Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
«Путешествие в Лунный город»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием ИКТ
«Путешествие в Лунный город»
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Программные задачи:
Обучающие: закрепить состав числа 1-го десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших; закреплять знание геометрических фигур; закрепить прямой и обратный счет в пределах 10; закрепить умение ориентироваться на плоскости.
Развивающие: учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов; закреплять умения классифицировать предметы по одному, двум, трём свойствам, развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к точным наукам; умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; учить работать коллективно.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, аудиозапись, смонтированная видеозапись мультфильма.
Демонстрационный материал: макет лунного города, карточки с изображение цифр, таблицы с изображением элементов кодировки блоков.
Раздаточный материал: наборы логических блоков, наборы палочек Х. Кюизенера, головоломки Танграм.
Воспитатель: - Ребята, вы помните сказку Николая Носова «Приключение Незнайки и его друзей»? Если вы помните, с Незнайкой и его друзьями коротышками происходило много приключений, и одним из них это было путешествие на Луну. Кто помнит, что приключилось с Незнайкой на Луне.
Ответы детей: - Незнайка обнаружил, что на Луне существует жизнь, там есть целый лунный город, только он находится не на поверхности Луны, а внутри Луны.
Воспитатель - Вы знаете, к нам на электронную почту поступило видео сообщение. У лунных коротышек случилась беда, сообщил нам об этом Знайка.
(видеофрагмент - Знайка передает сообщение): «- Произошло лунное землетрясение, и большинство домов лунного города разрушено. Все, кто может помочь, откликнитесь».
Воспитатель: - Вот такая беда случилась у лунных коротышек. Ребята, поможем коротышкам в восстановлении города?
Ответы детей: - да
- Как же нам добраться до луны?
Фото 5.
Ответы детей: нужно построить ракету.
Воспитатель: - Нас много, в одну ракету мы все не поместимся, я предлагаю распределиться на космические отряды и построить ракеты, а помогут нам в этом наши блоки. Каждый отряд конструирует свою ракету.
Дети строят по схемам из блоков ракеты. Воспитатель спрашивает у детей, из каких частей состоят их ракеты, дети должны охарактеризовать указанный блок.
Воспитатель: - Молодцы ребята, у вас получились разные и интересные ракеты. Можно отправляться в путь.
Физкультминутка
А сейчас мы с вами дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Воспитатель: - ну что, можно отправляться в путь. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Делаем обратный отсчет на старт: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять четыре, три, два, один – пуск!.
(Дети считают)
(показ видеофрагмента полета ракеты)
Воспитатель с детьми “выходят” из ракеты и рассматривают «лунный город».
Звучит космический голос (аудиозапись): « Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в наш Лунный город. Мы очень рады, что вы откликнулись на нашу беду».
Воспитатель: Да, действительно землетрясение сильно разрушило город. Ну что, ребята, приступим к восстановлению города. Из чего мы можем с вами построить дома лунным коротышкам?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: - Ребята, может быть наши счетные палочки помогут нам в этом, хорошо, что мы их с собой взяли.
Давайте вспомним, что означает цвет каждой палочки. Постройте числовую лесенку от 1 до 10.
Воспитатель показывает цифру, а дети, проговаривая стихотворение, поднимают вверх палочку соответствующего цвета.
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем,
Все ступеньки до одной,
В нашей лесенке цветной.
1 – белый листок
2 – розовый лепесток
3 – голубой океан
4 – красный тюльпан
5 – солнца солнечный луч
6 - яркий сиреневый букет
7 – черный пушистый кот
8 – вкусный вишневый компот
9 – синий мой мячик
10 – оранжевый зайчик.
Воспитатель: - приступим к постройке домов. Нужно помнить, что в районе землетрясения нельзя строить высокие дома, они могут быть не выше 7 -8 этажей.
Дети строят из счетных палочек Кюизенера числовые домики, выкладывая состав числа.
Воспитатель: - ребята, коротышки прислали нам карты – схемы своего города. Каждый дом у них имеет свой знак. Возьмите каждый себе знаки тех домов, которые разрушились. Когда вы построите дом, нужно будит расположить его, ориентируясь на карту – схему города и его знак.
Построив дома, дети работают по карте, находя место каждому из построенных домов.
Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы, как замечательно вы смогли восстановить город. Лунные коротышки будут вам благодарны. Но только в этом городе совсем нет растений. Давайте украсим город зелеными насаждениями.
Дети берут фигурки головоломки Танграм и выкладывают на карте схематично деревья и цветы.
Воспитатель: - Коротышки очень довольны, мы действительно потрудились на славу.
(Видеофрагмент коротышки благодарят детей).
Воспитатель: -
- Ну что, ребята мы славно потрудились, пора нам возвращаться домой. Садимся в ракеты и возвращаемся к себе на планету Земля.
Звучит космический голос (аудиозапись): - На память и в знак благодарности за восстановленный город, мы жители дарим вам лунный робота «Хоппера».
(Видеофрагмент возвращения на ракетах на Землю).
Воспитатель: - Ну, вот ребята, и закончилось наше путешествие. Понравилось вам путешествовать?
Ответы детей.
«Мозаика цифр»
Фото 6.
Цель игры:
Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке;
Умение выбирать блоки по заданным свойствам;
Закрепление навыков вычислительной деятельности.
Ход игры: Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.
Если все блоки выбраны, верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.
Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4), следовательно, блок он должен взять красный круглый
маленький тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.
(В игре используются карточки из пособия "Давайте вместе поиграем" ООО "Корвет")
«Архитекторы» (детская площадка)
Ход игры:
Детям предлагается разработать проект детской площадки выбрать необходимый строительный материал, построить объекты детской площадки
Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2).
Как выбрать строительный материал"? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.
Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок.
Слово "начало" подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме).
В ромбе вопрос: "красный наш блок?" - Нет. Двигаемся вправо.
Во втором ромбе вопрос: "круглый наш блок?" – Нет, и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве.
Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос "красный?" Отвечаем "да" и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу.
На вопрос "красный?" Отвечаем "нет" и двигаемся вправо. На вопрос "круглый?" Отвечаем "да" и затем изменим круглую форму на квадратную.
Таким образом, к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким.
Таким образом, весь наш строительный материал будет, т.е. некрасным и некруглым (размер и толщина роли не играют).
Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты. Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2
(В игре используются схемы из пособия "Давайте вместе поиграем" ООО "Корвет")
«Садовники» (Круги Эйлера)
Цель:
Освоение умения классифицировать предметы по одному, двум, трём свойствам, выражать свойство одних фигур, через свойства других с помощью частицы «не».
Вариант 1.
Игра с 1 обручем.
Дети-садовники, обруч-клумба. Нужно рассадить цветы по заданному одному свойству: все красные или все большие, или все с квадратными серединками.
Посадив цветы, дети выясняют, какие цветы остались вне клумбы, используя свойство цветов на клумбе. (Вне клумбы - все не красные, все не большие цветы и т. д.)
Задание садовникам усложняется: на клумбе нужно посадить цветы, учитывая 2 свойства и т.д..
Вариант 2.
Игра с двумя обручами разного цвета.
Обручи пересекаются и имеют общую площадь. Нужно посадить в середину черного обруча все треугольники, а на белую клумбу-все красные.
Дети должны догадаться, какие цветы посадить на общую площадь (все красные цветы с треугольными серединами.)
Игру повторять, варьируя задания.
Вариант 3.
Игра с 3 обручами разного цвета.
Обручи пересекаются и имеют несколько общих площадей. Рассмотреть с детьми клумбы, выделить общие площади, назвать их. Даётся задание посадить цветы в соответствии с заранее установленными правилами.
Например, на белой клумбе посадить все жёлтые цветы, на чёрной - все цветы с квадратными серединами, а на полосатой - все маленькие цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные моменты по данной теме на основе опыта...
Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...
Мастер -класс на тему: "Развитие социально - коммуникативных способностей детей посредством взаимодействия в творческой деятельности"
Передача опыта использования в образовательном процессе приемы совместной творческой деятельности для развития социально - коммуникативных навыков детей дошкольного возраста....
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности
laquo;Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения» А. Сент – ЭкзюпериДошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника...
Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников
Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников...
Консультация для педагогов на тему: «Формирование предпринимательских навыков у дошкольников через игровую деятельность»
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятель...
Мастер – класс «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности".
Для того, чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка, его нужно научить общаться, слушать не перебивая собеседника, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению....