Обобщённый опыт работы педагога "Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников"
материал по обж
Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах
посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_30.10.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронова Екатерина Викторовна
Управление образования администрации Губкинского городского округа города Губкина Белгородской области Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников |
Авторы опыта:
Воронова Екатерина Викторовна
воспитатель МАДОУ «Центр развития
ребёнка - детский сад № 35 «Родничок»
Губкин 2017
Содержание
Информация об опыте……………………………. ……………………………...3
Технология опыта…………………………………………………………………8
Результативность. …………………………………………………….. ………..14
Библиографический список……………………………………………………..17
Приложение к опыту…………………………………………………………….19
Раздел I
Информация об опыте
Условия становления и возникновения опыта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад №35 «Родничок», расположен в городе Губкине Белгородской области, на улице Космонавтов 5А, в микрорайоне Журавлики.
В настоящее время в учреждении функционируют 12 групп, из них 4 – группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В дошкольном учреждении созданы все условия для всестороннего развития детей: бассейн, спортивный и музыкальный залы, изостудия, кабинет психологической разгрузки, лингафонный кабинет.
Воспитание и обучение детей осуществляется по образовательной программе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №35 «Родничок», основанной на примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией А.Г.Гогоберидзе, Т.И. Бабаевой, О.В. Солнцевой. Также в работе используется парциальная программа Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стёркиной Р.Б. «Безопасность»: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
Детский сад со всех сторон окружен дорогами с оживлённым движением, перекрёстком. Это требует внимания педагогов и родителей к обеспечению безопасности дошкольников на улицах, предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников является обязательным условием успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Проведенный опрос среди родителей в форме анкетирования (Приложение №1), показал, что родители мало уделяют внимания формированию знаний о правилах дорожного движения, 65 % родителей не учат ребенка правилам безопасного поведения на улице. Большинство родителей (60%) считают, что им не интересно будет принимать участие в мероприятиях организованных в детском саду по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей.
Для изучения исходного уровня сформированности представлений дошкольников о правилах дорожного движения была использована методика А. И. Замалеевой (Приложение №2). Анализ осуществлялся по следующим параметрам: знания дошкольников о дорожных знаках, видах транспорта, правилах поведения на дороге, основ безопасного дорожного движения. Результаты диагностики показали: высокий уровень форсированности представлений дошкольников о правилах дорожного движения у 10% детей, средний у 35% и низкий у 55%. Такие данные побудили педагогов более глубоко заняться проблемой формирования основ безопасной жизнедеятельности детей посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьёй.
Актуальность опыта
Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас на улицах города подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым, придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и, ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ и т.д.), выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовать просветительскую работу с родителями.
Важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Использование в ходе работы инновационных технологий обучения, большую разнообразность практических приемов и средств, творческий поиск педагогов, позволяет дошкольнику предугадать опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
При работе над данной проблемой были выявлены следующие противоречия:
- между системой знаний правил дорожного движения у ребенка, формируемой в детском саду и неумением применить её в качестве участников дорожного движения в реальной жизни;
- между высоким уровнем ДТП с участием детей в нашей стране и пренебрежительным отношением родителей, общественности к проблеме неукоснительного выполнения правил поведения на дороге всеми участниками дорожного движения;
- между требованиями государственных стандартов к вопросу безопасности дошкольников и недостаточной комплексной проработкой этого вопроса в условиях ДОО.
Всё изложенное приводит к осознанию того, что необходим качественно новый подход к формированию основ безопасной жизнедеятельности детей посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьёй.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей является определение путей повышения эффективности формирования знаний правил дорожного движения у дошкольников посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьёй.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2014 по май 2017 года.
I этап – констатирующий (сентябрь – ноябрь 2014 года), на котором выявлена проблема, изучена и проанализирована научно-методическая литература по исследуемой проблеме, подобран диагностический материал и проведена начальная диагностика.
II этап – формирующий (декабрь 2014 года – март 2017 года). На данном этапе разработан перспективный план по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьёй (приложение № 3). Организованы и проведены совместно с родителями мероприятия, включающие в себя инновационные методы и приёмы: проектный метод, творческие мастерские, социальные акции, игровое проблемное обучение, целевые прогулки, квест-игры.
С родителями по теме формирования знаний правил дорожного движения у дошкольников были проведены общие и групповые родительские собрания, родительские гостиные, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, оформление фотомонтажей, совместное создание предметно-развивающей среды, проводилась работа с родительским комитетом группы.
III этап – контрольный (апрель – май 2017 года), итоговая диагностика. Обобщение и анализ результатов опыта, популяризация идей, предложенных в описании опыта в среде практикующих педагогов.
Диапазон опыта представлен авторской системой работы педагога по созданию условий обеспечивающих достижение наилучших результатов в формировании знаний правил дорожного движения посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьёй.
Теоретическая база
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», раздела «Формирование основ безопасного поведения», которое направлено на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение комплекса задач, одной из которых является - передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Тем не менее, проблема по обучению детей правилам дорожного движения недостаточно изучена. Авторы современных программ мало уделяют внимания формированию у детей осознанных навыков безопасного поведения на улице, использованию современных, инновационных технологий работы с дошкольниками и родителями в вопросах формирования представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге.
Автору опыта представляется возможным использование для формирования и закрепления представлений у дошкольников о правилах дорожного движения такой формы работы, как внедрение инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьёй.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в использовании инновационных технологий обучения и развития дошкольников.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные педагогические технологии отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, ибо они отражают уровень педагогического мастерства и творчества.
К вопросам педагогической инновации обращались философы образования Б.С. Гершунский, И.Г. Дубов, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, А.И. Пригожий и др.
Научно-психологические основы инновационного образования применительно к дошкольной ступени исследованы в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. В области педагогической теории широко известны работы А. П. Усовой [23].
В.А. Сластенин, рассматривает инновацию как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Данный процесс характеризует поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление [21].
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях: здоровьесберегающие, проектная деятельность, развивающие, информационные, познавательно-исследовательская деятельность, личностно-ориентированные.
В исследованиях современных педагогов дошкольного образования придается особо важное значение семейному воспитанию в формировании ребенка. Новейшая философия согласованных действий дошкольного учреждения и семьи основывается на идее о том, что существенная ответственность за развитие, воспитание и образование детей лежит на родителях. Все прочие воспитательные организации – детские сады, общеобразовательные, музыкальные школы, дома творчества, - могут только поддержать, дополнить и направить воспитательный потенциал семьи.
Взаимодействие в данном ракурсе анализируется как способ совместной деятельности между субъектами, целью которой выступает сотрудничество и взаимопонимание. Множеством авторов в качестве следствия данного взаимодействия выделяются особенные взаимоотношения между родителями и педагогами-воспитателями, данные отношения характеризуются совместной заинтересованностью, готовностью к контактам, взаимоуважением и доверительностью (Е. П. Арнаутова). Немаловажно отметить, что в процессе такого взаимодействия и родители, и педагоги, занимают субъектную позицию – у них наблюдается стремление к совместной работе по воспитанию детей, они стремятся к решению трудностей возникающих в процессе воспитания, проявляют инициативу и активность [3].
Практический опыт, приобретённый в ходе исследования, по использованию инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьёй в формировании у дошкольников представлений о правилах дорожного движения, позволяет заключить, что такой подход обладает определёнными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Всё это и определило тему настоящего опыта работы.
Новизна опыта состоит в систематизации имеющегося практического материала и внедрения в практику инновационных форм работы по формированию знаний правил дорожного движения у детей дошкольного возраста, основанной на использовании инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьёй.
Характеристика условий, в которых возможна реализация данного опыта. Данный опыт может быть реализован в дошкольном образовательном учреждении любого типа и вида с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет).
Раздел II
Технология описания опыта
Целью данного опыта является формирование основ безопасной жизнедеятельности детей на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Для достижения цели были определены задачи:
1. Формировать у детей соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность.
2. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
3. Воспитывать - личность, способную проявлять гуманные чувства: доброту, отзывчивость и сострадание, быть осторожными и осмотрительными.
4. Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в формировании основ безопасной жизнедеятельности детей.
5. Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Образовательная среда для реализации вышеперечисленных задач была организована в соответствии со следующими принципами:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип необходимости и достаточности;
-принцип гуманизма – уважение личности ребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил;
- принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия;
-принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира;
-принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и продуктивной деятельности;
- принцип педагогики сотрудничества.
Вся деятельность по формированию устойчивых знаний правил дорожного движения строится на интеграции различных образовательных областей и видов детской деятельности.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, уже имеющиеся у них знания, умения, навыки по правилам дорожного движения педагогами используются инновационные методы и приёмы: проектный метод, творческие мастерские, социальные акции, игровое проблемное обучение, целевые прогулки, квест-игры. Теоретические знания подкреплялись в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, ручной труд, пространственное моделирование - постройки из бумаги, бросового материала, песка и снега).
Формы работы с родителями использовались как традиционные, так и инновационные: анкетирование, беседы, папки-передвижки, консультации, дискуссионный клуб «Круглый стол».
Для достижения цели - формирование основ безопасной жизнедеятельности детей, воспитатель использовала активные формы и методы работы с родителями: общие и групповые родительские собрания, родительские гостиные, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, оформление фотомонтажей, совместное создание предметно-развивающей среды, проводилась работа с родительским комитетом группы.
С учётом возрастных особенностей воспитанников предлагаются задания, подбирается игровой и обучающий материал. Процесс освоения поведенческих эталонов у детей, как участников дорожного движения, начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы.
Использование метода проектов как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В средней группе совместно с родителями был реализован проект «Наш друг Светофорчик». В условиях проекта «Наш друг Светофорчик» (Приложение 4) дошкольники средней группы усвоили первоначальные знания о правилах безопасности на улице, транспорте, закрепили знания о светофоре, сформировали готовность к правильным действиям на дороге. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме: «Юный пешеход», чтение художественной литературы, дидактические игры «Нам на улице не страшно», «Будь внимателен», создание мини-музея совместно с родителями «Автосалон», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. В ходе развлечения «Внимание, дорога!», дети вспомнили виды деятельности, которые предшествовали развлечению. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей в творческой мастерской педагог направлял на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании. Работа творческой мастерской была организованна для всех возрастных периодов. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. Дети создавали творческие композиции, выставки, макеты по теме «Улицы нашего города», «Дорожные знаки», «Транспорт на улицах нашего города», аппликации на тему «Грузовик для Ёжика» (Приложение №5). Конкурс рисунков «Дорожный калейдоскоп», целью на данных занятиях являлось научить детей изображать различные виды транспорта, передавать их форму, строение, пропорции, развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, закреплять знания о дорожных знаках. В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.
Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по формированию у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» – есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.
Каждая акция начинается с информирования дошкольников и родителей о цели, этапах и времени её проведения
Акция «Внимание на дорогах» была проведена в средней группе с целью формирования у детей представлений о необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения. Педагог со старшими дошкольниками провёл экскурсию по ближайшим улицам, где ребята ближе познакомились с тротуаром, проезжей частью, пешеходными переходом. Свои впечатления они отразили в рисунках, из которых оформили выставку «Будьте внимательны на дорогах». На выставку дети пригласили малышей и рассказали им о правилах поведения на тротуаре, проезжей части, на пешеходных переходах.
Акция «Фликер - модно и безопасно» в старшей группе предполагала рассмотрение такой проблемы как использование светоотражающих элементов на одежде ребёнка. Родителям был предложены рекомендации по эффективному их использованию. С помощью проектной деятельности в старшей группе были сформированы у детей основы безопасного поведения на улице. Проект «Всем ли знать положено правила дорожные» помог уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движния.
В подготовительной группе акция «Агит-бригада» ставила перед собой цель привлечь внимания граждан к безопасности дорожного движения. Педагог с детьми и их родителями изготовил листовки, плакаты в которых написали о правилах дорожного движения. Дети и педагоги вышли на улицы города, пропагандируя правильное поведение на дороге (Приложение № 6).
Целью социальной акции «Письмо водителю» является привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. В проведении акции принимали участие дети подготовительной группы, родители, педагоги и сотрудники ГИБДД.
Дети и родители писали письма, беседовали о правилах дорожного движения, изготовили макеты «Мой безопасный путь от дома, до детского сада».
Дети с педагогами рассматривали сюжетные картинки, дорожных ситуаций; играли на макетах; смотрели презентации «Виды транспорта», «Дорожные знаки»; играли в дидактические игры: «Угадай, какой знак», «Что показывает регулировщик», «Виды транспорта», «Найди и назови»; (Приложение №7) провели цикл целевых прогулок: «Перекресток», «Прогулка до парка», (Приложение № 8) читали художественную литературу по ПДД (Приложение №9); решали логические задачи по дорожным ситуациям, рисовали плакат.
Акция проводилась на улице не далеко от детского сада, было остановлено 6 машин, которым было предложено поучаствовать в акции и ответить на вопросы детей. Дети спрашивали у водителей: «Соблюдают ли они правила дорожного движения?», «Приобрели ли они детские удерживающие средства?», «Превышаете ли вы скорость?», «Всегда ли вы пристегиваетесь?». После этого дети вручали водителям письма и белый воздушный шарик, как символ детской жизни - легкой и хрупкой.
В конце, когда все письма были отданы, сотрудники ГИБДД, в благодарность за сотрудничество приклеили на одежду детей светоотражающие наклейки, для безопасного передвижения в темное время суток.
В ходе проекта «Внимание, дорога!» дети закрепили систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении.
В средней, старшей и подготовительной группе педагогом была организована встреча с инспектором ГИБДД, чтение лекции (Приложение №10).
Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Обучение детей правилам дорожного движения в дошкольном возрасте без применения игровой технологии невозможно. В педагогическом мероприятии использовались методы и приёмы организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр с поставленными целями обучения и соответствующими им результатами.
Игры: «Разрезные картинки», «Угадай дорожный знак»; «Умный светофор»; «Весёлый светофор»; игру «Что? Где? Когда?»; Сюжетно — ролевая игра «Автобус»; «Светофор»; «Водители»; «Угадай, какой знак»; Интерактивная игра «Невнимательный художник»; сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители» и т.п. (Приложение № 11). Цель данных игр - расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы, учить различать дорожные знаки.
Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
С этой целью:
- в уголке для родителей разместили материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
- на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивали моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
- разработали материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;
- оформили тематический информационный стенд, папки-передвижки: «Будьте внимательны на улице», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»;
- провели родительские собрания с показом фрагментов занятий, беседы, консультации с участием инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;
- привлекали родителей для участия в проектной деятельности.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью организации эффективного взаимодействия с родителями автор опыта использовал как традиционные, так и инновационные формы работы. Провел родительское собрание по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма под общей тематикой «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», представил вниманию родителей выставку детской литературы: «Дошкольникам о правилах дорожного движения», провел мастер-класс «Семейное чтение как формирование у детей знаний о правилах дорожного движения». Родители участвовали в праздниках и развлечениях с привлечением инспектора ГИБДД, «Семейный плакат по правилам дорожного движения», а также работали над созданием фотоколлажей на тему «Соблюдаем правила дорожного движения всей семьёй», совместных макетов «Дорога и дети».
Работа по изучению с детьми правил безопасного поведения на дороге невозможно без создания в группе предметно - пространственной среды, где в игровой форме дети могут закрепить те знания, полученные на занятиях, экскурсиях, беседах. Большую роль в оформлении группы оказали родители, они изготовили макеты знаков, на проведенном педагогами мастер - классе «Макет своими руками» создали макеты улиц.
В средней группе был оформлен уголок безопасности дорожного движения, в котором размещаются рекомендации для родителей по ознакомлению детей с правилами дорожного движения – «Знаешь сам - научи ребёнка», «Перейдём дорогу за руку с ребёнком», чётко сформулированы «Причины, по которым дети становятся участниками ДТП», каждый год уголок пополнялся различными информационными материалами для родителей и игрушками для детей. Родителям предлагается информация о мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, проводимых в детском саду, экскурсиях, спектаклях на данную тематику. Имеются рекомендации для бесед с детьми на такие темы, как «Опасности на дорогах», «Пешеходный переход», «Специальный транспорт», «Светофоры для пешеходов и водителей» (Приложение №12).
Для лучшего усвоения детьми подготовительной группы правил безопасного поведения на улице, педагоги предложили родителям с ребёнком составить план - схему своей улицы и зарисовать ее. Вместе с детьми родители определили на план - схеме особо опасные участки на улице, а также места, благоприятные для разнообразных игр детей. Родители комментировали созданные план - схемы, уточняли, где находятся пешеходные переходы, какие знаки размещены по пути их следования. По этим план - схемам педагоги предлагали детям рассказать, как они будут играть в своём дворе: где безопасно кататься на велосипеде, санках, играть в мяч.
Педагог подошёл основательно к вопросу педагогического просвещения родителей по вопросам изучения с детьми правил дорожного движения. В работе использованы разнообразные формы предоставления информации: стенды, буклеты, фотоальбомы, брошюры, папки-раскладушки, выставки детских работ и работ детей и родителей, плакаты. Была организована консультация для родителей «Предвидеть + Научить = Уберечь» (Приложение № 13). Только единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.
Инновационная технология «Квест-игра». «Квест» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления разнообразных препятствий.
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Игры - квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Педагогом совместно с родителями воспитанников подготовительной группы была организована и проведена квест-игра «Поиски недостающего атрибута для оформления игровой площадки по ПДД», целью данной игры являлась пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру, активное взаимодействие с семьями воспитанников. В ходе квест-игры детей учили различать дорожные знаки (предупреждающие, разрешающие, запрещающие) предназначенные для водителей и пешеходов, закреплять представление детей о светофоре и его сигналах. В процессе проведения квест-игры дети, (две команды) найдя письмо от родителей, идут на поиски руля и жезла помаршруту обозначенному в стихотворной форме и находя задания в конверте под определённой цифрой. За каждое правильно и быстро выполненное задание команда получает очко в виде дорожного знака. Найдя руль и жезл, команды получают поощрительные призы (Приложение №14).
Использование в ходе работы и обучения максимального разнообразия инновационных приемов и средств, позволили сформировать у детей умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге. В процессе непосредственного взаимодействия ребёнка с окружающим миром происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание грамотного, культурного, дисциплинированного участника дорожного движения.
Раздел III
Результативность опыта
Повторно проведенный опрос среди родителей в форме анкетирования (Приложение №1), показал, что родители достаточно уделяют внимания формированию знаний о правилах дорожного движения, 95 % родителей учат ребенка правилам безопасного поведения на улице. Большинство родителей (90%) считают, что им интересно будет принимать участие в мероприятиях организованных в детском саду по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей.
Сравнительная диаграмма результатов анкетирования родителей
Для мониторинга эффективности работы по формированию знаний правил дорожного движения у детей дошкольного возраста, использовалась итоговая диагностика уровня развития воспитанников, проведенная по методике А. И. Замалеевой (Приложение № 2).
Мониторинг качественного уровня развития детей по теме опыта показал, что дети «выросли» и их навыки личной безопасности на дорогах повысились, появилась мотивационная заинтересованность к дальнейшему изучению и практическому применению ПДД.
Сравнительная диаграмма результатов диагностики уровня подготовки знаний ПДД
Объединение разнообразных форм работы с детьми, включённость и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса обеспечивают интеграцию образовательных областей, инновационных технологий, различных видов детской деятельности и комплексный подход к решению задачи формирования представлений о безопасном поведении детей на дороге.
Итоговая диагностика уровня сформированности представлений дошкольников о правилах дорожного движения по методике А. И. Замалеевой выявила, что высокий уровень представлений о безопасном поведении на дорогах имеют 55 % детей, средний 40%, низкий уровень 5%.
Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание детей.
В результате был сделан вывод, что эффективность образовательного процесса направленного на формирование основ безопасной жизнедеятельности детей посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьёй повышается при соблюдении ряда условий:
- в образовательный процесс включаются различные виды инновационных технологий;
- образовательный процесс строится на принципе непрерывного взаимодействия с семьёй;
- содержание образовательного процесса строится на принципе интеграции;
- педагогический процесс осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода;
- осуществляется преемственность работы ДОУ с родителями, другими учреждениями социума.
Использованные в ходе работы инновационные технологии взаимодействия с семьей, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагога и родителей позволили научить детей предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель безопасного поведения на дороге.
Такая современная форма работы, как внедрение инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьёй для решения обозначенной педагогической проблемы оказалась весьма эффективной.
Библиографический список
- Авдеева, Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
- Авдеева, Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
- Арнаутова, Е.П. Педагог и семья/ Е.П. Арнаутова.- М.: Изд. дом «Карапус», 2014. – 264 с.
- Бабина, Р.П. Занимательная дорожная азбука. – М.: ТЦ Сфера, 1997. – 95 с.
- Белкина. В.П. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям/ В.П. Белкина. - Ярославль: Академия, 2014.- 481 с.
- Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 2014.- 481 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 2011. - 219 с.
- Волков, С.Ю. Про правила дорожного движения. Стихи для самых маленьких. – М.: Омега, 2006. – 64 с.
- Волкова, Е. К. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с детьми и их родителями/ Е.К. Волкова // Дошкольное образование.- 2015.- № 3. - С. 108.
- Грезина, О.Ю., Пятаева С.А. Работа с детьми в ДОУ по обучению их ПДД. – Волгоград: Перемена, 1998. – 72 с.
- Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: Метод, рук-во для работников ДОУ. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е Жичкина, С.И. Мусисина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. - 224 с.
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» // Сборник нормативно-правовых документов в образовании. – 2017. - №1. – С. 4-52.
- Извекова, Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
- Извекова, Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б., Малюшкина А.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
- Калашникова, О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок - Волгоград: Учитель, 2006. - 70 с.
- Клименко, В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
- Коган, М.С. Правила дорожные знать каждому положено! – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 120 с.
- Козловская, Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
- Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание.- 2015.- №7.- С.41-44.
- Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост. М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, Обоева С.В. – М., 1999.- 158 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2014. - 224 с.
- Урмина, И. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. – М.: Академия, 2014. – 306 с.
- Усова, А. П., Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение» , 1970. – 208 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. - 2016. - № 5. - С. 3 - 44.
Список приложений
- Приложение 1. Анкета для родителей
- Приложение 2. Диагностическая методика определения уровня знаний дошкольников по безопасности дорожного движения (А. И. Замалеева).
- Приложение 3. Перспективное планирование по разделу «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе», (правила дорожного движения).
- Приложение 4. Проект «Наш друг Светофорчик»
- Приложение 5. Продуктивная деятельность (конспекты ООД)
- Приложение 6. Социальные акции
- Приложение 7. Дидактические игры
- Приложение 8. Целевые прогулки с детьми
- Приложение 9. Художественные методы
- Приложение 10. Чтение лекции инспектором ГИБДД
- Приложение 11. Сюжетно-ролевые игры
- Приложение 12. Беседы с детьми
- Приложение 13. Консультация для родителей «ПРЕДВИДЕТЬ + НАУЧИТЬ = УБЕРЕЧЬ»
- Приложение 14. Квест-игра «Поиски недостающего атрибута для оформления игровой площадки по ПДД»,
- Приложение 15. Фотоматериалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по в...
Опыт работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"
Презентация по опыту работы...
Опыт работы. «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей по средствам освоения правил дорожного движения (ПДД)»
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчёта на детей. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. В...
Опыт по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Опыт по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста....
Доклад из опыта работы: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста посредством сказки"
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе форм...