Мастер-класс «Современное занятие, как средство реализации системно-деятельностного подхода»
методическая разработка

Раскрываются подходы деятельностного метода на занятиях с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Современное занятие, как средство реализации системно-деятельностного подхода»

Цель: повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно-деятельностный подход в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать знания участников мастер-класса по использованию системно – деятельностного подхода с дошкольниками.

2. Показать участникам мастер-класса использование системно – деятельностного подхода  в практической деятельности педагога.

Слайд 1.

Тема нашего мастер – класса «Современное занятие, как средство реализации системно-деятельностного подхода»

Слайд 2.

Что такое системно-деятельностный подход?

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника.

В системно–деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять детьми, развивать их познавательную деятельность.

Слайд 3.

Целью системно–деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е, активно участвующего в сознательной деятельности.

Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Он предусматривает развитие умения:

- ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы.

- решать задачи – как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне.

- отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.

Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активная деятельность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Слайд 4.

Технология деятельностного метода разработана еще в середине 1990 - х гг. За это время она прошла широкую практическую апробацию в школах и доказала свою результативность. Для дошкольного образования данная технология была адаптирована доктором педагогических наук Петерсон Людмилой Георгиевной, являющейся научным руководителем Института системно-деятельностной педагогики.

Ею была разработана технология деятельностного метода «Ситуация». Педагог, работающий в деятельностном методе, не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя и приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов - в зависимости от дидактических целей, которые ставит воспитатель. Педагог перестает выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

Слайд 5.

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности.

Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность.

Слайд 6-7.

Я хочу представить Вам отличия традиционного и системно -деятельностного  подходов организации образовательной работы с детьми по элементам.

Посмотрите внимательно и определите, какие методы относятся к традиционному, а какие с использованием системно – деятельностного подхода.

Компоненты (структура организованной образовательной деятельности)

Традиционное занятие

Занятие с использованием системно – деятельностного подхода

Формулировка темы

Воспитатель сообщает детям тему занятия

Создаёт условия для формулирования темы воспитанниками

 (например, загадывает  загадку о времени года, о котором пойдет речь) Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вносится что-то новое (Красная книга. энциклопедия, игра, игрушка).

Постановка целей и задач

Воспитатель формулирует и сообщает воспитанникам, чему должны научиться

Формулируют сами воспитанники, определив границы знания и незнания.

На этом этапе создаются условия у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель») Помочь птицам,  изготовить для малышей игрушки, например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной полянке.

у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так скал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

Планирование

Воспитатель сообщает воспитанникам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

Планирование воспитанниками способов достижения намеченной цели.

Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы?  Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?» (сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной полянке)

 На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

Практическая деятельность воспитанников

Под руководством педагога воспитанники выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Воспитанники осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезли цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Осуществление контроля

Воспитатель осуществляет контроль за выполнением воспитанниками практической работы)

Воспитанники осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону)

Осуществление коррекции

Воспитатель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы воспитанниками осуществляет коррекцию

Воспитанники формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Оценивание

Воспитатель оценивает работу

Воспитанники участвуют в оценке деятельности по её результатам (Самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Рефлексия собственной деятельности ребенка

(«А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

Эмоциональную оценку деятельности (« У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);

Подведение итога

Воспитатель выясняет у воспитанников, что они запомнили

Проводится рефлексия. Воспитатель выясняет у воспитанников для чего они выполняли работу, с какими трудностями столкнулись, что больше всего понравилось

(«Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);

Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);

  1. При проведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил в гости?» и т.д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание для вас было самым трудным? Почему», «Что нам надо сделать в следующий раз?», «Что вы сегодня расскажите родителям о сегодняшней игре?» и т.д. Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.

Структура с позиции системно–деятельностного подхода состоит в следующем:

- педагог создает проблемную ситуацию;

- ребенок принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- педагог управляет поисковой деятельностью;

- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Слайд 8.

Структура образовательной деятельности на основе

 системно - деятельностного подхода

Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.

1.Введение в образовательную ситуацию (организация детей, мотивация, включение в деятельность)

На этом этапе создаются условия у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»).

Ключевыми фразами завершения данного этапа являются вопросы «Хотите?», «Сможете?» Задавая данный вопрос воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.

Таким образом, на этапе введения в ситуацию включается обоснованный механизм мотивации (надо - хочу - могу).

2.Актуализация.

Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо (например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т.д.).

В процессе образовательной работы с детьми воспитатель работает над развитием таких интегративных качеств, как умение слушать взрослого, выполнять инструкцию, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки и т.д. При организации дидактических игр , детям предлагаются задания для выполнения парами, группами, что способствует развитию коммуникативных навыков (дети учатся слушать друг друга, договариваться, достигать совместного результата).

3.Затруднение в ситуации.

Затруднение это и есть проблемная ситуация.

Педагог создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например, «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»

Данный этап является ключевым. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Данный этап очень важен. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться. А правильным поведением в случае затруднения должна быть не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается важное качество - умение видеть свои ошибки, признавать то, что пока не знаю (не умею). Так как затруднение препятствует достижению «детской цели», у ребенка возникает потребность в его преодолении, т.е. теперь уже познавательная мотивация.

В младшем возрасте данный этап завершается словами взрослого «Значит, что нам надо узнать?»; в старших группах - «Что сейчас вам надо узнать?»

Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

4.Следующий этап-открытие детьми нового знания (способа действия)

Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например, «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы?  Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего - то не знаешь?» воспитатель пробуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумаю сам», «спрошу того, кто знает». У детей вырабатывает понимание того, что если ты чего - то не знаешь, можно спросить. Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит формулировать их. Малыши могут задавать вопросы сказочным персонажам. Постепенно должен расширяться круг людей, которым дети могут задавать вопросы (родители, повар, медсестра и т.д.).

В старшем возрасте дети узнают, что можно спросить у книги, посмотреть познавательный фильм, телепередачу, Интернет и т.д. Постепенно представления детей об источниках получения информации расширяются и систематизируются.

Естественно, дошкольники испытывают трудности при формулировании вопросов. Поэтому в группе должна быть создана психологически благоприятная обстановка, чтобы дети не боялись сказать «неправильно», тогда дети будут пробовать говорить. Задача взрослого - выслушивать ответы детей и подводить итоги: «Я поняла, вы хотите спросить....» - и продемонстрировать «правильную» формулировку вопроса.

В старшем возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящие диалог, побуждающий диалог), воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), которое фиксируется детьми в речи и знаках. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, постепенно осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельно (под руководством взрослого) «открытия» нового знания. Другими словам и, успешного преодоления возникших трудностей через выявление и устранение их причины.

5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

На данном этапе предлагаются ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило. планировать свою деятельность. например, в старшем возрасте используются вопросы типа «Что вы сейчас будете делать?», «Как будете выполнять задания?». В старших и подготовительных группах на данном этапе могут выполняться задания в рабочих тетрадях, где дети выполняют подобные задания для закрепления нового способа действия. Постепенно у детей развивается умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем).

6.Этап подведения итогов и анализа деятельности включает:

Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);

Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);

Эмоциональную оценку деятельности(« У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);

Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

Данный этап является необходимым элементом в структуре деятельностного метода, т.к. позволяет приобрести опыт выполнения таких важных таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Далее с помощью вопроса «Почему нам это удалось?» или «Как нам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали новое и чему - то научились. Таким образом, он сводит «детскую» и учебную (взрослую) цели и создает ситуацию успеха «Нам удалось...потому что мы узнали (научились)..».

  1. При проведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил в гости?» и т.д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание для вас было самым трудным? Почему», «Что нам надо сделать в следующий раз?», «Что вы сегодня расскажите родителям о сегодняшней игре?» и т.д. Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.

Системно-деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистерверг

Практическое задание.

А теперь для практического осмысления всех этапов деятельностного подхода я предлагаю побыть вам детьми старшей группы.

ООД по ФЭМП

Тема «Деление предметов и геометрических фигур на 2, 4 равные части».

 Цель: учить детей делить полоску на несколько равных частей, продолжать измерять предметы с помощью условной мерки путём приёма приложения, наложения. Учить находить мерку, равную длине предмета, использовать полученные умения для деления предметов на части.

Ход ООД:

1.Введение в игровую ситуацию.

- Любите ли вы, когда к вам приходят гости?

– Как нужно приготовиться к приему гостей?

- Незнайка ждет гостей и просит детей помочь подготовиться к их приходу.

- Что ему необходимо для того, чтобы встретить гостей?

- Сколько гостей может к нему прийти?

Какой этап мы проиграли?

(Сейчас мы с вами прошли первый этап – введение в игровую ситуацию.)

Перейдем к следующему этапу -

2.Актуализация знаний.

Д/И «Полотенца».

Вы все правильно назвали, что необходимо Незнайке для того, чтобы встретить гостей. Но вот беда, у Незнайки нет полотенец, чтобы дать их гостям, но есть длинная ткань, которую нужно разрезать, чтобы получились полотенца. Как ему поступить, чтобы полотенца получились одинаковыми?

Ответы.

Перед вами лежат бумажные полоски (одного размера и цвета).

– Давайте поможем Незнайке сделать полотенца. (выполняют задание.)

- Незнайка не верит, что полотенца одинаковые, как это проверить?

(проверить путем приложения или наложения).

Это этап актуализации знаний.

 Переходим к следующему этапу

3.Затруднение в игровой ситуации

Д/И «Лавочки».

– Незнайка благодарит вас за помощь, а пока пекутся пироги он просит помочь ему сделать лавочки для гостей. У него есть два одинаковых бруска. Из одного нужно сделать ножки для лавочки. Как это сделать?

Ответы.

– Какие ножки у лавочки? (Одинаковые)

– Как нам сделать их одинаковыми? (Распилить брусок пополам.)

– Как? (предлагают разные варианты.)

Переходим к четвертому этапу:

4.Открытие нового знания.

На столах лежат два бруска, длинная полоска бумаги и полоска бумаги длиной бруска.

– Как найти середину дощечки? (Измерить)

– Чем? (предлагают разные варианты.)

– У вас получилось? (Нет)

– Если вы не можете что-то сделать или не знаете, как, что можно предпринять, как узнать? (Спросить у того, кто знает.)

– Спрашивайте. (Как найти середину бруска?)

– У вас на столе две полоски бумаги, можно ли их использовать для измерения? (Можно)

– Какую? (Ту, которая меньше.)

– Почему? (Она одинаковой длины с бруском.)

– Как с помощью полоски можно отмерить середину бруска?

(Сложить пополам полоску и половину приложить к бруску.)

 Вот мы с вами получили новые знания и переходим к следующему этапу:

 5.Включение нового знания в систему знаний.

- Незнайка просит вас помочь ему сделать стол для гостей, для этого у вас есть 2 дощечки. Поможете? Тогда приступайте.

Выполняют.

– Ребята, мы испекли пироги разного разной формы и каждым из них надо угостить четверых гостей Незнайки.

 

– Что для этого надо сделать? (Разделить)

- Давайте разделим?

Выполняют.

- Каким образом вы разделили пироги на 4 части?

Ответы.

Давайте проверим, одинаковые ли кусочки пирога у нас получились, как это сделать?

Ответы: наложением.

А если сравним кусочки пирога свои и у соседей, одинаковые они?

Ответы: нет.

- Как вы думаете, почему так получилось?

Ответы: от формы пирога, от того как резали (по диагонали - треугольные, поперек - квадратные).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Перейдем к последнему этапу:

6.Осмысление

Кому мы сегодня с вами помогали?

– Как мы помогли Незнайке?

– Какие знания помогли вам помочь Незнайке?

-  Для чего пригодится в жизни умение делить предметы на части?

- У вас было желание помогать Незнайке?

- Что вы почувствовали, когда помогли Незнайке разделить пироги для гостей, изготовить полотенца?

- Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?

- А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?

 Итак, мы рассмотрели и проиграли целостную структуру применения деятельностного метода в образовательной ситуации для детей дошкольного возраста. Однако в силу особенностей дошкольного возраста и специфики отдельных образовательных областей не всегда возможно и целесообразно осуществлять всю последовательность этапов.

В образовательной деятельности детей дошкольного возраста возможно использование отдельных компонентов деятельностного метода.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Об образовании в Российской Федерации: федеральный  закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.05.2015) [электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://base.consultant.ru].

  1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – №4. – С.18-22.
  1. Галимова, Р.А. Деятельностный подход к образованию ребенка дошкольного возраста как основа ФГОС дошкольного образования [Текст] /Р.А.Галимова.–Режим доступа:  ttp://irorb.ru/index.php?option=com_iew=art

id=219:holkina&catid=77:vs10-2&Itemid=119]

  1. Дозморова, Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов [Текст] / Е.В. Дозморова // Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010 – 52 с.
  2. Малыгина, Л.Е. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы [Текст] / Л.Е. Малыгина, А.В. Малыгина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф.- Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 12-15.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности....

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...

«ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

   Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзы...

Мастер - класс. «Использование современных игровых технологий в реализации ФГОС ДО» ЛЕГО- конструктор «Bauer»

Мастер – класс для воспитателей «Космос», в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный конструктор –Лего». Для всех групп. Представляю Вам ЛЕГО &nda...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Одним их важных средств реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО является развивающая предметно-пространственная среда, в которой ребенок ...

"Развивающая предметно-пространственная среда как средство реализации системно-деятельностного подхода"

Освещение практического опыта работы "РППС как средство реализации системно-деятельностного подхода"...