Реверсивная модель наставничества как форма повышения ИКТ-компетентности педагогов
методическая разработка

Коротун Ирина Александровна

Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

Наставничество является важным фактором развития современного общества, охватывает многие сферы человеческой деятельности, в том числе систему образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx145.88 КБ
PDF icon prilozhenie.pdf2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Реверсивная модель наставничества

 как форма повышения ИКТ-компетентности педагогов

                                                                                                     Автор-составитель:

                                                                                                                 Коротун И.А, воспитатель

                                                                                                                                         

Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

Наставничество является важным фактором развития современного общества, охватывает многие сферы человеческой деятельности, в том числе систему образования.  

В дошкольном образовательном учреждении   наставничество способствует успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, является значимым компонентом профессионального становления педагогов, оказывает существенное   влияние на систему развития кадров. На сегодняшний день в практике дошкольного образования существует значительное количество моделей наставничества.

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в Государственных образовательных Стандартах.

Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Педагог должен уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информатизация общества ставит перед педагогами –дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей (законных представителей).

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада предполагает наличие интерактивного оборудования. Интерактивные технологии напрямую связаны с внедрением инновационных инструментов: электронных досок, проекторов, игровых комплексов. Современное оборудование позволяет разнообразить материал яркими графическими презентациями и увлекательными мультимедийными сюжетами. Помимо оснащенности учреждения данным оборудованием необходимы также подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии.  

Одной из наиболее эффективных моделей наставничества, которые используются в МБДОУ Г.ГОРЛОВКИ № 140 «СОЛНЫШКО», является реверсивное наставничество. Реверсивное наставничество подразумевает обоюдное наставничество, при котором каждый выполняет роль и наставника, и подопечного: в тех областях, где есть опытный роль «наставника»; в тех областях, где есть пробелы роль «подопечного». Особенно ярко это проявляется в ситуации, когда педагогу с большим стажем работы приходится осваивать новые информационные технологии. В этом случае молодые педагоги прекрасно выполняют роль наставников. Эта

модель очень эффективна при установлении доброжелательных отношений между педагогами разных поколений. Молодые специалисты быстро осваивают компьютер, хорошо ориентируется на просторах Интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше, чем у педагогов старшего поколения. В нашем детском саду реверсивная модель наставничества позволяет решить проблему недостаточной компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий.

Большинство педагогов с большим стажем испытывают трудности в работе с ИКТ и им необходима регулярная поддержка наставника, техническое и методическое сопровождение при реализации обучения. В современных условиях удаленного взаимодействия, тотальной цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека, востребованным является применение дистанционного наставничества для оказания помощи и поддержки педагогам в овладении ИКТ.

У каждого воспитателя и специалиста системы дошкольного образования, должны быть сформированы необходимые ИКТ-компетентности, которые относятся   к владению и использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Это общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность. Вместе с этим педагог должен обладать следующими умениями в области информационно-коммуникационных технологий:

•        владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

•        применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

•        владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Прежде чем   организовать наставничество в данном направлении, мною была проведена диагностика, позволившая выявить уровень ИКТ-компетентности педагогов образовательного учреждения.

Для диагностики был подобран инструментарий:

•        с целью выявления уровня общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов состоялся онлайн опрос;

•        в рамках определения   уровня общепедагогической ИКТ-компетентности было проведено анкетирование педагогов, и анализ уровня общепедагогической ИКТ-компетентности;

•        уровень предметно-педагогической ИКТ-компетентности был определен в ходе проведенного анализа деятельности педагогов по использованию ИКТ.

В диагностике приняли участие 100% педагогов образовательного учреждения, по ее результатам выявлено, что некоторые компоненты ИКТ-компетентности педагогов соответствуют требования   профессионального стандарта, определенные компоненты необходимо расширить, часть - сформировать.  

Проведенное исследование показало, что:

•        общепользовательская ИКТ-компетентность на оптимальном и допустимом уровне сформирована у 99% педагогов;

•        оптимальным уровнем общепедагогической ИКТ-компетентности обладают 64% педагогов, допустим - 33%, низким - 3%;

•        предметно-педагогическая ИКТ-компетентность на ее оптимальном уровне сформирована у 43%, допустимый уровень у 28% педагогов, низкий у 29%.

С учетом выявленных профессиональных дефицитов был составлен план обучения и методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ- компетентности. После этого состоялось непосредственное проведение обучающих мероприятий, в соответствии с Планом.

В План вошли практические формы организации обучения педагогов - семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, которые были направлены на формирование следующих умений:

•        пользование личной электронной почтой;

•        пользование электронными носителями;

•        создание электронной таблицы и диаграммы в Excel;

•        создание презентации Power Point с гиперссылками, звуком, эффектами анимации;

•        создание собственного электронного дидактического материала;  

•        осуществление взаимодействия и сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников с помощью информационно-коммуникационных технологий.

В рамках реализации реверсивной модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении были достигнуты следующие профессиональные результаты педагогов:

•        у наставляемых отмечается прогресс в области формирования общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностей, удовлетворенность от деятельности наставников, уверенность в собственных силах;

•        уверенное знание программных продуктов Microsoft Office, их функций и возможностей;

•        активное использование Интернет и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

•        самостоятельное владение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

•        наличие  положительной мотивации к использованию ИКТ;

•        активное применение ИКТ для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, фронтальной;

•        готовность к проведению выступлений, представлений опыта деятельности, консультаций, с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе с использованием дистанционных онлайн сервисов.

У большинства современных педагогов в наличии имеется не только компьютеры и планшеты, видеокамеры и   смартфоны: как на работе, так и на дома. Между ними приходится постоянно переносить файлы, открывать и редактировать документы «на ходу» на различных устройствах.

Благодаря реверсивному наставничеству наши педагоги осуществляют обмен информацией на тематических форумах, телеконференциях, вебинарах.

С помощью технологий опытные педагоги легко настраивают эффективную работу с родителями:

а) интерактивное общение через социальные сети, блог или сайт воспитателя, сайт группы, электронную почту, чат;

б) sms-рассылки для оперативного оповещения родителей (средствами WhatsApp, Skype, iMessage, VK, Telegram и др.);

Так же для реализации наставничество я выявила наиболее популярные инструменты: Google сервисы, Интерактивная доска Padlet, интернет Портал LearningApps

Google Диск — это удобное и надежное место для хранения файлов (текстовых документов, таблиц, графических и иных изображений, аудио- и видеоконтента), это популярное облачное хранилище (файл-хостинг), которое не позволит вашим документам потеряться, и вы сможете работать с ними на телефоне, планшете или компьютере. Единственное, что вам будет для этого необходимо, — это наличие выхода в интернет, т. к. диск доступен в режиме онлайн (его можно скачать на компьютер, но для этого вам придется устанавливать определенную программу).

Сервис Google Документы позволяет создавать и форматировать документы в режиме онлайн одновременно нескольким пользователям. При работе с сервисом всегда сохраняется история всех когда-либо вносимых в документ правок (вдруг вам нужно будет вернуться на несколько шагов назад, к более ранней версии, которая еще не подвергалась правкам).

Сервис поддерживает большое количество популярных форматов (например, docx, pdf, odt, rtf, txt, html).

Возможно создание и редактирование Google документов на различных мобильных платформах IOS (iPhone, iPad) и Android.

С помощью Google Форм создаем онлайн-опросы и тесты, анкеты, викторины, которые опубликуем на сайте или даем ссылку.  

Таблицы - это простой и понятный инструмент, где можно организовать расчет и анализ данных, и особенности образовательного процесса. В случае каких-либо изменений легко меняется функциональность. Данные хранятся на серверах Гугл. Подобный способ хранения информации надежнее, чем хранение данных на ПК. У таблиц широкий спектр возможностей по взаимодействию со сторонними сервисами. Можно обмениваться данными в автоматическом режиме.

Google Презентации – это онлайн - приложение, в котором можно создавать и редактировать презентации, работая одновременно с другими пользователями

В роли универсального средства обучения выступает интерактивная онлайн- доска Padlet, сервис бесплатный, имеет русскоязычную версию, прост в освоении и не требует никакой начальной подготовки. Зайдя на сайт, пользователь сразу получает доступ к возможностям сервиса и может начать пользоваться его функциями даже без регистрации.

Сервис позволяет также распределять пользователей по условным категориям: администратор, модератор и пользователь. В первом случае дается неограниченный доступ не только к контенту, но и ко всем настройкам стены. Модераторы ограничены работой с материалами: добавление постов, редактирование, организация и структурирование. Потребитель может только просматривать загруженные данные и не имеет возможности вносить какие-либо изменения.

К преимуществам использования сервиса Padlet можно также отнести такие возможности, как:

• выбор дизайна виртуальной доски;

• организация коллективной деятельности в режиме реального времени и работы с визуальным контентом;

• размещение материалов как с любого носителя, так и из сети Интернет (фото-, видео-, аудиофайлы).

Можно использовать доску для коллективного сбора материалов по той или иной теме, совместной работы с родителями, детьми и специалистами.

 -Доска - Падлет проста в применении и многофункциональна.

- С помощью Падлет избегаем однообразия.

МИНУСЫ из минусов хочется отметить только 5 досок бесплатно, а объем не более 10 МБ.

С интересом проводим педсоветы, конкурс, консультации, родительские собрания, выставки работ детей и тд.

Используем портал Learning Аpps для создания онлайн тестов, викторин, игр и упражнений для дошкольников.

Конструктор интерактивных заданий помогает создавать интерактивные модули по готовым шаблонам.

Основная идея интерактивных заданий, которые могут быть созданы благодаря данному сервису, заключается в том, что ребенок может проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса.

Подводя итоги, отмечу, что разработанная система реверсивного наставничества имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, ее участниками являются педагоги, которые независимо от возраста, опыта работы, уровня владения ИКТ готовы непрерывно развивать свой профессиональный потенциал.

Во–вторых, система сопровождения обладает всеми достоинствами и преимуществами, свойственными ИКТ-технологиям.

В-третьих, наша концепция выстроена с учетом как традиционных, классических подходов, имеющихся в системе образования, так и отражает современные условия социально –экономического развития общества, что делает ее универсальной независимо от окружающих факторов.

Реверсивная модель наставничества в МБДОУ Г.ГОРЛОВКИ № 140 «СОЛНЫШКО» доказала свою эффективность, в 2022-2023 учебном году   мероприятия плана обучения и методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ-компетентности войдут в программу обучения педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Пожалуй, наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Наставничество является инвестицией в долгосрочное развитие организации, ее «здоровьем».

Список литературы:

1.        Википедия свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. //https://clck.ru/ehZZb. (Дата обращения: 24.02.2022).

2.        Ельцова О., Терехова А. Пять направлений наставничества в детском саду. Положение и план на 2020/21 учебный год.// Справочник старшего  воспитателя. 2020. № 10. URL: https://e.stvospitatel.ru/843667. (Дата обращения: 22.02.2022).

3.        Мигунова Е.В., Жигалик М.А., Аверкин В.Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс]// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».URL:https://cyberleninka.ru/article/n/reversivnoe-nastavnichestvo-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-pedagogov/viewer. (Датаобращения:31.03.2022).

4.        Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях. Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одна из эффективных форм повышения ИКТ - компетентности педагогов»

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, CD, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (общения, передачи информации).Ни дл...

Модель организации повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, моб...

Презентация по теме "Самообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога"

Самообразование - это самостоятельное преобретение знаний.Самообразование - Целенаправленная работа педагога....

"Самообразование как форма повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ"

Презентация с краткой характеристикой этапов и особенностей оформления работы по самообразованию педагогов (воспитателй и специалистов) дошкольных образовательных усруждений....

НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...

Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»

Персонализированная программа наставничества«Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»...