Проект "Давай дружить"по формированию социально-коммуникативной компетенции для детей старших групп
проект
Цель: сформировать положительные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davay_druzhit.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, д. 19/1,
тел./факс: 8 (3499) 535758, E-mail: dmedvezhonok@nadym.yanao.ru
ОГРН 1168901051637, ИНН/КПП 8903034870 / 890301001
Проект «Давай дружить»
Педагог - психолог Вижевитова Г.Н.
Описание мероприятия.
Участники: воспитанники старшей возрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагог – психолог.
Тип проекта: групповой, творческий, информационный, игровой, познавательный.
Вид проекта: долгосрочный.
Возраст участников: воспитанники 5-6 лет
Цель: сформировать положительные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
- Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, потребности проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие
- Развитие эмоционального интеллекта - эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
- Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим в разных ситуациях.
Актуальность: проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.
Проблема: становление межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребенка в сегодняшних условиях. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребенка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Это ведет к несформированности коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно эти факторы чаще всего являются причиной нарушения социальной адаптации.
Раскрытие перед детьми понятия «дружба» и правил социально-коммуникативного взаимодействия не решат данную проблему, да и воспитание нравственных качеств не происходит за короткий срок. Поэтому было выдвинуто решение создать проект, который объединил в себе разнообразные формы, методы, приемы работы, направленные на усвоение и создание условий для применения в повседневных ситуациях положительных образцов поведения.
Ожидаемый результат: реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.
Этапы работы по проекту:
Подготовительный этап:
1.Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта
2.Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами.
4.Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, дидактических игр с детьми (иллюстративных, художественных)
5.Создание развивающей среды, внесение игр по теме.
Основной этап: реализация проекта
Мероприятия | Цель мероприятия | Сроки проведения |
Беседа «Поговорим о дружбе» -Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе -Игра «Угадай по голосу»; «Назови настроение» | Цель: уточнить представления детей о том, что значит "уметь дружить", научить осмысливать и оценивать ситуацию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Октябрь |
Беседа «С чего начинается дружба» -Мультфильм «Самый большой друг» Игра: «Назови ласково» «Давай говорить друг другу комплименты» «Найди друга». | Цель: объясняет детям, что приветливость проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться; | Октябрь |
Беседа «Хорошие товарищи» Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль» Игра: «Угадай по голосу» «Передай свое настроение» «Клубочек» | Цель: обратить внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил. | Ноябрь |
Рисунок «Мой лучший друг» | ||
Занятие «В стране Дружбы и понимания» | Цель: формирование толерантного сознания и поведения детей дошкольного возраста, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе. | Ноябрь |
Тренинг «Я и мои друзья» | Цель: формирование позитивного отношения к своему «Я»; -развитие понимания, как влияет собственное поведение на взаимодействие с окружающими; -развитие интереса и дружелюбного отношения к сверстниками; | Декабрь |
Занятие «Настоящий верный друг» | Цель: повышение самооценки; -развитие наблюдательности (как влияет собственное поведение на окружающих и на развитие взаимопонимания); -формирование коммуникативных и социальных навыков; -создание доброжелательной атмосферы на занятии. | Январь |
Занятие «Мои желания» | Цель: помочь ребенку осознать свои желания, научить считаться с желаниями другого человека и уважительно относиться к нему. | Февраль |
Занятие «От улыбки станет всем светлей» | Цель: вызвать положительные эмоции от общения со сверстниками через улыбку и эмоциональное восприятие веселого настроения детей; -воспитывать коммуникативные навыки; -воспитывать дружеские отношения между детьми. | Март |
Аппликация группы «Дерево Дружбы Совместно с педагогом-психологом и воспитателем | Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях. | Апрель |
Заключительный этап: обобщение результатов работы (май)
1.Изготовление информационных буклетов для родителей «Почему нам нужны друзья?»
2.Оформление выставки коллективных работ
Достигнутый результат.
В результате работы над проектом были достигнуты следующие результаты:
Для воспитанников:
- на основе игровой деятельности у детей сформировалось уважительное отношение к взрослым и сверстникам;
- дети знают и называют большое количество пословиц, поговорок о доброте, дружбе;
- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
- в свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды, формирование интереса к труду взрослых и чувства ответственности при выполнении трудовых поручений;
для педагогов:
- педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;
- собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
для родителей:
- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы
Перспективы дальнейшей работы:
Продолжать развивать полученные навыки эффективного взаимодействия с дошкольникам.
Список информационных источников:
1.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008г.
2.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. Издательство «Аркти», Москва, 2003г.
3.Терещук Р.К.Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1989. -190 с.
4.Смолина Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. -2014. -№4. -С. 73-76.
5.Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание. –2003.№1. -С. 72-78
6.В.И.Петрова, Т.Д.Стульник « Этические беседы с детьми 4-7 лет».
7.Колос Г.Г. «28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у
детей 5- 7лет»; Москва 2017 г.
Приложение.
Пословицы и поговорки о дружбе
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Был бы друг – будет и досуг.
Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу.
Верному другу цены нет.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Всякий выбирает себе друга по своему нраву.
Врагу не кланяйся, а для друга – жизни не жалей.
Вода у друга лучше, чем у врага – мёд.
Верному другу цены нет.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Друга узнаёшь в беде, а обжору — в еде.
Друга на деньги не купишь.
Дружба — великая сила.
Дружба дружбой, а в карман не лезь.
Дружба дружбе рознь, а иную – хоть брось.
Дружба и братство дороже богатства.
Для дружбы нет расстояния.
Друг познаётся в беде.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Друг дороже денег.
Друг научит, а недруг проучит.
Друг в глаза скажет, враг – за спиной бурчит.
Друг — ценный клад, недругу никто не рад.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Добро потеряешь – ещё наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь.
Друга в беде не вини никогда.
Дружный дом – счастье в нём, если дружбу потерял – счастье промотал.
Дружным бог даёт, недружных наказывает.
Дорожку к дружкам не изведаешь, пока сам не проведаешь.
Друг твоей души за тебя своей душой пожертвует, друг твоего богатства, и скотины не отдаст.
Конспект занятия «В стране Дружбы и понимания»
Цели:
- формирование толерантного сознания и поведения детей дошкольного возраста, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе;
- развитие у воспитанников интереса к внутреннему миру человека и обогащение опыта восприятия чувств, эмоций;
- формирование представлений о понятии «дружба» и воспитание доброжелательного и бережного отношения к своим друзьям;
- развитие коммуникативных навыков;
- снятие психомышечного напряжения;
Материалы: кубики настроений, вырезанные из бумаги детские ладошки, клей, лист ватмана, фломастеры, карандаши, мультфильм «Тигренок и его друзья» с использованием системы мультимедиа, запись веселой и спокойной музыки из мультфильмов.
Длительность занятия: 35 минут.
Возраст участников: старший дошкольный.
Ход занятия
Этап l. Организационный
Педагог - психолог: Здравствуйте, дети, сегодня замечательный день! Мы отправимся с вами в путешествие по стране Дружбы и понимания. Я думаю, здесь собрались настоящие друзья. Возьмемся за руки и вместе скажем: «Здравствуй, друг, вот и я! Мы – хорошие друзья!» И сейчас самое время поздороваться друг с другом не словами, а своим телом. Когда я хлопну в ладоши один раз, пожмите друг другу руки, два хлопка – потритесь спинками, три хлопка – встаньте в круг на свои места.
Педагог – психолог: Молодцы! А теперь улыбнемся друг другу и сядем на стульчики.
Приветствие. Игра с кубиком настроения.
Психолог предлагает детям кубики, каждый ребенок его рассматривает и выбирает человечка с соответствующим настроением, затем объясняет, почему он выбрал именно эту пиктограмму.
Педагог – психолог: Посмотрите внимательно на лица человечков и найдите человечка, у которого нет друга. Какое у него выражение лица? (грустное, мрачное, печальное, безрадостное). А теперь найдите человечка, по выражению лица которого можно предположить, что у него много друзей? Почему вы так считаете? С чем можно сравнить его настроение?
Этап ll . Мотивационный
Педагог – психолог: Молодцы! Вы правы! Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Тигренок и его друзья»
Просмотр отрывка из мультфильма «Тигренок и его друзья»
Вопросы для обсуждения:
- Как можно назвать героев этого мультфильма?
- Почему вы так думаете?
- Как бы вы назвали такую дружбу?
- А вы считаете себя друзьями?
Этап ll . Мотивационный
Педагог – психолог: А сейчас я предлагаю послушать отрывок из стихотворения Г. Остера «Советы непослушным детям»:
Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.
Педагог – психолог: Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему? Как нужно правильно поступить в этой ситуации?
Этап lll . Практический
Игра «Угадай друга».
Педагог – психолог: А хорошо ли вы знаете друг друга? Давайте поиграем в игру «Угадай друга». Я буду рассказывать о ком-то из вас, а вы – угадывать, о ком загадка.
- Внимание! Потерялась девочка! Одета в голубое платье, белые колготки, розовые тапочки, любит рисовать, играть в «Семью», есть рисовую кашу.
Дети отгадывают ребенка.
(Игра продолжается до тех пор, пока не «найдется» последний ребенок.)
Педагог – психолог: Молодцы! Здорово! Вы действительно хорошо знаете друг друга!
Педагог – психолог: Все дети разные. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихо играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем-то интересном. А есть другие дети: они любят веселые шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Пусть шумных зовут «шустриками», а тихих – «мямликами».
Педагог – психолог: Я предлагаю вам подумать, кто же вы – шустрик или мямлик (ребенок анализирует свое поведение). Далее детям предлагается потанцевать под спокойную музыку – как мямлики, спокойно, неторопливо, а под быструю и веселую – как шустрики.
Игра «Шустрики и мямлики»
Педагог – психолог: А теперь можно и похвалить друг друга. У нас есть волшебный стульчик. Тот, кто на него садится, получает от друзей комплименты. Он дарит всем добрые качества и забирает все плохое.
Желающий ребенок садится на стульчик, дети идут вокруг него и поют песенку:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!
(дети по очереди садятся на волшебный стульчик, и каждый по кругу должен сказать ему что-то хорошее, доброе)
Педагог – психолог: Молодцы! Сейчас поднимите руки вверх и покажите свои ладошки, они у всех разные. На столах лежат «ладошки» из бумаги. Возьмите их и разукрасьте своими любимыми цветами. (Дети рисуют под спокойную музыку).
Педагог – психолог: Посмотрите, какие разные ладошки получились, потому что мы с вами отличаемся друг от друга. Теперь приклейте свои ладошки по кругу. Получилось солнышко или цветок, они подарят нам радость и тепло. Спасибо вам за работу.
Этап lV. Рефлексивный
Педагог – психолог: А теперь встаньте в круг и возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек – лучиков. Я надеюсь, что теперь вы чаще будете замечать друг в друге что- то доброе и хорошее.
Педагог – психолог:
- Понравилось вам занятие?
- В какие игры было трудно играть?
- Кто же такой настоящий друг? (ответы детей)
Конспект занятия педагога психолога с детьми старшей группы детского сада «От улыбки всем светлей!»
Цель:
- Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
- Воспитывать у детей дошкольного возраста доброжелательность, сочувствие, сострадание.
Материал:
- магнитофон с записью разной по настроению музыки.
- волшебная палочка
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку В.Шаинского «Улыбка».
1.Ритуал приветствия.
Психолог:
- Здравствуйте дети!Я очень рада встрече с вами и я вижу, что вы пришли с хорошим настроением.
До начала занятия проводится точечный массаж биологически активных точек по системе А. А. Уманской «Солнышко».
Солнце утром рано встало,
Всех ребяток приласкало:
гладит грудку,
гладит шейку,
гладит носик,
гладит лоб,
гладит ушки,
гладит ручки,
загорают дети. Вот!
Упражнение «Давайте поздороваемся с Другом».
Психолог:
- А здороваться мы будем необычно, различными частями тела: ладошками, локтями, коленками, спинками.
- А вы любите путешествовать?
Дети:
- Да.
2. Постановка темы и цели занятия.
Психолог:
-Тогда я хочу вам предложить совершить путешествие в необычную страну - в страну Эмоций.
- Жители этой волшебной страны, страны Эмоций, обращаясь, друг к другу, произносят свое имя ласково.
- А вы не хотите попробовать, произнести как жители этой страны, свои имена ласково?
Дети:
- Да хотим.
3. Основная часть.
Игра-упражнение « Ласковое имя»
Педагог – психолог:
- Я спрашиваю ребенка, как его имя, а вы, все остальные дети называйте хором его имя ласково.
(Если у детей в процессе игры возникают трудности педагог помогает.)
Психолог:
- Ребята, я тоже пришла к вам с хорошим и веселым настроением.
-И свое веселое и радостное настроение я хочу подарить вам.
(Педагог улыбается ребенку, который стоит рядом, а уже этот ребенок передает улыбку следующему и так до конца.)
Педагог – психолог:
- А сейчас ребята, я предлагаю вам поиграть со мной в игру.
Игра «Паутинка»
- Представьте, что вы стали волшебниками, добрыми волшебниками, и у вас появилась возможность помочь людям стать счастливыми и радостными, а сделать вы это сможете, с помощью волшебных пожеланий
Педагог-психолог:
- Как вы думаете, у вас получится это сделать?
Дети:
-Да.
Педагог-психолог:
- Что же можно пожелать людям, которые живут на нашей Земле...
Дети:
- пусть люди никогда не болеют;
- пусть люди долго и счастливо живут;
- пусть у всех будут дети;
- пусть люди никогда не сорятся;
- пусть в мире не будет войны.
Педагог-психолог:
- Молодцы ребята! Сколько добрых пожеланий вы сказали жителям планеты Земля.
- Всем спасибо!
Упражнение «Будем дружно улыбаться» (динамическая пауза).
Педагог – психолог:
- Ребята, я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной все движения».
Детки, дружно поднимитесь (встать со стульчиков)
Потянитесь, повернитесь (потянуться и повернуться вокруг себя).
Если будем улыбаться — не будем злиться и ругаться,
(показать улыбку, затем злость и потопать ногами)
Друзьям дарить улыбку нужно – будем жить тогда мы дружно! (улыбнуться друг другу и обняться).
Педагог-психолог:
-Ребята, отгадайте – ка загадку.
Её трясёт, глаза горят.
Сама пряма, как гвоздь!
Кидается на всех подряд.
Кто это? Это …… (злость)
Педагог-психолог:
- Верно.
Педагог-психолог:
- Если кто-то злиться, сердится, капризничает, у него настроение, какое?
Дети:
- Плохое, ужасное.
Педагог-психолог:
- А лицо меняется у человека?
Дети:
- Да. У него лицо становится похоже на тучу.
Педагог-психолог:
- А вы были в такой ситуации?
Дети:
- Да.
Педагог-психолог:
- В каких ситуациях?
- Давайте попробуем показать, как мы злимся.
(мимикой, жестами, движениями)
- И я предлагаю вам поиграть в игру:
«Сердитый котенок».
Дети распределяются на пары. Один играющий – котенок, другой – хозяин. Котенок должен показать своему хозяину, как сердится котёнок (шипит, выпускает когти, царапается, рычит). Хозяину необходимо успокоить его, приласкать, погладить. Когда котенок успокаивается, начинает мурлыкать, и участники меняются местами.
Психолог:
- Да ребята, злость плохое чувство.А что нужно и можно сделать, чтобы не злиться?(можно потанцевать, попрыгать, побегать вокруг дома, постучать кулаком по столу, покидать мячик)
4. Релаксация «Волшебный сон».
Дети садятся на стулья в «позу покоя»: (ноги слегка разведены, руки свободно лежат на коленях, спина не напряжена, глаза закрыты). Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит:
«Маленькие пингвины очень устали, набегались, наигрались, теперь отдыхают. Им снятся волшебные сны. Снится голубое небо, яркое солнце, прозрачная и теплая вода, золотые и серебристые рыбки, плавающие в водичке, мама и т. д.
Игра – упражнение “Попрощаемся по- разному.”
Психолог:Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по- разному.
Дети встают парами.
Психолог:
- Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)
Дети выбирают из пиктограмм свое настроение.
Рисование пиктограмм:
«Какое у меня сейчас настроение».
- А сейчас ребята, возьмите карандаш, и нарисуйте, свое настроение.
Дети выбирают одну из предложенных пиктограмм – ту, которая соответствует их эмоциональному состоянию в данный момент, называют свое эмоциональное состояние и рисуют его на предложенном шаблоне.
(После психолог размещает детские рисунки с настроением на стенде.)
Психолог:
- А наше путешествие по волшебной стране подошло к концу.
Нам пора возвращаться в сад.
5. Рефлексия:
Педагог-психолог:
- Ребята, в какую страну мы сегодня путешествовали?
- Что больше всего вам понравилось в этом путешествии?
- Какие эмоции вы испытали во время путешествия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Урок доброты и вежливости»
С помощью игровых упражнений, инсценирования стихотворения "Вежливая лошадь", дидактических игры "Что такое хорошо и что такое плохо", дети знакомятся с вежливыми словами....
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.
В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие....
Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Представление опыта работы....
Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...
Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей старшей группы детского сада «Лесовичок АУ»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей старшей группы детского сада...
Формирование базовых математических компетенций у детей старшего дошкольного возраста посредством STEM образования.
Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного...
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов....