«Эффективные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС»
статья
В статье описаны наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные формы работы с родителями
в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС»
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
ФГОСДО отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Многих специалистов волнует вопрос: «Что изменится в работе с родителями в дошкольных образовательных учреждениях в связи с введением новых нормативных документов?»
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы с родителями, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам. В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Таким образом, вовлекать родителей в совместную деятельность необходимо, используя новые эффективные формы работы.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия, каким является «социальное партнёрство».
В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.
Б. М. Генкин считает, что социальное партнёрство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.
Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.
Цель такого партнёрства – создание единого коррекционно – образовательного пространства для оказания эффективной взаимопомощи детям, взаимовыгодного сотрудничества между родителями, педагогами и воспитанниками.
Задачи:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, целей, эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьей.
- Оказать помощь родителям в воспитании детей, коррекции имеющихся у них нарушений в речевом и общем развитии, активизировать родительские воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым. Общие и групповые родительские собрания также часто оставляют родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу. Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.
Однако, в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Давайте перечислим формы работы, которые позволяют привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
- Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием образовательной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги работы за год", тематические встречи)
- Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
- Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
- Совместные детско-родительские занятия интегрированного характера. Дети участвуют в занятии совместно с родителями. Сначала даются теоретические знания по теме, затем предлагаются дифференцированные задания. Совместные занятия вызывают у детей чувство гордости за своих родителей, желание показать им свои умения и навыки. Девиз таких занятий «Покажи! Объясни! Сделаем вместе!»
- Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать).
- Консультации – практикумы, консультации – игротеки, консультации – иллюстрации, деловые игры (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях и т.п.). Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.
- Праздники и развлечения, творческие мозаики, театрализованные представления, детско-родительские проекты, бенефис семейного воспитания, встречи с родителями и детьми, выпустившимися из логопедических групп с целью обмена опытом, обсуждения трудностей, получения советов и рекомендаций, оформление тематических выставок.
- Выпуск газет и журналов для родителей (освещаются события группы, даются практические советы родителям; журнал посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.).
- Организация выставок "Умелые ручки". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
- Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
Правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают. Основные принципы партнёрства педагога и семьи, это:
1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
Первый принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении педагога с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности специалиста разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы педагогов с семьями воспитанников.
5. Открытость.
Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками образовательного процесса и незаменимыми помощниками воспитателей.
Всей своей работой педагогам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет логопед или воспитатель, а потому, что это необходимо для развития и воспитания их собственного ребенка.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
Таким образом, воспитание и развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, дошкольное образовательное учреждение должно сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды пространство воспитания, обучения и развития и стремиться к тому, чтобы детский сад был не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Перед нами, педагогами, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.
Список литературы
1. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
3. 3. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.
5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2007г.
6. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика. – 2011 № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"
Изучение особенностей создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...
Эффективные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях ФГОС
Мой педагогический опыт. «Эффективные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях ФГОС.»Детско – родительский клуб « Дошколенок».В соответствии с законом « Об образовании в...
Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Заинтересовать родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности...
" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....
Методическая разработка на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
В методической разработке представлены нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образоательном учреждение, что является актуальным на сегодняшний день и будет служить помощью в работе вос...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. К таким формам можно ...
"Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Они счит...