ПЕДСОВЕТ на тему: «Формы и методы патриотического воспитания с детьми старшего возраста»
материал

Меньшикова Екатерина Николаевна

ПЕДСОВЕТ

на тему:

«Формы и методы патриотического воспитания

с детьми старшего возраста»

                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no3_fevral.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 35 «Вишенка» с. Новотроицкое

ПЕДСОВЕТ №3

на тему:

«Формы и методы патриотического воспитания

с детьми старшего возраста»

                                                     Провела: воспитатель Меньшикова Е.Н.

2022 г.

Формы и методы патриотического воспитания выбираются и изменяются в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников. Работа по патриотическому воспитанию проводится не только со всей группой, но и индивидуально и в малых группах. Конечная цель работы по патриотическому воспитанию в коллективе – воспитание личности каждого ребенка. Именно данной цели подчиняется вся система патриотического воспитания. Создание в группе сплоченного коллектива -  это не самоцель, а всего лишь самый эффективный путь формирования личности.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у детей патриотических качеств особую роль сыграли основоположники педагогики П. П. Блонский, А. С. Макаренко, И. Н. Руссо, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, В.И. Лутовинов и др.

Основными формами патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры - занятия, музейные уроки, игры - путешествия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом или селом. Ценность этих форм работы не только в том, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с родным краем, его историей и сегодняшним днем, но и тем, что на основе возникающих в результате проведения таких прогулок и походов у ребят впоследствии легче формируются знания об области и стране.

Одной из основных форм патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы такие занятия сподвигли детей на повышенную мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. На таких занятиях дети приучаются анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, в какой-то степени они уже учатся добывать знания самостоятельно. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Лучше всего занятия и беседы проводить в «Краеведческом музее», в зале, который конкретно соответствует теме занятия, где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца и многие другие предметы старинного быта. Для детей это будут не просто слова, а названия предметов, которые можно потрогать своими руками, попробовать, как наши предки использовать их по назначению.

Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по главной улице города или села, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (работа со старинной утварью, изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование, роспись своих изделий и др.). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Одна из форм работы - проведение совместных праздников, утренников, дает возможность объединить детей групп разного возраста общими чувствами, переживаниями, заботами. Обычно дети старших групп, как правило, готовят материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки для них и т.п. Так реализуемый принцип интеграции способствует созданию детского сообщества.

Такие формы работы как экскурсии по городу, селу, сотрудничество с музеями и библиотеками – очень важны при знакомстве дошкольников с традиционной отечественной культурой. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие животного мира, традиции. Посмотрев ту или иную экспозицию, дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю.

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому воспитатель должен проявлять корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю наши колхозники и т. п.), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.

В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать основные направления в изучении регионального компонента при проведении патриотического воспитания, которые имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем. К ним следует отнести:

- ознакомление дошкольников с окружающей природой;

- ознакомления с особенностями своего города, села, его историей;

- ознакомление с культурой и искусством родного края;

- ознакомление с родной страной.

При патриотическом воспитании невозможно не обратить внимания на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно в игре развиваются все познавательные процессы. В воспитании юного патриота необходимо использовать различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, творческие, подвижные. Интересными и полезными будут игры, которые разработаны для определённой темы. У детей появляются свои любимые игры, например, мальчикам нравится игра «Снаряди воина в поход», «Городской лабиринт», у девочек свои приоритеты: «Интервью», «Город будущего», «Я фотограф», «Юный экскурсовод». Всем, без исключения, нравятся такие игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Докажи», «Узнай по описанию», «Продолжи», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок.

Любая изученная тема логически завершается творческой выставкой, например: «Мой дом», «Город моего детства», «Былинные богатыри», «Военные баталии», «Сказка ложь, да в ней намёк».

Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Нет методов хороших или плохих, ни один из методов воспитания нельзя заранее объявить эффективным или неэффективным без учета условий, в которых он применяется, индивидуальных особенностей воспитанников, особенности их восприятия. Для педагога всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать самый оптимальный, учитывая особенности группы.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Рассказ воспитателя - это самый распространенный из многочисленных методов патриотического воспитания, используемых на занятиях и в свободной беседе. При подготовке к мероприятиям по ознакомлению с родным городом, селом, особенно с его богатейшей и не всегда светлой историей и достопримечательностями, очень сложным для педагогов оказалось составление рассказов для дошкольников. В связи с этим были разработаны рекомендации для педагогов по их составлению:

  1. Рассказ обязательно сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
  2. Чтобы удерживать внимание детей, активизировать стремление самостоятельно найти материал по данной теме, попробовать о чём-то догадаться самому, нужно почаще во время рассказа обращаться к ним с вопросами, просить делать выводы.
  3. Дошкольникам не стоит называть дат: они очень затрудняют восприятие излагаемого материала.
  4. Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями. Если не обойтись в рассказе без старинных слов и названий не следует использовать более 4-х-5ти в одном занятии.

Эффективность беседы как метода зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа — как итог проведенной с воспитанниками предварительной работы. В данном случае перед воспитателем стоит задача накопления у детей знаний через наблюдения, труд, игровую деятельность, чтение природоведческой книги, рассказы, рассматривание фотографий, презентаций. Беседовать с детьми можно только о том, о чем есть у воспитанников имеются конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо определить для себя дидактическую цель беседы: что из содержания нужно уточнить или конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Обязательно нужно использовать разнообразный наглядный материал, это поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки. Кроме того, полезно ввести в занятие загадки, стихотворения. Все это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Метод приучения ребенка - его смысл заключается в том, чтобы детей постоянно в различных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Воспитанников приучают к помощи и взаимопомощи, также к проявлению заботы о младших ребятах, о тех, кто старше, воспитывают правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью постоянного повторения каких-либо действий, при этом побуждение к поступку, какому-нибудь действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.

Упражнение предполагает обязательное включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам.

В практике воспитания, в частности патриотического воспитания, очень широко применяются методы поощрения и наказания, чаще всего в ежедневном общении воспитателя с воспитанниками. Эти методы будут иметь положительное воздействие, особенно, конечно, поощрения, однако преувеличивать их роль было бы неверно. Важно воспитывать у детей стремление что-либо сделать не за предполагаемое поощрение, а просто так.

Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Не следует захваливать одних и тех же детей. В старших группах вопрос о достижениях отдельных ребят, о том, достойны ли они одобрения, похвалы или наоборот, порицания, целесообразно обсудить во время общей беседы. Прежде чем поощрять или порицать ребенка, нужно подумать, в какой мере он этого заслуживает. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка.

Таким образом, основными формами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия; методами: рассказ, беседа, упражнение, поручение и т.д. Методы патриотического воспитания способствуют социализации личности ребенка, приводят к активному опыту патриотического поведения, позволяют ребенку быть примером для окружающих.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Блокадный Ленинград"

Название проекта: « Блокадный Ленинград»Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.По количеству участников: групповой. По приоритетному методу:...

Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным...

Сообщение на педсовете Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

Сообщение  на педсовете Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»...

«Моя малая Родина» (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста.)

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей, направлен на создание условий для воспитания патриотических чувств детей по средствам знакомства с Южным Уралом....