Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
консультация на тему

Боровкова Анастасия Петровна

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.87 КБ
Файл prezentatsiya_k_seminaru.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»


Цель:
 обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива МДОУ для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
2. Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования
3. Способствовать творческому поиску
Ход:
План:
1. История возникновения метода проектов в педагогике.
2. Виды проектной деятельности.
3. Структура проекта. Его основные требования.
Введение.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. (и ФГОС). Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Что же такое - метод проектов? Это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.
Обратимся вначале к истории возникновения метода проектирования.
Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США, Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. В основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат: внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности; внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию.
Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы.
Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на несколько групп:
Типология проектов в ДОУ
По количеству индивидуальные
групповые
По содержанию Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели)
Среднесрочные (до 1 месяца)
Долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду проектной деятельности Информационные
Исследовательские
Творческие
Проектно-ориентированные
по целевой установке:
Исследовательское - творческие
Решение задач:
• Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
• систематизация знаний об окружающем мире;
• формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
2. Ролево-игровые
Решение задач:
• развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов;
• развитие навыков общения;
• использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.
3. Информационно-практико-ориентированные
Решение задач:
• Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни
• Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах)
• Формирование установок толерантного сознания
• Развитие самопознания и положительной оценки
4. Творческие
Решение задач:
• Развитие творческого потенциала каждого участника проекта:
• Овладение различными видами творческой деятельности
• Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству
Смешанные проекты
Решение задач:
• Развитие способности к созданию выразительного художественного образа на основе полученных знаний;
• Расширение представлений о действительности
• Совершенствование навыков художественной деятельности и пополнение знаний в процессе творчества и исследовательской деятельности.
А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.
1 этап – этап подготовки проекта.
Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада:
• определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,
• разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта;
• определяют прогнозируемый результат;
• обсуждают проект с родителями;
• выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
• определяют содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта.
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т. д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов
Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т. д.
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду – Это шесть П
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении для его участников?
Для детей
• Учитывая, что самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
• Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
• Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, что способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности.
• Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
• Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.
Для родителей
• Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
• Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
• Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Для профессионального роста педагогов:
• Создаются условия для роста активности и инициативы педагогов;
• Формируется умение решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук;
• Непрерывное овладение прогрессивными технологиями способствует повышению профессионального уровня;
• Происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов, способствует распространению педагогического опыта
Итак, использование метода проекта помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.
Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
С каждым годом нашими педагогами разрабатывается и реализуется все больше и больше проектов по разным направлениям. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Примерный план работы воспитателя по подготовке детского проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов с детьми
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар –практикум для воспитателей Проектная деятельность в детском саду Автор: Чаркина А.П. Воспитатель МБДОУ «Комсомольский детский сад №3 «Радуга»

Слайд 2

Проект – в переводе с греческого – это путь исследования т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы . Цель проектной деятельности — развитие свободной творческой личности ребенка.

Слайд 3

Р аскрытие творческого потенциала; У мение работать в группе ; Д еятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми; У мение презентовать свою работу. Что такое проект для ребенка?

Слайд 6

Классификация проектов По составу участников Индивидуальный По содержанию По продолжительности По виду проектной деятельности Подгрупповой Семейный Межгрупповой Групповой Монопроекты Интегративные Краткосрочные (1-2 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (до года) Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные

Слайд 7

ТИП ПРОЕКТА ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКИЙ СО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ Как правило, не имеют д етально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результат оформляется в виде детского праздника, Выставки . РОЛЕВО- ИГРОВОЙ МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей и по своему решают поставленные п роблемы. Информационно-практический СО СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Дети собирают информацию о каком- то объекте, явлении из разных источников. Результат оформляют в виде книг-самоделок. Исследовательско - творческий СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Дети экспериментируют, а результат оформляют в виде газет, презентации. Типы проектов в ДОУ по Л.В.Киселевой.

Слайд 8

РОЛЬ ПЕДАГОГА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЁЙ ТРАДИЦИОННАЯ: Должен руководить; Сам всё знает; Ставит цели; Оценивает результат; Знает ответы на все вопросы; Даёт задание на дом; Ожидает, что родители считают его знатоком. СОТРУДНИЧЕСКАЯ: Задаёт вопросы; Ищет решение проблем вместе с родителями; Спрашивает родителей о ребенке и вместе оценивают развитие; Узнает цели пожелания родителей; Понимает, что всегда хорошо получить новую информацию на это ориентирует родителей. Обсуждает с родителями, что они хотят и могут сделать; Помогает родителям увидеть их сильные стороны, готов учиться у родителей. ?

Слайд 9

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Выбор темы проекта Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. Планирование Помогает в решении задачи. «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта) Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа Реализация проекта Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Формирование специфических знаний, умений, навыков. Завершение проекта Подготовка продукта деятельности к презентации. Представление. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности Этапы реализации проекта

Слайд 11

ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают. План (тема проекта) Источники новых знаний т. е. средства «МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ»

Слайд 12

Модель трех вопросов по проекту «Вода» Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Маша - голубая, можно мыться и быть чистым Юля - вкусная, можно пить, бывает горячая. Коля -лужа Настя - дождик- это вода . Костя –вода-это море Рома - в воде живут рыбы Почему замерзает? Почему в море соленая? Почему вода не стоит на месте? Почему не всю воду можно пить? Есть ли в яблоке вода? Почему звучит вода? Спросить у папы Почитать книгу с бабушкой Посмотреть передачу про воду Отжать сок Спросить у мамы Посмотреть в интернете

Слайд 13

Позновательное развитие указать формы Социально-коммуникативное развитие указать формы Речевое развитие указать формы Художественно-эстетическое развитие указать формы Физическое развитие указать формы Системная паутинка по проекту .

Слайд 14

ПРОЕКТ- это «шесть П»

Слайд 15

Проблема Полное наименование проекта Тип проекта Цель проекта Образовательные области Период (продолжительность) и этапы реализации проекта Обеспечение проекта: материально – техническое, учебно-методическое. Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели : для детей; для педагогов; для родителей. Участники проекта Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная) Презентация проекта Паспорт проекта. Паспорт проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар-практикум разработан с целью обеспечения  условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овла­дении ими технологий проектирования, объединения  усилий колл...

Семинар - практикум «Проектная деятельность в условиях ДОУ»

Семинар-практикум"Проектная деятельность в условиях   ДОУ"Цель: 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов; 2.Обеспечить условия для развития творчества и професси...

Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овла­дении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практ...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Цель семинара-практикума: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ГБОУ Школы №69...

«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.

laquo;Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологий проектной деятельности.Подготовила Рыжова Т.В.Слайд 2.Начну я с китайской притчи, которая гласит: &la...

Семинар - практикум «Проектная деятельность в условиях ДОУ»

Семинар - практикум «Проектная деятельность в условиях ДОУ»...