Программа дополнительного образования "Основы алгоритмики. ПиктоМир"
рабочая программа (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
«Основы алгоритмики. ПиктоМир»
Составила
воспитатель Осипова Е.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПиктоМир – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые команды. Для работы в среде ПиктоМир не требуется умение читать и писать. Разработчиком среды ПиктоМир является Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН).
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы алгоритмики. ПиктоМир» (далее – программа) представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на знакомство воспитанников с пиктограммным программированием. Программа разработана в муниципальном образовательном учреждении «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный Надымского района».
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Основы алгоритмики. Пиктомир» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.1, 2, 3, 14; ст.75);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.
Направленность программы: техническая, так как программа ориентирована на формирование и развитие у воспитанников универсальных навыков алгоритмического и логического мышления в процессе изучения основ пиктограммного программирования.
Уровень программы: стартовый.
Актуальность программы, прежде всего, определяется заказом со стороны социальных партнеров, а именно: учреждений дошкольного образования на предоставление дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие логических и математических способностей воспитанников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в несложные программы управляющие виртуальным исполнителем, особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Эволюция программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является начальным курсом программирования, с которым дети знакомятся через игру и который развивает в детях умение логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. При разработке содержания программы использованы методические рекомендации авторов-разработчиков учебной среды ПиктоМир.
Отличительные особенности программы от уже существующих в области обучения (преподавания) алгоритмике и начальному программированию заключаются в том, что:
- дидактическое обеспечение, разработанное педагогами МДОУ «Детский сад «Морозко» п.Приозерный», работающими по программе, предполагает использование на занятиях рабочей тетради «Азбука алгоритмики» (портфолио заданий на логику, интеллектику и алгоритмику) и пиктограммного лото (набора карточек на пространственную ориентировку и полей-матриц для составления алгоритмов);
- методическое обеспечение предполагает проведение занятий в форме квеста (игры на прохождение испытаний (заданий) с использованием и без использования интерактивной доски), сохранение единой сюжетной линии для всех занятий (квестов);
- техническое обеспечение программы позволяет проводить занятие с использованием аудиовизуальных материалов (просмотр видеоуроков, мультфильмов, обучающих видеоматериалов и т.п.).
Цель программы: способствовать формированию у воспитанников старшего дошкольного возраста навыков алгоритмического мышления в процессе обучения пиктограммному программированию.
Задачи программы:
образовательные
- познакомить с элементарными представлениями об информационно-компьютерных технологиях;
- познакомить с основными алгоритмическими понятиями, определениями;
- развить навыки пиктограммного программирования;
развивающие
- закреплять навыки пространственной ориентировки;
- содействовать развитию логического мышления детей, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, самостоятельности;
воспитательные
- воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать друг с другом.
Планируемые результаты реализации программы:
− воспитанники будут знать основные алгоритмические понятия и определения, такие как: «алгоритм», «линейная программа», «команда», «цикл» и т.п.;
− воспитанники приобретут азы пиктограммного программирования, навыки алгоритмического мышления в процессе выполнения заданий и упражнений с использованием и без использования интерактивной доски;
− у воспитанников будут сформированы устойчивые навыки ориентировки в пространстве (лево-право-вперед-назад).
Адресат программы. Программа направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей подготовительной к школе группы (6 – 8 лет) в полноценном познавательном развитии, их позитивной социализации в целом и родителей в получении качественных образовательных услуг.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей продолжает развиваться восприятие, развивается образное мышление, продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение и внимание, оно становится произвольным.
Объём и сроки освоения программы: срок реализации программы 1 учебный год. Количество академических часов по программе – 36, в том числе предусмотрено 10 часов теоретических занятий и 26 часов практических занятий.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Занятия проходят 1 раз в неделю во вторую половину дня с сентября по май. Продолжительность одного занятия составляет 30 мин. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.
Наполняемость групп: не менее 12 человек.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
При реализации программы оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика направлена на изучение:
- знаний воспитанников (знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков),
- умений воспитанников (умеет составлять простейшие алгоритмы, действовать по заданному алгоритму, правилу или схеме, планировать этапы и время своей деятельности, оценивать ее эффективность ориентироваться в пространстве, сотрудничать с другими детьми).
Методами оценки результатов реализации программы являются:
− промежуточная диагностика (игра-тестирование, наблюдение) - ноябрь;
− итоговая диагностика (защита проекта по программированию) - май.
Систематически проводится текущий контроль на занятиях в процессе всего периода обучения по программе (тестирование, наблюдение).
Мониторинг образовательных результатов.
Основные образовательные задачи | Критерий | Показатель | Форма контроля |
Познакомить с основными алгоритмическими понятиями и определениями | Уровень знаний основных алгоритмических понятий и определений | Знание основных алгоритмических понятий и определений | тестирование |
Осознанность применения в своей речи понятий, определений из области алгоритмики. | наблюдение | ||
Развить навыки пиктограммного программирования | Уровень развития навыков пиктограммного программирования | Самостоятельность и активность в работе. | наблюдение |
умение строить линейные и цикличные алгоритмы | тестирование | ||
Сформировать навыки пространственной ориентировки | Уровень сформированности навыков пространственной ориентировки | безошибочный выбор команд (лево-право) при построении алгоритмов | тестирование |
Оценка осуществляется по 3-бальной системе:
3 балла – высокий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует высокую заинтересованность, познавательную активность; показывает отличное знание теоретического материала и качественно выполняет практические задания);
2 балла – средний уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует достаточную заинтересованность, познавательную активность; показывает хорошее знание теоретического материала, выполненные практические задания требуют небольшой доработки);
1 балл – низкий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует низкий уровень заинтересованности, познавательной активности; показывает недостаточное знание теоретического материала, выполненные практические задания не соответствуют требованиям).
Пример инструментария для педагогической диагностики: см. Приложение 1
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в групповом помещении и игровой комнате, которые оснащены:
- учебной мебелью (столы и стулья) и 1 место педагога;
- мультимедийным оборудованием (ноутбук, интерактивная доска, колонки, принтер);
- программным обеспечением «ПиктоМир», установленным на ноутбук.
Кадровое обеспечение.
Воспитатель.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Программное обеспечение программы: свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда ПиктоМир (НИИСИ РАН).
Дидактическое обеспечение программы:
− пиктограммное лото, разработанное по методическим рекомендациям [2] для проведения занятий «Алгоритмика»;
− рабочая тетрадь «Азбука алгоритмики», включающая задания на алгоритмику, интеллектику и логику, объединенные единой сюжетной линией: программирование роботов;
− аудиовизуальные материалы: мультфильмы про роботов [7-12];
- картотека гимнастики для глаз.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
Основной формой работы с детьми в рамках воспитательной деятельности является игра.
Работа с родителями предусматривает:
- индивидуальные беседы и консультации;
- мастер-класс;
- рассылку в родительские чаты тематических консультаций;
- участие в защите детских проектов.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Продолжи-тельность занятий (академ.час) | Количество академических часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | ||||
1 | Введение | 30 минут | 2 | 2 | 4 | тестирование, наблюдение |
2 | Команды | 2 | 6 | 8 | тестирование, наблюдение | |
3 | Линейные программы | 2 | 4 | 6 | тестирование, наблюдение | |
4 | Циклы | 2 | 6 | 8 | тестирование, наблюдение | |
5 | Повторители | 2 | 6 | 8 | тестирование, наблюдение | |
Аттестация | 2 | 2 | тестирование, наблюдение, защита проекта | |||
Итого | 10 | 26 | 36 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение (4 часа)
Теория.
Презентация программы: легенда, сюжетная линия занятий, главные герои сюжетной линии. Понятие «робот», виды роботов, их назначение. Знакомство с учебной программной средой ПиктоМир.
Практика. Входная диагностика пространственной ориентировки учащихся (лево-право-вперед): упражнение-имитация на полях-баннерах, используемых в робототехнических соревнованиях «РобоФест».
Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение отличий, построение на симметрию и др.
Раздел 2. Команды (8 часов)
Теория. Понятия «команда», «программа», «командная строка».
Практика. Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: диктант по клеточкам на построение, на прохождение маршрута и др. Упражнения на построение алгоритмов с использованием дидактического материала.
Раздел 3. Линейные программы (6 часов)
Теория. Понятие «линейная программа». Особенности и варианты записи линейной программы. Построение линейной программы с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.
Практика. Упражнения на построение линейных программ с использованием пиктограммного лото.
Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах.
Работа с интерактивной доской: выполнение заданий 1-3 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.
Раздел 4. Циклы (8 часов)
Теория. Понятие «цикл». Особенности и варианты записи цикла. По- 6 строение программы, содержащей цикл, с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.
Практика. Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы, с использованием пиктограммного лото.
Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах, содержащих циклы.
Работа с интерактивной доской: выполнение заданий 4, 6, 10-13 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.
Раздел 5. Повторители (8 часов)
Теория. Понятие «Повторитель». Особенности и варианты записи повторителя (цикла-повторителя). Построение повторителя с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.
Практика. Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы-повторители, с использованием пиктограммного лото.
Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах, содержащих циклы-повторители.
Работа с интерактивной доской: выполнение заданий 5, 7, 8, 9 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.
Аттестация (2 часа).
Промежуточная аттестация (после освоения раздела 2).
Итоговая аттестация (в конце изучаемого курса).
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, игра, мастер-класс.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности.
Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кушниренко, А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников [Текст] / А.Д. Кисловская, А.Г. Кушниренко // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научнопрактической конференции 16-17 июня 2014 года. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 3–7. – Тоже [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22284368
2. Кушниренко, А.Г. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина. – Режим доступа: https://www.niisi.ru/piktomir/m2016.pdf
3. Кушниренко, А.Г. Пиктомир: пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников) [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, И.Б. Рогожкина // Информационные технологии в образовании. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0- 2012_09_25.html
4. Рогожкина, И.Б. Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности [Текст] / Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2pp/09.pdf интернет-ресурсы
5. Алгоритмика. IT-платформа и образовательная программа для обучения детей 7-12 лет программированию. – Режим доступа: https://algoritmika.org/
6. ПиктоМир. – Режим доступа: https://vk.com/piktomir аудиовизуальные материалы
7. Мультфильм «Берн-И»/«Burn-E» («Disney Pixar», 2014).– URL: https://www.youtube.com/watch?v=sR8dsggB8yg
8. Мультфильм «Валл-И»/«Wall-E» («Disney Pixar», 2008). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=n2eATP8mj8k
9. Мультфильм «Город роботов» («Открытый телеканал», 2010). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=PJoqTSJCj-s
10. Мультфильм «К вашим услугам» из серии «Маша и медведь», серия 60 («Анимаккорд», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=KyTrFDHpbw
11. Мультфильм «Кусачки» / «Wire Cutters» («Dust», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=CIx0a1vcYPc
12. Мультфильм «Тайна третьей планеты» («Союзмультфильм», 1981). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=HZodexUkiDI
13. Мультфильм «L 3.0» (2014). – URL: http://www.shortfilms.com.ua/video/origami--l-30
6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график
на 2021/ 2022 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Основы алгоритмики. Пиктомир»
(стартовый уровень)
Педагог: Заидова Асият Сулеймановна
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Кол-во часов | Форма занятия | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 7 | 15.35-16.05 | 1 | Знакомство с программой ПиктоМир; презентация; упражнение-имитация; упражнения в рабочей тетради |
| Групповое помещение, игровая комната | тестирование, наблюдение |
2 | 14 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
3 | 21 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
4 | 28 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
5 | октябрь | 5 | 15.35-16.05 | 1 | Работа в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; просмотр мультфильма |
| Групповое помещение, игровая комната | тестирование, наблюдение |
6 | 12 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
7 | 19 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
8 | 26 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
9 | ноябрь | 2 | 15.35-16.05 | 1 | ||||
10 | 9 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
11 | 16 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
12 | 23 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
13 | 30 | 15.35-16.05 | 1 | Упражнения в рабочей тетради | Промежуточная аттестация | Групповое помещение | тестирование | |
14 | декабрь | 7 | 15.35-16.05 | 1 | Работа в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; упражнения с использованием пиктограммного лото |
| Групповое помещение, игровая комната | тестирование, наблюдение |
15 | 14 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
16 | 21 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
17 | 28 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
18 | январь | 11 | 15.35-16.05 | 1 | ||||
19 | 18 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
20 | 25 | 15.35-16.05 | 1 | Работа в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; упражнения с использованием пиктограммного лото |
| Групповое помещение, игровая комната | тестирование, наблюдение | |
21 | февраль | 1 | 15.35-16.05 | 1 | ||||
22 | 8 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
23 | 15 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
24 | 22 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
25 | март | 1 | 15.35-16.05 | 1 | ||||
26 | 15 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
27 | 22 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
28 | 29 | 15.35-16.05 | 1 | Работа в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; упражнения с использованием пиктограммного лото |
| Групповое помещение, игровая комната | тестирование, наблюдение | |
29 | апрель | 5 | 15.35-16.05 | 1 | ||||
30 | 12 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
31 | 19 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
32 | 26 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
33 | май | 3 | 15.35-16.05 | 1 | ||||
34 | 17 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
35 | 24 | 15.35-16.05 | 1 | |||||
36 | 31 | 15.35-16.05 | 1 | Проект | Итоговая аттестация | Игровая комната | Защита проекта |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Карта наблюдений
Карта наблюдений
Учебный год: ________________
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Уровень знаний основных алгоритмических понятий и определений | Уровень развития навыков пиктограммного программирования | Уровень сформированности навыков пространственной ориентировки | Степень сформированности, примечания (перспективы развития, индивидуализация образовательного процесса | ||
Знание основных алгоритмических понятий и определений | Осознанность применения в своей речи понятий, определений из области алгоритмики. | Самостоятельность и активность в работе. | Умение строить линейные и цикличные алгоритмы | Безошибочный выбор команд (лево-право) при построении алгоритмов | |||
3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Алгоритмика для дошкольников (на основе применения программируемых роботов BEE-BOT)»
Программа дополнительного образования на развитие алгоритмического мышления детей дошкольного возраста...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Основы алгоритмики. Пиктомир"
Свободно распространяемая программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками....
Рабочая программа кружка «Основы Алгоритмики. ПиктоМир» На 2022-2023 учебный год
ПиктоМир – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые кома...
Рабочая программа кружка «Основы Алгоритмики. ПиктоМир» На 2023-2024 учебный год
ПиктоМир – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые кома...
«Основы алгоритмики. Пиктомир »
laquo;ПиктоМир» - программа для изучения азов программирования, которая позволяет "собрать" из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальным испол...
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием элементов курса программирования и алгоритмики «Пиктомир» по теме «Роботы спешат на помощь».
Цель: помочь жителям подводного мира; формировать умение выделять части задачи совершенствовать вычислительные навыки, вспомнить и закрепить понятие «алгоритм».Задачи: продолжать упражнять...