Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"
статья (подготовительная группа)

Косарева Наталья Игоревна

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным                  достопримечательностям, воспитываются  любовь и уважение, а так же  привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      «Детский сад комбинированного вида «Кирпичики»»

Из опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Воспитание любви к родному городу».

                                           Воспитатель :

                                                                               Косарева Н.И.

 «Воспитание любви к родному городу у детей старшего  дошкольного возраста».

Слайд 1 Визитная карточка.

Слайд 2 Актуальность темы:

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, общества.

Для формирования  у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности  необходимо получение детьми знаний об их родном городе. Чем больше ребёнок  с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

В практику работы внедрены современные развивающие технологии и методики формирования  духовно-нравственных качеств и развития познавательных интересов детей.

Слайд 3, 4

Цели:

1. Воспитание любви к малой Родине, родному краю, осознание его многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.

2 .Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.

3. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.

4. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.

Слайд 4, 5

Задачи:

1. Формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной.

2. Развивать у детей интерес к родному городу, к родному краю как к части России, истории зарождения и развития своего края, к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

3. Развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной с взрослыми деятельности социальной направленности.

4. Воспитывать патриотические и гражданские чувства.

5. Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях представителей разных национальностей – жителей родного города, края.

6. Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление сохранить их.

7. Развивать интерес детей к родной культуре своего этноса, других народов и национальностей.

8. Обеспечить познания детьми общности нравственно-этических и эстетических ценностей. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов.

Слайд 6

 Этим требованиям отвечает Образовательная программа « Мы живем на Урале»:  с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, авторы О.В. Толстикова, О. В.Савельева.- Екатеринбург:ГАОУ ДПО СО « ИРО» -2014г. Концепция данной программы соответствует современным научным представлениям о том, что личностные качества человека формируются под влиянием комплекса факторов: климатических, социокультурных, природных условий, а также средств этнокультурного воспитания, передаваемых из поколения в поколение. Данная программа предполагает качественно иной уровень активно-деятельностного освоения ребенком явлений окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, ориентирована на создание условий постижения и освоения им ценностей и смыслов приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры. 

 Знакомство с родным городом построили таким образом

Слайд 7

 Использовали систему  современных  форм  и  методов, разнообразие приемов организации образовательной деятельности с детьми: разработали серию занятий по ознакомлению с историей родного города, с символикой, гимном, достопримечательностями, трудовыми успехами людей, военными заслугами.

Слайд 8.  Остановлюсь на проектной  деятельности. Проект «Мой родной город» представлен на слайде (цель, задачи)  Результат:  развитие  эмоционально-ценностного  отношения  детей  к  родному  городу,  дому,  семье;

 расширение  знаний  детей  об  историческом  прошлом и  настоящем родного  города:  географическое  расположение,  природные  ресурсы,  животный  мир; обогащение словаря;

Реализованы проекты: «Урал – наш край»,«Зимующие птицы – наши друзья», «Здравствуй елка, здравствуй Новый год», «Моя семья», «От чистого сердца, простыми словами, друзья, мы сегодня расскажем о маме», «Домашние животные – какие они» и др,

Слайд 9. В рамках проекта «Мой родной город» создана фотолетопись «Моя семья», дети рассказывали о своей семье, совместном отдыхе, о том, где работают их родители.

Слайд 10. В группе создан мини музей «Уральская изба», в сборе экспонатов принимали активное участие родители.

Слайд 11, 12.  В работе использовали  формы портнерского сотрудничества с социальными институтами (школа, библиотека, музей, поликлиника, станция юннатов, театр, спортивный комплекс, стадион, ГИБДД, пожарная часть и др.) экскурсии, целевые прогулки, культурно - досуговая деятельность (на основе договоров о сотрудничестве, плана совместной образовательной деятельности), конкурсы, фестивали, соревнования, дни здоровья.

Слайд 13. Просмотр презентаций о городе, о профессиях людей нашего города, природе.

Слайд14.Дети совместно с родителями участвовали в городских акциях и конкурсах.

Слайд15,16. Традиции группы  являются одной из форм воспитания любви к своему городу и народу. Это фольклорные вечера, праздники и развлечения. Тематические   вечера    организуем  еженедельно,  по  пятницам  во  вторую  половину  дня. Содержание  строится  таким  образом,  чтобы  дети  имели  возможность  закрепить  полученные  в  течение  тематической  недели  знания  и  представления  и  расширить  их  на  основе  хорошо  знакомых  сказок.  

Слайд17,18. Беседы с детьми о пользе закаливания, режиме жизни, о зависимости между особенностями климата Среднего Урала, погодных условий.

Слайд 19. Используем  разнообразные  формы  оздоровительной работы: Подвижные игры народов, проживающих на Урале (русских, башкир, татар) -Беседы о формировании основ безопасности собственной жизнедеятельности в этнокультурном пространстве Урала.

 - Ознакомление детей с определенными качествами полезных продуктов.  

 -Формирование полезных привычек здорового образа жизни с использованием местных природных факторов.

- Соревнования с участием детей и родителей (укрепления здоровья).

  Слайд 20.   Дети группы - победители и призеры спортивных соревнований и фестивалей.

Слайд 21.

Результаты на детей.

  Слайд 22, 23

Важным условием работы  является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.  Используем современные  активные  формы  взаимодействия  с  родителями.

Родители  совместно  с  детьми  принимали  активное  участие  в  конкурсных  мероприятиях  на  уровне  ДОУ и города:

- ежегодные  выставки  «Чудо  с  грядки»;

- «Золотые  мамины  руки»;

- изготовление Лэпбуков

- конкурс  газет  «Моя  семья»;

- конкурс  «Кормушка» - изготовление  кормушек  для  птиц;

-  конкурсы  ко  дню  Космонавтики,  к  23 февраля и д.р.

   На  уровне  МО:

- городской конкурс  новогодних  игрушек;

-  конкурс  «Берегите  ель», «Птицеград»,  «Семейный  отдых»,  «Пасхальные  мотивы», спортивные  мероприятия.

Родители  оказывают  неоценимую  помощь  в  совершенствовании  развивающей предметно пространственной среды   группы,  в  подготовке  декораций,  костюмов,  в  сборе  экспонатов  в музей  «Уральская  изба»,  в  изготовлении  нестандартного  физкультурного  оборудования,  в  благоустройстве  и  озеленении  участка,  в  поощрении  детей-победителей  конкурсов,  фестивалей,  соревнований.

   Ежегодно  родители  награждаются  благодарственными  письмами  и  грамотами  за  активное  участие  в  жизни  группы  и  детского  сада  за  участие  в  конкурсах  разного  уровня.  

Слайд 24.

Результат на родителей.

Слайд 25.

Вывод: В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным                  достопримечательностям, воспитываются  любовь и уважение, а так же  привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего ...

Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию

доклад на конференции ДОУ. Былины как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств

Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...

«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»

Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...

Сообщение из опыта работы "Особенности нравственно- патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"

В сообщении представлены основные аспекты работы по нравственно- патриотическому воспитанию в детском саду....