Методическая разработка на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
методическая разработка
В методической разработке представлены нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образоательном учреждение, что является актуальным на сегодняшний день и будет служить помощью в работе воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
“Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении”
В современных условиях взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на диалогово – партнерских отношениях в системе “детский сад - семья”, направленное на активное включение родителей или законных представителей в жизнь дошкольного учреждения.
Партнерское взаимодействие педагогов и родителей воспитанников предполагает: взаимодоверие, взаимопомощь, совместное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом, знание педагогами условий домашнего воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду.
Для успешной работы с родителями необходимо следующее:
- изучить социальный состав родителей, уровень образования, социального благополучия;
- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом особенностей каждой семьи;
- открытость и доброжелательность взаимодействия;
- систематичность, плановость.
Формы взаимодействия с родителями:
Традиционные:
- Знакомство с семьей: встречи, анкетирование.
- Информирование родителей об образовательном процессе: индивидуальные и групповые консультации, информационные стенды, родительные собрания, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники.
- Обучение родителей: лекции, семинары, семинары- практикумы.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельностях.
Более актуальные нетрадиционные формы.
Можно разделить на несколько подгрупп: познавательные, информационные и аналитические, досуговые, наглядные и информационные.
Наименование подгруппы | Цель подгруппы | Форма проведения |
Познавательные | Познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста с целью формирования практических навыков воспитания детей | - родительские собрания, консультации в нетрадиционной форме - педагогическая гостиная - проектная, исследовательская деятельность - интернет- журнал - семинары- практикумы |
Информационные и аналитические | Выявить у родителей интересы, потребности, уровень их педагогической грамотности | - анкетирование - проведение социологических опросов - индивидуальные беседы - “педагогический почтовый ящик” ( родители для педагогов и педагоги для родителей) - интернет ресурсы |
Досуговые | Установить эмоциональный контакт между родителями, педагогами, детьми | - совместные праздники и досуги - семинары - мастер- классы - тематические дни - конкурсы - интерактивные досуговые мероприятия |
Наглядные и информационные | Познакомить родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей | - стенгазеты - электронные газеты - буклеты |
Наиболее актуальные нетрадиционные формы взаимодействия родителей и педагогов в современных условиях:
“Семинар- практикум”
На данной встрече могут выступать и педагоги, и родители, и логопеды и другие специалисты. Вместе с родителями проходит обыгрывание и решение проблемной ситуации, также можно включить элементы тренинга.
Заранее определяется тема и ведущий ( педагог, родитель, специалист). Подготавливается небольшое творческое сообщение, затем просят высказать, по возможности, каждого участника своем мнение, предложить способ решения. Могут разыгрываться небольшие ситуации.
“Мастер-класс”
Встреча предполагает, что педагоги, родители, специалисты подготавливают небольшой урок, чтобы поделиться опытом для воспитания и развития детей, продемонстрировать свои достижения в той или иной области. До начала встречи, воспитатель определяет тему, учитывая запросы родителей. Можно дать тему родителям, которые могут продемонстрировать или объяснить, как научить ребенка умываться, одеваться и т.д.
На данной встрече участники обмениваются практическими советами, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки ( например, педагог может научить родителей, как сделать дидактическое пособие или научить играть в игру).
“Педагогическая конференция”
Перед мероприятием проводится подготовительный этап, где родителям дается задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается участниками с разных позиций, задаются вопросы. Например :“Кризис трехлетнего ребенка”. Родителям предлагается прокомментировать высказывания классиков по данной ситуации, как они понимают. Могут советы быть оформлены в виде “Педагогического почтового ящика” ( педагогам от родителей и родителям от педагогов)
“Педагогическая гостиная”
Встречу рекомендуется проводить в начале и в конце учебного года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проходит обсуждение намеченных мероприятий или анализируются и подводятся итоги года.
В начале года родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, педагоги слушают какую поддержку и помощь смогут оказать родители в запланированных мероприятиях, а также пожелания и предложения родителей. В конце года подводят итоги, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
“Индивидуальные беседы”
Встречи нацелены на индивидуальную беседу педагога и родителя для решения проблемы у ребенка, разобрать некую сложившуюся ситуации, получить совет.
“Душевный разговор”
Встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а только на тех, кто имеет общие проблемы ( например: в общении со сверстниками, агрессивность и т.д.). Можно провести, обыгрывая какую-либо ситуацию, анкетирование, просмотр небольших видеофильмов и видеороликов с последующим обсуждением. Особенность такой встречи, что в конце общения родителям не дается конкретных рекомендаций, они сами их находят.
“Тренинг”
Если родители хотят изменить или откорректировать свое взаимодействие с ребенком, это наиболее активная форма работы. В тренинге должны участвовать оба родителя. Для лучшего результата тренинг должен включать состоять из 5-8 занятий. В основном проводится психологом, дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть различные: ”Мой сказочный образ”,”Воспоминания детства”, ”Моя любимая игрушка”,”Детские гримасы” и др. Также родительские тренинги могут быть виде ответов на вопросы по педагогическим темам. На один и тот же вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. . Эксперты определяют, какая семья при ответах более близка в верным.
“Ток-шоу”
Встреча подразумевает обсуждение одной проблемы с разных точек зрения, детализация проблемы и возможные пути решения. Выступать могут педагоги, родители, специалисты. Например, тема встречи: “Домашние животные дома – плюсы и минусы”. Участники делятся на две команды, одна команда отстаивает положительные моменты, а другая отрицательные. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам предлагается перейти в другую команду, если мнение их изменилось. Также можно провести голосование, какая точка зрения победила.
“Игровое моделирование”
При встрече проходит проигрывание проблемных ситуаций воспитания в семье, взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания. Положительной стороной данных встреч является установление неформальных контактов c родителями, исключают принятие готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного решения сложившейся ситуации.
Положительный результат воспитания и развития ребенка может быть достигнут только при рассмотрении семьи и дошкольного учреждения в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении дошкольного возраста ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Заинтересовать родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности...
" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ВЫПОЛНЕНИЕ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Данная методическая разработка призвана помочь начинающим музыкальным руководителям провести самоанализ музыкального занятия для достижения максимальной эффективности использования времени пребы...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. К таким формам можно ...
«Эффективные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС»
В статье описаны наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО....
Методическая разработка по теме: "Физкультурные досуги и спортивные праздники в дошкольных образовательных учреждениях"
В методической разработке описаны особенности подготовки и проведения физкультурных досугов и спортивных праздников в ДОУ. Требования к составлению сценария, задачи. Всё это также ярко отражено ...
"Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Они счит...