«ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста определили тему «ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать любовь и бережное отношение к природе.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью., Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст нам возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе Н. Е. Веракса «От рождения до школы», дополняет ее с получением большей эффективности в результатах. Игра «Найди противоречия в весне» (За что вы любите весну?, осенью день становится короче, а весной?, осенью с деревьев опадают листья, а весной?, осенью птицы улетают в теплые края, а весной?, что хорошего связано с весной?, что плохого?, дождик весной хорошо или плохо? И т.д.)
Игры ТРИЗ позволяют активизировать познавательный интерес к окружающей природе, воспитывать осознанное бережное отношение к ней, развивать мыслительные процессы.
ТРИЗ даст возможность детям проявить свою индивидуальность, научит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.
Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.Цель ТРИЗ не только развивать фантазию детей, но и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
- ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,
- Преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,
- Стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.
- ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Основные методы работы:
- Наблюдение не только в природе , но и за деятельностью человека, как части природы
- Игры на познание и классификацию «Назови одним словом», «Что будет если…»-на развитии ситуации через сужения поля поиска.
- Системный анализ «Волшебный экран» .
- Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.
- Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Основным методом работы с детьми является педагогический поиск. Мы не даём детям готовые знания, не раскрываем истину, он должен находить её сам. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
- Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
Игра «Найди целое и часть»
Вишня-косточка, рак-клешня, кошка-усы,.
«Что с чем связано?»
Учить детей находить связи между предметами, даже , если они связаны не на прямую. Учить делать выводы , о том что все взаимосвязано.
Дерево-вода (без воды дерево жить не может)
Рыбка-рука ( рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками, руками чистят рыбу, кормят её в аквариуме).
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию детьми и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребёнка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
2.Принцип научности. В данном проекте мы использовали формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.
3. Принцип позитивизма. Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми педагоги знакомят детей. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Важно помнить и о том, что для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического воспитания - нулевая. Задача знакомства с правилами: создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовал последствия их несоблюдения.
4. Принцип проблемности: использование элементов технологии ТРИЗ предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.
5. Принцип системности. Наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Системность проявляется и в организации работы с родителями, и в координации работы с различными учреждениями, и в одновременной реализации всех основных компонентов системы экологического воспитания.
- Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического воспитания педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении.
Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов мнемотехник
7. Принцип гуманистичности. Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым.
Этот подход особо важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослым. В процессе экологического воспитания педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе (элементарные) взаимосвязи.
Предлагаю педагогам проиграть сказочную задачу
Сейчас я вам расскажу одну историю, которая приключилась в нашем лесу.
Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласится. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. И вот , что у них получилось:
-первый волшебник решил, что в его лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом погиб. Волшебник не мог понять, почему. - Ребята, помогите волшебнику, скажите почему погиб его лес ?
- второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь, он тоже погиб.
- Как вы думаете, что случилось?
- третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных, травоядных животных. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
- четвертый поселил в своем лесу только хищников. Но они вскоре покинули этот лес.
- Почему это произошло?
- пятый волшебник сотворил обычный лес, и никто этот лес не покинул.
- Почему?
Это хорошо, что последний волшебник создал такой прекрасный лес где всего в меру. Но, к сожалению, на нашей земле есть такие места, где ничего не растет и ни кто не водится, это очень печально, и в наших с вами силах это исправить.
При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.
8. Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности.. Этот принцип отражается в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному.
9. Принцип безопасности предполагает, что используемые формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность воспитанников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы.
10. Принцип деятельности. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Данный принцип предполагает интегрированный подход в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.
Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами рассмотрим методику «Тайна двойного» разрешение противоречий , которые можно проиграть с детьми.
Диалог с игрушкой о погоде. Игрушка приходит на занятие вся мокрая. Воспитатель её вытирает и разговаривает с ней.
В: -Почему ты такая мокрая?
И:- Я бегала под дождём. Я очень дождь люблю!
В:- Но ведь дождь плохой, холодный, ты можешь заболеть!
И:- Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать. Он цветочки поливает, от него всё чистое становиться!
В:- Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И:- Нет солнышко плохое! Когда жарко болит голова и пить хочется; все цветы вянут…
В:- А, нашим, ребятам, солнышко наоборот нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение. Хочется радоваться и играть.
Игра «Солнышко и дождик»
Обсуждение с детьми противоречия о погоде.
- Ребята, а как по –вашему дождь- хороший или плохой?
-Что хорошего в дожде?
-А что плохого в дожде?
-Значит, получается, что в дожде есть хорошее, и плохое. Мы говорим, что дождь –это «хорошо» тогда, когда…, и дождь для нас это «плохо», когда…
И: -А ,солнце какое, хорошее или плохое?
В:- Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
- А что плохого может быть в солнце?
Твёрдые и жидкие человечки.
Закрепление свойств воды и льда.
В воскресенье я была на дне рождения у Снежной королевы. На Севере всё кругом такое красивой, сверкает, переливается… Особенно мне, понравилась посуда: тонкая, прозрачная, искристая… Снежная королева мне даже одну чашечку подарила на память. Я её положила в коробочку, чтобы не разбить и привезла вам; сейчас покажу…
(Игрушка открывает корочку, но там ничего нет, только дно-мокрое).
-Ой, а где же чашечка? Как она могла исчезнуть?
( В процессе обсуждения выясняется, что чашка у Снежной королевы была сделана изо льда, а лёд растаял).
2.Сравнение твёрдых и жидких веществ.
Оказывается лед волшебный, он умеет превращаться. Лёд-это твёрдое вещество, в нём человечки держаться крепко за руки. Вот так.
Когда становится тепло, человечки перестают держаться за руки- и получается жидкость-вода.
- А чем жидкие вещества отличаются от твёрдых?
-Что можно делать с водой, а что – со льдом?
Прогнозируемый результат в работе с детьми с применением методики ТРИЗ
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям старшего дошкольного возраста.
- Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Слайд 21
- Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
- Развитие творческих способностей детей.
- Включение родителей воспитанников в проектную и образовательную деятельность, развитие партнёрских отношений.
Рекомендации по организации ТРИЗ в деятельности детей, направленной на развитие дошкольников
1.Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
2.Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
3.Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте).
«Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
4.Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).
- Играйте с детьми каждый день.
- Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …, то ...». «Если я была бы…, то я бы..»
Красота природы таится во всем, что нас окружает – и в солнечном дне и ласковом море, которое плещется у нас под ногами.
В буйной зелени, в которой утопают сады летом.
Но так же красива зима – с ее бесконечными вьюгами и морозом.
Сколько совершенства и тончайшей красоты в одной-единственной снежинке!
А осень?
Обласканная солнцем и омытая дождями, то грустная,
то ворчливая, то нежная, то угрюмая…
Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала – вот главное нравственное качество настоящего человека.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы
В статье представлен опыт использования деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на примере авторского пособия -...
"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...
"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
( консультация для воспитателей)...
Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....
Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...