Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"
статья (подготовительная группа)
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Кирпичики»»
Из опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Воспитание любви к родному городу».
Воспитатель :
Косарева Н.И.
«Воспитание любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста».
Слайд 1 Визитная карточка.
Слайд 2 Актуальность темы:
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, общества.
Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности необходимо получение детьми знаний об их родном городе. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
В практику работы внедрены современные развивающие технологии и методики формирования духовно-нравственных качеств и развития познавательных интересов детей.
Слайд 3, 4
Цели:
1. Воспитание любви к малой Родине, родному краю, осознание его многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.
2 .Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.
3. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
4. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
Слайд 4, 5
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной.
2. Развивать у детей интерес к родному городу, к родному краю как к части России, истории зарождения и развития своего края, к людям разных национальностей, живущих в родном крае.
3. Развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной с взрослыми деятельности социальной направленности.
4. Воспитывать патриотические и гражданские чувства.
5. Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях представителей разных национальностей – жителей родного города, края.
6. Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление сохранить их.
7. Развивать интерес детей к родной культуре своего этноса, других народов и национальностей.
8. Обеспечить познания детьми общности нравственно-этических и эстетических ценностей. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов.
Слайд 6
Этим требованиям отвечает Образовательная программа « Мы живем на Урале»: с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, авторы О.В. Толстикова, О. В.Савельева.- Екатеринбург:ГАОУ ДПО СО « ИРО» -2014г. Концепция данной программы соответствует современным научным представлениям о том, что личностные качества человека формируются под влиянием комплекса факторов: климатических, социокультурных, природных условий, а также средств этнокультурного воспитания, передаваемых из поколения в поколение. Данная программа предполагает качественно иной уровень активно-деятельностного освоения ребенком явлений окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, ориентирована на создание условий постижения и освоения им ценностей и смыслов приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры.
Знакомство с родным городом построили таким образом
Слайд 7
Использовали систему современных форм и методов, разнообразие приемов организации образовательной деятельности с детьми: разработали серию занятий по ознакомлению с историей родного города, с символикой, гимном, достопримечательностями, трудовыми успехами людей, военными заслугами.
Слайд 8. Остановлюсь на проектной деятельности. Проект «Мой родной город» представлен на слайде (цель, задачи) Результат: развитие эмоционально-ценностного отношения детей к родному городу, дому, семье;
расширение знаний детей об историческом прошлом и настоящем родного города: географическое расположение, природные ресурсы, животный мир; обогащение словаря;
Реализованы проекты: «Урал – наш край»,«Зимующие птицы – наши друзья», «Здравствуй елка, здравствуй Новый год», «Моя семья», «От чистого сердца, простыми словами, друзья, мы сегодня расскажем о маме», «Домашние животные – какие они» и др,
Слайд 9. В рамках проекта «Мой родной город» создана фотолетопись «Моя семья», дети рассказывали о своей семье, совместном отдыхе, о том, где работают их родители.
Слайд 10. В группе создан мини музей «Уральская изба», в сборе экспонатов принимали активное участие родители.
Слайд 11, 12. В работе использовали формы портнерского сотрудничества с социальными институтами (школа, библиотека, музей, поликлиника, станция юннатов, театр, спортивный комплекс, стадион, ГИБДД, пожарная часть и др.) экскурсии, целевые прогулки, культурно - досуговая деятельность (на основе договоров о сотрудничестве, плана совместной образовательной деятельности), конкурсы, фестивали, соревнования, дни здоровья.
Слайд 13. Просмотр презентаций о городе, о профессиях людей нашего города, природе.
Слайд14.Дети совместно с родителями участвовали в городских акциях и конкурсах.
Слайд15,16. Традиции группы являются одной из форм воспитания любви к своему городу и народу. Это фольклорные вечера, праздники и развлечения. Тематические вечера организуем еженедельно, по пятницам во вторую половину дня. Содержание строится таким образом, чтобы дети имели возможность закрепить полученные в течение тематической недели знания и представления и расширить их на основе хорошо знакомых сказок.
Слайд17,18. Беседы с детьми о пользе закаливания, режиме жизни, о зависимости между особенностями климата Среднего Урала, погодных условий.
Слайд 19. Используем разнообразные формы оздоровительной работы: Подвижные игры народов, проживающих на Урале (русских, башкир, татар) -Беседы о формировании основ безопасности собственной жизнедеятельности в этнокультурном пространстве Урала.
- Ознакомление детей с определенными качествами полезных продуктов.
-Формирование полезных привычек здорового образа жизни с использованием местных природных факторов.
- Соревнования с участием детей и родителей (укрепления здоровья).
Слайд 20. Дети группы - победители и призеры спортивных соревнований и фестивалей.
Слайд 21.
Результаты на детей.
Слайд 22, 23
Важным условием работы является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Используем современные активные формы взаимодействия с родителями.
Родители совместно с детьми принимали активное участие в конкурсных мероприятиях на уровне ДОУ и города:
- ежегодные выставки «Чудо с грядки»;
- «Золотые мамины руки»;
- изготовление Лэпбуков
- конкурс газет «Моя семья»;
- конкурс «Кормушка» - изготовление кормушек для птиц;
- конкурсы ко дню Космонавтики, к 23 февраля и д.р.
На уровне МО:
- городской конкурс новогодних игрушек;
- конкурс «Берегите ель», «Птицеград», «Семейный отдых», «Пасхальные мотивы», спортивные мероприятия.
Родители оказывают неоценимую помощь в совершенствовании развивающей предметно пространственной среды группы, в подготовке декораций, костюмов, в сборе экспонатов в музей «Уральская изба», в изготовлении нестандартного физкультурного оборудования, в благоустройстве и озеленении участка, в поощрении детей-победителей конкурсов, фестивалей, соревнований.
Ежегодно родители награждаются благодарственными письмами и грамотами за активное участие в жизни группы и детского сада за участие в конкурсах разного уровня.
Слайд 24.
Результат на родителей.
Слайд 25.
Вывод: В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего ...
Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию
доклад на конференции ДОУ. Былины как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
«Инновационные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования»
Из опыта работы по программе дополнительного образования "Юный гид"...
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств
Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...
Календарно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
План работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе....
«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»
Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...
Сообщение из опыта работы "Особенности нравственно- патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"
В сообщении представлены основные аспекты работы по нравственно- патриотическому воспитанию в детском саду....