнодушие, и их значение в межличностных отношениях | ||
5 | Правдивый, лживый | Обсудить с детьми качества правдивость и лживость, и их значение в межличностных отношениях | ||
6 | Смелый, трусливый | Обсудить с детьми качества смелость и трусость, и их значение в межличностных отношениях | ||
7 | Щедрый, жадный | Обсудить с детьми качества щедрость и жадность, и их значение в межличностных отношениях | ||
8 | Порадуй своего друга | Учить детей позитивным способам общения и дружбы | ||
9 | Один и вместе с друзьями | Развитие понимания одиночества и дружбы, объяснить преимущество дружбы | ||
10 | Давай познакомимся | Учить детей самостоятельно устанавливать новые знакомства | ||
11 | Вредные привычки | Формирование представлений о вредных привычках, желания заботится о своем здоровье | ||
12 | Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо») | Формирование понятий «нельзя», «надо». Воспитание стремления преодолевать свои отрицательные черты в поведении | ||
13 | Мальчики и девочки | Развитие представлений о внешнем облике мальчиков и девочек, развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек | ||
14 | Играем вместе | Развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек. Воспитание стремления понимать и уважать мнение собеседника | ||
Методическое обеспечение
Создание развивающей среды:
- сюжетно-ролевые игры;
- атрибуты для игр-драматизаций;
- фотоальбомы «Моя семья», «Наша группа»;
- дидактические пособия:
- «Какой ты?» (младший дошкольный возраст)
- «Что тебе нравиться?» (средний дошкольный возраст)
- «Мы все разные» (старший дошкольный возраст)
- «Как вести себя» (средний и старший дошкольный возраст)
- «С кем ты дружишь?» (старший дошкольный возраст)
- дидактические игры:
- Игра «Путешествие в мир эмоций».
- Игра «Театр настроения».
- Игра «Наши эмоции и чувства».
- Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
- «Пиктограммы».
- уголок настроения;
- уголок уединения;
- рисование на темы:
- Моя семья.
- Мой автопортрет.
- Мое настроение.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Грецов А.Г. Понимать своего ребенка. СПб: Питер, 2009.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. М.: Прометей, Книголюб, 2003.
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003.
- Филиппова Ю.В. Общение. Дети до 5 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». Детство – Пресс,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации
Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные моменты по данной теме на основе опыта...
Игровое пособие "Радуга-MIX"и его образовательный потенциал в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»...
Техника ЛЕГО – конструирование как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников
Презентация по использованию техники лего- конструированиядля развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста...
Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности.
laquo;Путешествие в Лунный город»...
Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...
Проект «Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью игр»
проект по использованию игр на занятиях учителя-дефектолога для формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности...