Семинар- практикум «Проектная деятельность в ДОУ»
проект

Волкова Ольга Николаевна

В процессе работы семинара педагоги знакомятся со способами разработки проектов, "отправными точками" в процессе взаимодействия с детьми при запуске проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_no2.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум «Проектная деятельность в ДОУ» № 2 (продолжение)

Оборудование: 3 стола, стулья, ноутбук, проектор, экран, 2 мольберта, стикеры с клейким краем, ручки, листы для работы в группах.

 

Вступительное слово.

Перед тем как мы начнём наш семинар – практикум предлагаю Вам сначала разогреться и ответить на следующие предположения нестандартными способами:

 -Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.

- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.

Практическая часть. Способы разработки проектов.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. И Лучший способ для этого Проектная деятельность, которая заняла достойное место в системе дошкольного образования. Интерес педагогов-дошкольников к педагогическому проектированию не случаен. Применение проектной технологии обучения позволяет организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО.

В рамках проектной деятельности вся работа педагогов должна быть направлена на развитие самостоятельности, инициативности, творческой, познавательной, деловой и поисковой активности ребенка, способного успешно адаптироваться в социуме, добывать информацию и применять имеющиеся знания, эффективно действовать в ситуации неопределенности и нестабильности.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду.

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  • обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;
  • развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Рассмотрим способы разработки проектов:

  1. "Модель трёх вопросов"

Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.

Весьма любопытно наблюдать как из отдельных, иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы, знакомых им детей.

Что мы знаем?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям.

 Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

(Что знаю?    Содержание, то что дети уже знают. Что хочу узнать?   План, тема проекта. Как узнать?       Источник новых знаний, т.е проекта.)

  1. Образ «Семь мы» Елена Сергеевна Заир-Бек, автор данного метода, связывает логику педагогического проектирования с такими этапами, как

- определение замысла, или эскиз проекта;

- разработка моделей действия (стратегия);

-планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации;

- организация обратной связи;

- оценка процесса;

-оценка и анализ результатов;

-  оформление документации (СНОСКА: Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. — СПб., 1995).

Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

  • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

  1. Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС ДО. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Системная паутинка по проекту

Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Обмен опытом. Как погрузить детей в тему проекта? 

Существуют разнообразные способы введения детей в проект и поддержания интереса к предлагаемой деятельности в ходе реализации проекта. У каждого педагога имеется копилочка таких приемов. Предлагаю поделиться опытом и идеями.

1.Создание специальной образовательной мотивации.

- «Помоги герою (персонажу, игрушке)» — сделать портрет, понять — куда исчезает снег, помочь встретить гостей и др.).

-«Помогите мне (взрослому)» — помыть все расчёски в группе, игрушки – скоро медсестра придёт проверять чистоту и др.

- «Научи героя» что-либо делать (рисовать, лепить, делать аппликацию, выучить стихотворение (песню, игру), составить рассказ и др.).

- «Хотите чему-либо научиться» (например, я видела, как дети соседней группы сделали красивые снежинки – хотите научиться делать такие — же или я слышала, как дети другой группы пели интересную песенку хотите разучить её).

2. Появление в группе интересных предметов, атрибутов для игр.

3. Использование элемента сюрпризности (неожиданности) – приходи посылка, письмо, раздается звук, телефон звонит с вопросом, приводящим к проекту.

4. Организация сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, игры-драматизации. 5. Модульное погружение

Цель модульного погружения в тему: расширение у участников представления о  разнообразных способах познания действительности; выявление и поддержка творческого и  интеллектуального потенциала воспитателей и представителей родительской общественности ДОУ.

Задачи:

• создать максимально благоприятные условия для погружения;

• использовать разнообразные способы познания действительности (исследование, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, труд, конструирование и т.п.);

• расширять у дошкольников кругозор, углубляя знания по темам недель, в том числе и по темам, возникающим в процессе обучения;

• создать условия для развития коммуникативного опыта участников.

Модульные погружения проводятся по плану, который разрабатывается творческой группой ДОУ, согласовывается на педагогическом совете и утверждается заведующим ДОУ.

Организация деятельности во время погружения осуществляется по следующей схеме:

- разрабатываются станции, в основе которых образовательные области и/или виды детской деятельности.

- разрабатывается командный маршрутный лист по станциям для детей.

- на утреннем приеме детей происходит деление на команды: детям раздаются жетоны (смайлики) разного цвета, картинки или буквы.

- мотивация к погружению.

- командам раздаются маршрутные листы (карты).

- 9.00 – 9.30 дети отправляются по станциям.

- время работы станций зависит от количества станций, дети за час должны побывать на всех станциях.

- после путешествия по станциям все команды собираются в одном месте для рефлексии.

- поощрение детей.

Примерные станции: «Познавайкино», «Говорилкино», «Релаксинкино», «Прыгалкино», «Испытайкино», «Домисолькино», «Творилкино» и т.п.

Ожидаемые результаты проведения модульного погружения:

• развито умение сотрудничать, работать в команде, управлять своим поведением в соответствии с правилами, нормами;

• расширен, обобщен и закреплен материал по теме;

• профессиональный рост педагогов ДОУ (освоение новых образовательных стандартов, инновационных идей и содержания образования для устойчивого развития, новых образовательных технологий, новых форм работы).

2 часть.

Прежде, чем мы перейдем ко второй части нашего семинара, предлагаю вам синквейн-загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.

Насыщенная, безопасная.

Развивает, мотивирует, обновляется.

Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка.

«Мир вокруг».

Итак, тема второй чести семинара «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта».

Развивающая предметно пространственная среда должна выполнять различные функции.

- Как Вы думаете, какие?

(образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции).

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.

РППС должна соответствовать принципам ФГОС ДО:

Трансформируемость.

 РППС должна изменяться в зависимости от:

-  образовательной ситуации (например, смена содержания центров в зависимости от тематического периода, так материал по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной не целесообразно размещать в центре патриотического воспитания в течение всего учебного года),

- меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования составляющих предметной среды;

- наличие предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для размещения наглядного материала, для возможности разграничения пространства, для организации двигательной активности детей (для подлезания)

Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей;

Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т.е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков.

- периодическую сменяемость игрового материала.

Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса.

Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т.е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды.

Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта.

Как это может проявляться:

- если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность,

- при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).

Доступность среды предполагает:

- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место.

Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.

6) Безопасность 

Данное требование соотносится с требованиями СанПиН - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат), который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т.е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

При этом ведущая роль в организации ПРРС принадлежит педагогу, ведь как писала Э.П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду».

Практическая часть

Заполните таблицу, которая у вас на столах, по наполнению среды в соответствии с темой проекта. Возраст и тему проекта вы выбираете сами.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с темой проекта

Тема_____________________________________________________________________

Возрастная группа: _______________________________________________

Элементы  среды

Наполнение

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетно-ролевой игры

Центр дежурства

Центр безопасности

Центр патриотического воспитания

Центр психологической разгрузки

Познавательное развитие

Центр природы

Центр экспериментирования

Центр познания (дидактические игры)

Центр конструктивных и строительных игр

Речевое развитие

Книжный уголок

Центр речевого развития

Художественно-эстетическое развитие

Центр театральной игры

Музыкальный центр

Центр творческой деятельности

Физическое развитие

Центр двигательной активности

Среда детского сада

Интерьер группы

Холлы, коридоры, лестницы

Информационный центр для родителей

Территория детского сада

Рефлексия. Заключительный этап 

Заключительный этап

В помещении стоят два мольберта – на одном изображение чемодана, на другом – мусорного ведра. Рядом стол, на котором лежат стикеры с клейким краем.

Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорное ведро»

Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмете» ее с собой – приклейте стикер на чемодан, если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в мусорное ведро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар-практикум разработан с целью обеспечения  условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овла­дении ими технологий проектирования, объединения  усилий колл...

Семинар - практикум "Проектная деятельность в ДОУ"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Выступление на педсовете "Участие в семинаре-практикуме «Проектная деятельность в дошкольном отделении»"

Выступление на семинаре-практикуме «Проектная деятельность в дошкольном отделении»...

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»...

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....