Проект «Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью игр»
проект по коррекционной педагогике
проект по использованию игр на занятиях учителя-дефектолога для формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchitelya-defektologa_linde_yu.b.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко»
Проект
«Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью игр»
Автор
Линде Ю.Б.,
Учитель-дефектолог 1 квалификационной категории
Бердск 2023
Технологическая карта проекта
Название проекта | «Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью игр на занятиях учителя-дефектолога» |
Продолжительность проекта | Среднесрочный проект с 14.02.2023г до 20.03.2023г. |
Тип проекта | Информационный, игровой, познавательный, практический. |
Участники проекта | Воспитанники старших групп, их родители, учитель-дефектолог. |
Виды деятельности детей | Игровая, информационная, познавательная, практическая. |
Ресурсы проекта | Ноутбук; игры, изготовленные учителем-дефектологом; игры, изготовленные или подобранные родителями; готовые фетровые игры. |
Актуальность проекта | Необходимо отметить, что одним из важных условий формирования у дошкольника коммуникативной грамотности является его языковая грамотность. Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр. Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив и налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций, подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной грамотности. Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста. Условиями успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста являются: − наличие положительной направленности детей на общение со сверстниками (желание субъекта вступать в контакт с окружающими, организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, разрешать ситуации конфликта); − знание детьми правил общения, действенных вариантов поведения в процессе коммуникации; − овладение умениями совместного речевого диалога; − совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка. |
Цель проекта | Формировать предпосылки социально-коммуникативной грамотности у детей через сотрудничество в игре, овладение навыком совместного речевого диалога; через умение налаживать эффективное общение. |
Задачи проекта | Образовательные: способствовать формированию у дошкольника коммуникативной грамотности; научить применять полученный коммуникативный опыт, опирающийся на знания, умения, навыки общения, как в значимой для ребенка деятельности, так и в разных жизненных ситуациях. Развивающие: развивать желание применять конструктивное общение, Воспитательные: воспитывать умение работать в команде, положительную направленность детей на общение. |
Планируемые результаты | Дети: появляется желание вступать в контакт с окружающими, организовывать общение, умение решать ситуации конфликта. Родители: принимают участие в реализации проекта - в создании практической базы игр как участники образовательной деятельности; Учитель- дефектолог, педагоги: созданы и подобраны практические игры, подобраны упражнения для формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности. |
Продукты проекта | Игра «Покажи предлог»; картотека коммуникативных игр; картотека игр с применением готовой фетровой игры; игры, созданные или подобранные родителями; презентация по реализации проекта. |
Этапы проекта | Подготовительный 14.02.23 – 20.02.2023 Основной 20.02.2023 – 13.03.2023 Заключительный 13.03.2023 – 20.03.2023 |
Реализация проекта
№ | Мероприятия | Участники |
Подготовительный этап (14.02.23 – 20.02.2023) | ||
1. | Изучение методической литературы, подбор и разработка необходимых материалов (сюжетно-ролевых игр, атрибутов, коммуникативных игр.) | Учитель-дефектолог |
2. | Работа с методическим материалом, картотеками по данной теме. | Учитель-дефектолог |
3. | Информирование родителей о проекте | Учитель-дефектолог |
Основной этап (20.02.2023 – 13.03.2023) | ||
1. | Разработка и создание игры «Покажи предлог» | Учитель-дефектолог |
2. | Подбор игр, направленных на формирование пре предпосылок социально-коммуникативной грамотности | Родители |
3. | Создание картотеки коммуникативных игр | Учитель-дефектолог |
4. | Разработка консультации для родителей «Формирование предпосылок социально- коммуникативной грамотности в старшем дошкольном возрасте» | Учитель-дефектолог |
5. | Создание презентации проекта. | Учитель-дефектолог |
6. | Картотека игр с применением на занятиях готовых фетровых игр (описание применения) | Учитель-дефектолог |
Заключительный этап (13.03.2023 – 20.03.2023) | ||
1. | Обсуждение результатов проекта | Учитель-дефектолог, педагоги |
2. | Презентация проекта для педагогов. | Учитель-дефектолог, педагоги |
3. | Презентация продуктов проекта. | Учитель-дефектолог, педагоги |
Приложения к проекту:
- Консультация для родителей «Формирование предпосылок социально-
коммуникативной грамотности в старшем дошкольном возрасте»
- Игра «Покажи предлог» (продукт проекта)
- Картотека коммуникативных игр
- Презентация к проекту «Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у детей старших групп с помощью игр на занятиях учителя-дефектолога».
- Картотека игр с применением на занятиях готовых фетровых игр (описание применения)
Приложение 1.
Консультация для родителей «Формирование предпосылок социально-
коммуникативной грамотности в старшем дошкольном возрасте».
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями.
Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр.
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности;
- возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума.
Помочь в развитии предпосылок функциональной грамотности, в том числе социально-коммуникативной, может дидактическая игра. Ведь игра- это целенаправленная деятельность, когда каждый играющий (или группа в целом) объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. При использовании дидактической игры, даже уже знакомой для ребенка, у ребенка появляется возможность вносить свои творческие элементы. А родителям – поддержать желание ребенка и помочь развить сюжет.
Немалое значение в развитии предпосылок социально-коммуникативной грамотности оказывает сюжетно-ролевая игра. Организуя игровую деятельность с детьми , родители концентрирует усилия на обогащении бытового опыта детей. Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.
Таким образом, использование игр прямо или косвенно ведет к формированию предпосылок функциональной грамотности.
Приложение 2.
Игра с кубиками на формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности «Покажи предлог».
Цель: формирование умения употреблять предлоги в речи.
Задачи:
Образовательная: Закрепить понимание предлогов и умение использовать их в речи.
Развивающая: развивать связную речь, грамматический строй речи.
Воспитательная: воспитывать желание работать в команде, сотрудничество.
Описание: игра состоит из 4 кубиков ( два кубика со схематичным изображением предлогов и два кубика с предметными картинками) и предметных картинок, которые повторяют картинки на кубиках. Дети играют в паре (или можно сделать две небольшие команды по 2-3 человека). Необходимо бросить три кубика:
1- с предметными картинками №1
2- с предлогом (любой из двух кубиков)
3- с предметными картинками №2
Второй ребенок (или команда) должны выложить при помощи предметных картинок то, что выпало на кубика и озвучить предложением (Например, на первом кубике выпала бабочка, на втором кубике предлог На, на третьем кубике пенек. Ребенок должен взять предметные картинки, положить бабочку на пенек и озвучить это словами. ).
Если выпал вариант, который сложно показать, или который не может быть в реальности- ребенку (команде) предлагается порассуждать: а как это можно сделать? А может ли быть в реальной жизни такое? И т.д.
Приложение 3.
Картотека коммуникативных игр.
Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты.
Картотека коммуникативных игр представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.
Охота на тигров
(авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Кто к нам в гости пришел?
Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Возраст: от 3 лет
Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
Все наоборот
Цель игры: научить детей определять действия, противоположные по смыслу.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: при помощи считалки выбираем водящего. Дети встают в круг, руки на пояс, водящий становится в центр круга. Водящий делает произвольные движения и называет их, остальные дети выполняют противоположные действия. Например, водящий поднимает вверх руки и говорит: «Руки вверх», все дети опускают руки по швам. Ребенок, допустивший ошибку, становится водящим. Если все дети выполнят действия правильно, через некоторое время выбирается новый водящий при помощи считалочки.
Сиамские близнецы
(автор — К. Фопель)
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Небоскреб (автор — К. Фопель)
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 5-6 человек.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комплимент
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
Царевна-Несмеяна
Возраст: от 5 лет
Игроки делятся на две команды.
Участники первой команды “царевны Несмеяны” садятся на стулья и принимают серьёзный или унылый вид.
Участники другой команды - “смешители” по очереди или вместе должны рассмешить “Несмеян”.
Каждая улыбнувшаяся “Несмеяна” выходит из игры или присоединяется к команде “смешителей”.
Если за определённый промежуток времени удастся рассмешить всех “Несмеян”,выигравшей объявляется команда “смешителей“, если нет – команда “Несмеян”.
После объявления победителей команды могут поменяться ролями.
Упражнение «Веселый счет».
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Возраст: от 5 лет
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
Приложение 4.
Картотека по использованию готовых фетровых игр для формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности.
Цель: закреплять имеющиеся знания по окружающему миру, математическим представлениям и речевому развитию дошкольников.
Задачи:
Образовательная: закрепить обобщающие понятия; пространственные, временные представления; счет; соотнесение количества предметов с цифрой.
Развивающая: развивать связную речь, грамматический строй речи.
Воспитательная: воспитывать желание работать в команде, сотрудничество.
Описание игры «Белкин дом»: игра состоит из домика, двух белок (большая и маленькая). Внутри дома: одежда, посуда, мебель, еда для белок.
Описание игры «Мишкин дом»: игра состоит из домика, один мишка. Внутри дома: одежда, посуда, игрушки, мебель, еда для медведя.
Данные игры можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы в парах.
- Образование притяжательных прилагательных: чей дом? Чья еда? Чья кровать? И т.д.
- Обобщающие понятия: где спит белка (медведь)? На чем сидят белки (медведь)? На чем стоит посуда? Как эти предметы назвать одним словом?
Так же отрабатываются понятия одежда, игрушки, посуда.
- Пространственные представления: где у белок стоит стол? (посередине комнаты). Где у медведя стоит шкаф? (справа) и т.д
- Временные представления: белки (медведь) спали, когда проснулись- какая часть суток наступила? Когда медведь (белки) сел обедать- какая часть суток? После дня наступает какая часть суток? Что мы тогда делаем? А после вечера наступает что?
- Счет: посчитай количество предметов одежды. Какой цифрой обозначим? Теперь посчитай количество предметов посуды. Какой цифрой обозначим? Чего больше: одежды или посуды?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»
Проект по формированию предпосылок функциональной грамотности с помощью игр....
Комплексное занятие по формированию предпосылок социально-коммуникативных навыков "Однажды в Африке"
Комплексное занятие по формированию предпосылок социально-коммуникативных навыков...
Проект «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»
Цель проекта- Формировать через дидактические игры предпосылки математической грамотности. ...
Семинар–практикум для педагогов ДОУ «Формирование предпосылок развития функциональной грамотности у дошкольников»
Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых...
Презентация «Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью психолого-педагогических технологий эффективной социализации»
Презентация «Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у дошкольников с помощью психолого-педагогических технологий эффективной социализации» Актуальность коммуни...
Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у дошкольников посредством технологии «Клубный час»
Дети нашего времени живут и развиваются в совершенно новых условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются н...
"Эффективные методы работы по формированию предпосылок развития функциональной грамотности у дошкольников"
Что же такое функциональная грамотность?«Функционально грамотная личность» - это человек, думающий и действующий, способный свободно использовать свои знания и умения для решения жизненно ...