Проект "Давай дружить"по формированию социально-коммуникативной компетенции для детей старших групп
проект

Цель: сформировать положительные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davay_druzhit.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, д. 19/1,

тел./факс: 8 (3499) 535758, E-mail: dmedvezhonok@nadym.yanao.ru

ОГРН 1168901051637, ИНН/КПП 8903034870 / 890301001

                                           Проект «Давай дружить»

                                                                           

                                                                                           Педагог - психолог Вижевитова Г.Н.

Описание мероприятия.

Участники: воспитанники старшей возрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагог – психолог.

Тип проекта: групповой, творческий, информационный, игровой, познавательный.

Вид проекта: долгосрочный.

Возраст участников: воспитанники 5-6 лет

Цель: сформировать положительные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Задачи:

  1. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, потребности проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие
  2. Развитие эмоционального интеллекта - эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
  3. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим в разных ситуациях.

Актуальность: проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.

Проблема: становление межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребенка в сегодняшних условиях. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребенка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Это ведет к несформированности коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно эти факторы чаще всего являются причиной нарушения социальной адаптации.

Раскрытие перед детьми понятия «дружба» и правил социально-коммуникативного взаимодействия не решат данную проблему, да и воспитание нравственных качеств не происходит за короткий срок. Поэтому было выдвинуто решение создать проект, который объединил в себе разнообразные формы, методы, приемы работы, направленные на усвоение и создание условий для применения в повседневных ситуациях положительных образцов поведения.

Ожидаемый результат: реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.

Этапы работы по проекту:

Подготовительный этап:

1.Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта

2.Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами.

4.Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, дидактических игр с детьми (иллюстративных, художественных)

5.Создание развивающей среды, внесение игр по теме.

Основной этап: реализация проекта

Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки проведения

 Беседа «Поговорим о дружбе»

-Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе

-Игра «Угадай по голосу»;

«Назови настроение»

Цель: уточнить представления детей о том, что значит "уметь дружить", научить осмысливать и оценивать ситуацию;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

   Октябрь

Беседа

 «С чего начинается дружба»

 -Мультфильм «Самый большой друг»

Игра:

«Назови ласково»

 «Давай говорить друг другу комплименты»

«Найди друга».

Цель: объясняет детям, что приветливость проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться;

Октябрь

Беседа «Хорошие товарищи»

Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль»

Игра:

«Угадай по голосу»

«Передай свое настроение»

«Клубочек»

Цель: обратить внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил.

Ноябрь

Рисунок «Мой лучший друг»

Занятие «В стране Дружбы и понимания»

Цель: формирование толерантного сознания и поведения детей дошкольного возраста, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе.

Ноябрь

Тренинг «Я и мои друзья»

Цель: формирование позитивного отношения к своему «Я»;

-развитие понимания, как влияет собственное поведение на взаимодействие с окружающими;

-развитие интереса и дружелюбного отношения к сверстниками;

Декабрь

Занятие «Настоящий верный друг»

Цель: повышение самооценки;

-развитие наблюдательности (как влияет собственное поведение на окружающих и на развитие взаимопонимания);

-формирование коммуникативных и социальных навыков;

-создание доброжелательной атмосферы на занятии.

Январь

Занятие «Мои желания»

Цель: помочь ребенку осознать свои желания, научить считаться с желаниями другого человека и уважительно относиться к нему.

Февраль

Занятие «От улыбки станет всем светлей»

Цель: вызвать положительные эмоции от общения со сверстниками через улыбку и эмоциональное восприятие веселого настроения детей;

-воспитывать коммуникативные навыки;

-воспитывать дружеские отношения между детьми.

Март

Аппликация группы 

 «Дерево Дружбы

Совместно с педагогом-психологом и воспитателем

Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.

Апрель

Заключительный этап: обобщение результатов работы (май)

1.Изготовление информационных буклетов для родителей «Почему нам нужны друзья?»

2.Оформление выставки коллективных работ

Достигнутый результат.

В результате работы над проектом были достигнуты следующие результаты:

Для воспитанников:

  • на основе игровой деятельности у детей сформировалось уважительное отношение к взрослым и сверстникам;
  • дети знают и называют  большое количество пословиц, поговорок о доброте, дружбе;
  • дети стали  более раскрепощены и самостоятельны;
  • в свободной  деятельности  широко применяют  пение песен, используют для этой цели  атрибуты и наряды, формирование интереса к труду взрослых и чувства ответственности при выполнении трудовых поручений;

для педагогов:

  • педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;
  • собран и систематизирован весь материал по теме проекта;

для родителей:

  • у родителей появился интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы

Перспективы дальнейшей работы:

Продолжать развивать полученные навыки эффективного взаимодействия с дошкольникам.

Список информационных источников:

1.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Изд. 6-е.  Ростов н/Д: Феникс, 2008г.

2.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками  у  старших дошкольников. Издательство «Аркти», Москва, 2003г.

3.Терещук Р.К.Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1989. -190 с.

4.Смолина Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. -2014. -№4. -С. 73-76.

5.Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание. –2003.№1. -С. 72-78

6.В.И.Петрова, Т.Д.Стульник « Этические беседы с детьми 4-7 лет».

7.Колос Г.Г.   «28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у

    детей 5-  7лет»; Москва 2017 г.

Приложение.

Пословицы и поговорки о дружбе

Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Был бы друг – будет и досуг.
Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу.
Верному другу цены нет.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Всякий выбирает себе друга по своему нраву.
Врагу не кланяйся, а для друга – жизни не жалей.
Вода у друга лучше, чем у врага – мёд.
Верному другу цены нет.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Друга узнаёшь в беде, а обжору — в еде.
Друга на деньги не купишь.
Дружба — великая сила.
Дружба дружбой, а в карман не лезь.
Дружба дружбе рознь, а иную – хоть брось.
Дружба и братство дороже богатства.
Для дружбы нет расстояния.
Друг познаётся в беде.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Друг дороже денег.
Друг научит, а недруг проучит.
Друг в глаза скажет, враг – за спиной бурчит.
Друг — ценный клад, недругу никто не рад.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Добро потеряешь – ещё наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь.
Друга в беде не вини никогда.
Дружный дом – счастье в нём, если дружбу потерял – счастье промотал.
Дружным бог даёт, недружных наказывает.
Дорожку к дружкам не изведаешь, пока сам не проведаешь.
Друг твоей души за тебя своей душой пожертвует, друг твоего богатства, и скотины не отдаст.

Конспект занятия «В стране Дружбы и понимания»

Цели:

  • формирование толерантного сознания и поведения детей дошкольного возраста, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе;
  • развитие у воспитанников интереса к внутреннему миру человека и обогащение опыта восприятия чувств, эмоций;
  • формирование представлений о понятии «дружба» и воспитание доброжелательного и бережного отношения к своим друзьям;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • снятие психомышечного напряжения;

Материалы: кубики настроений, вырезанные из бумаги детские ладошки, клей, лист ватмана, фломастеры, карандаши, мультфильм «Тигренок и его друзья» с использованием системы мультимедиа, запись веселой и спокойной музыки из мультфильмов.

Длительность занятия: 35 минут.

Возраст участников: старший дошкольный.

Ход занятия

Этап l. Организационный

Педагог - психолог: Здравствуйте, дети, сегодня замечательный день! Мы отправимся с вами в путешествие по стране Дружбы и понимания. Я думаю, здесь собрались настоящие друзья. Возьмемся за руки и вместе скажем: «Здравствуй, друг, вот и я! Мы – хорошие друзья!»  И сейчас самое время поздороваться друг с другом не словами, а своим телом. Когда я хлопну в ладоши один раз, пожмите друг другу руки, два хлопка – потритесь спинками, три хлопка – встаньте в круг на свои места.

Педагог – психолог: Молодцы! А теперь улыбнемся друг другу и сядем на стульчики.

Приветствие.  Игра с кубиком настроения.

Психолог предлагает детям кубики, каждый ребенок его рассматривает и выбирает человечка с соответствующим настроением, затем объясняет, почему он выбрал именно эту пиктограмму.

Педагог – психолог: Посмотрите внимательно на лица человечков и найдите человечка, у которого нет друга. Какое у него выражение лица?  (грустное, мрачное, печальное, безрадостное). А теперь найдите человечка, по выражению лица которого можно предположить, что у него много друзей? Почему вы так считаете?  С чем можно сравнить его настроение?

Этап ll . Мотивационный

Педагог – психолог: Молодцы! Вы правы! Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Тигренок и его друзья»

Просмотр отрывка из мультфильма «Тигренок и его друзья»

Вопросы для обсуждения:

- Как можно назвать героев этого мультфильма?

- Почему вы так думаете?

- Как бы вы назвали такую дружбу?

- А вы считаете себя друзьями?

Этап ll . Мотивационный

Педагог – психолог: А сейчас я предлагаю послушать отрывок из стихотворения Г. Остера   «Советы непослушным детям»:

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

Педагог – психолог: Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему? Как нужно правильно поступить в этой ситуации?

Этап lll . Практический

Игра «Угадай друга».

Педагог – психолог: А хорошо ли вы знаете друг друга? Давайте поиграем в игру «Угадай друга». Я буду рассказывать о ком-то из вас, а вы – угадывать, о ком загадка.

 - Внимание! Потерялась девочка! Одета в голубое платье, белые колготки, розовые тапочки, любит рисовать, играть в «Семью», есть рисовую кашу.

Дети отгадывают ребенка.

(Игра продолжается до тех пор, пока не «найдется» последний ребенок.)

Педагог – психолог: Молодцы! Здорово! Вы действительно хорошо знаете друг друга!

Педагог – психолог: Все дети разные. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихо играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем-то интересном. А есть другие дети: они любят веселые шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Пусть шумных зовут «шустриками», а тихих – «мямликами».

Педагог – психолог: Я предлагаю вам подумать, кто же вы – шустрик или мямлик (ребенок анализирует свое поведение). Далее детям предлагается потанцевать под спокойную музыку – как мямлики, спокойно, неторопливо, а под быструю и веселую – как шустрики.

Игра «Шустрики и мямлики»

Педагог – психолог: А теперь можно и похвалить друг друга. У нас есть волшебный стульчик. Тот, кто на него садится, получает от друзей комплименты. Он дарит всем добрые качества и забирает все плохое.

Желающий ребенок садится на стульчик, дети идут вокруг него и поют песенку:

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

(дети по очереди садятся на волшебный стульчик, и каждый по кругу должен сказать ему что-то хорошее, доброе)

Педагог – психолог: Молодцы! Сейчас поднимите руки вверх и покажите свои ладошки, они у всех разные. На столах лежат «ладошки» из бумаги. Возьмите их и разукрасьте своими любимыми цветами. (Дети рисуют под спокойную музыку).

Педагог – психолог: Посмотрите, какие разные ладошки получились, потому что мы с вами отличаемся друг от друга. Теперь приклейте свои ладошки по кругу. Получилось солнышко или цветок, они подарят нам радость и тепло. Спасибо вам за работу.

Этап lV.  Рефлексивный

Педагог – психолог: А теперь встаньте в круг и возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек – лучиков.  Я надеюсь, что теперь вы чаще будете замечать друг в друге что- то доброе и хорошее.

Педагог – психолог:  

- Понравилось вам занятие?

- В какие игры было трудно играть?

-  Кто же такой настоящий друг? (ответы детей)

Конспект занятия педагога психолога с детьми старшей группы детского сада «От улыбки всем светлей!»

Цель:

- Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

- Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

- Воспитывать у детей дошкольного возраста доброжелательность, сочувствие, сострадание.

Материал:

- магнитофон с записью разной по настроению музыки.

- волшебная палочка

Ход занятия:

Дети входят в группу под музыку В.Шаинского «Улыбка».

1.Ритуал приветствия.

Психолог:

- Здравствуйте дети!Я очень рада встрече с вами и я вижу, что вы пришли с хорошим настроением.

До начала занятия проводится точечный массаж биологически активных точек по системе А. А. Уманской «Солнышко».

Солнце утром рано встало,

Всех ребяток приласкало:

гладит грудку,

гладит шейку,

гладит носик,

гладит лоб,

гладит ушки,

гладит ручки,

загорают дети. Вот!

Упражнение «Давайте поздороваемся с Другом».

Психолог:

- А здороваться мы будем необычно, различными частями тела: ладошками, локтями, коленками, спинками.

- А вы любите путешествовать?

Дети:

- Да.

2. Постановка темы и цели занятия.

Психолог:

-Тогда я хочу вам предложить совершить путешествие в необычную страну - в страну Эмоций.

- Жители этой волшебной страны, страны Эмоций, обращаясь, друг к другу, произносят свое имя ласково.

- А вы не хотите попробовать, произнести как жители этой страны, свои имена ласково?

Дети:

- Да хотим.

3. Основная часть.

Игра-упражнение « Ласковое имя»

Педагог – психолог:

- Я спрашиваю ребенка, как его имя, а вы, все остальные дети называйте хором его имя ласково.

(Если у детей в процессе игры возникают трудности педагог помогает.)

Психолог:

- Ребята, я тоже пришла к вам с хорошим и веселым настроением.

-И свое веселое и радостное настроение я хочу подарить вам.

(Педагог улыбается ребенку, который стоит рядом, а уже этот ребенок передает улыбку следующему и так до конца.)

Педагог – психолог:

- А сейчас ребята, я предлагаю вам поиграть со мной в игру.

Игра «Паутинка»

- Представьте, что вы стали волшебниками, добрыми волшебниками, и у вас появилась возможность помочь людям стать счастливыми и радостными, а сделать вы это сможете, с помощью волшебных пожеланий

Педагог-психолог:

- Как вы думаете, у вас получится это сделать?

Дети:

-Да.

Педагог-психолог:

- Что же можно пожелать людям, которые живут на нашей Земле...

Дети:

- пусть люди никогда не болеют;

- пусть люди долго и счастливо живут;

- пусть у всех будут дети;

- пусть люди никогда не сорятся;

- пусть в мире не будет войны.

Педагог-психолог:

- Молодцы ребята! Сколько добрых пожеланий вы сказали жителям планеты Земля.

- Всем спасибо!

Упражнение «Будем дружно улыбаться» (динамическая пауза).

Педагог – психолог:

- Ребята, я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной все движения».

Детки, дружно поднимитесь (встать со стульчиков)

Потянитесь, повернитесь (потянуться и повернуться вокруг себя).

Если будем улыбаться — не будем злиться и ругаться,

(показать улыбку, затем злость и потопать ногами)

Друзьям дарить улыбку нужно – будем жить тогда мы дружно! (улыбнуться друг другу и обняться).

Педагог-психолог:

-Ребята, отгадайте – ка загадку.

Её трясёт, глаза горят.

Сама пряма, как гвоздь!

Кидается на всех подряд.

Кто это? Это …… (злость)

Педагог-психолог:

- Верно.

Педагог-психолог:

- Если кто-то злиться, сердится, капризничает, у него настроение, какое?

Дети:

- Плохое, ужасное.

Педагог-психолог:

- А лицо меняется у человека?

Дети:

- Да. У него лицо становится похоже на тучу.

Педагог-психолог:

- А вы были в такой ситуации?

Дети:

- Да.

Педагог-психолог:

- В каких ситуациях?

- Давайте попробуем показать, как мы злимся.

(мимикой, жестами, движениями)

- И я предлагаю вам поиграть в игру:

«Сердитый котенок».

Дети распределяются на пары. Один играющий – котенок, другой – хозяин. Котенок должен показать своему хозяину, как сердится котёнок (шипит, выпускает когти, царапается, рычит). Хозяину необходимо успокоить его, приласкать, погладить. Когда котенок успокаивается, начинает мурлыкать, и участники меняются местами.

Психолог:

- Да ребята, злость плохое чувство.А что нужно и можно сделать, чтобы не злиться?(можно потанцевать, попрыгать, побегать вокруг дома, постучать кулаком по столу, покидать мячик)

4. Релаксация «Волшебный сон».

Дети садятся на стулья в «позу покоя»: (ноги слегка разведены, руки свободно лежат на коленях, спина не напряжена, глаза закрыты). Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит:

«Маленькие пингвины очень устали, набегались, наигрались, теперь отдыхают. Им снятся волшебные сны. Снится голубое небо, яркое солнце, прозрачная и теплая вода, золотые и серебристые рыбки, плавающие в водичке, мама и т. д.

Игра – упражнение “Попрощаемся по- разному.”

Психолог:Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по- разному.

Дети встают парами.

Психолог:

- Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)

Дети выбирают из пиктограмм свое настроение.

Рисование пиктограмм:

«Какое у меня сейчас настроение».

- А сейчас ребята, возьмите карандаш, и нарисуйте, свое настроение.

Дети выбирают одну из предложенных пиктограмм – ту, которая соответствует их эмоциональному состоянию в данный момент, называют свое эмоциональное состояние и рисуют его на предложенном шаблоне.

(После психолог размещает детские рисунки с настроением на стенде.)

Психолог:

- А наше путешествие по волшебной стране подошло к концу.

Нам пора возвращаться в сад.

5. Рефлексия:

Педагог-психолог:

- Ребята, в какую страну мы сегодня путешествовали?

- Что больше всего вам понравилось в этом путешествии?

- Какие эмоции вы испытали во время путешествия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Урок доброты и вежливости»

С помощью игровых упражнений, инсценирования стихотворения "Вежливая лошадь", дидактических игры "Что такое хорошо и что такое плохо", дети знакомятся с вежливыми словами....

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.

В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие....

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...

Формирование базовых математических компетенций у детей старшего дошкольного возраста посредством STEM образования.

Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного...

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов....