Рабочая программа кружка "Город мастеров"
рабочая программа (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения “Детский сад №52 “ Аленький цветочек” города Смоленска
по ручному труду: “Город мастеров”
старшая группа №8 “Колокольчики”
срок реализации программы 1 год
Составитель: воспитатель Пахомова Т.С.
2022 г.
Пояснительная записка.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество (рисование, лепка) предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, не смотря на нехватку слов.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.
Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка
Цель программы: Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- учить создавать коллективные работы.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе – 20 - 25 минут.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (лепка, аппликация, оригами) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1.Изложение учебного материала.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), клей, ножницы, пластилин.
Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
2.Практическая работа детей.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
договариваться о совместной работе, ее содержании;
планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
3. Обсуждение.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
4. Ожидаемые результаты.
Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
Научатся видеть необычное в обычном предмете;
Разовьют мелкую моторику рук.
Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:
«Работа с бумагой и картоном».
«Работа с нитками».
«Работа с природным и бросовым материалом».
«Работа с пластилином и соленым тестом».
По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса,художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;
Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физ. минутки(пальчиковые, малоподвижные игры).
Методы и приемы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения(словесные, наглядные, практические).
Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету(выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Используемый материал для работы с детьми:
Бумага(писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);
Картон(цветной, белый);
Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки, семена. желуди. каштаны крупы. макароны и др.)
Фломастеры, маркеры, карандаши;
Дощечки;
Бросовый материал(леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки. пряжа. и др.);
Клей, пластилин, ножницы;
Линейка;
Кисти;
Степлер;
Дырокол
Демонстрационный материал:
Наглядные пособия;
Иллюстрации;
Фотографии;
Образцы работ;
Художественная литература
Технические средства:
Ноутбук;
Магнитофон;
Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.
Перспективное планирование работы кружка по ручному труду
«Город мастеров» в старшей группы
Месяц | Название занятия | Программное содержание |
Октябрь | «Осеннее дерево» Из бросового материала. Одноразовая бумажная тарелка, цв. бумага. Аппликация из осенних листьев. (осенние листья, клей) «Букет из семян клёна» Коллективная работа. (Семена клёна, ветки деревьев, пластилин.) «Зонтики» (цв. бумага, картон) | Учить детей создавать композицию из бросового материала. Развивать воображение, творчество. Продолжать учить детей составлять узоры, фигурки из природного материала, закреплять знакомые приемы наклеивания, развивать воображение. Учить делать цветы из природного материала , воспитывать усидчивость, аккуратность. Учить делать объёмную игрушку; закреплять навык вырезания круга по контуру; совершенствовать навык находить центр круга путём деления его на четыре части. |
Ноябрь | Открытка «Грибок» Картон, крупа, клей ПВА, кисти. «Поднос» Аппликация из семян. «Гусеница» Конструирование, аппликация из бумаги. «Ёжик» (пластилин, природный материал – семечки) | Продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой. Продолжать знакомить с природным материалом. Учить складывать орнамент из семян. Воспитывать аккуратность. Закреплять умение делать цилиндры из бумаги и складывать их в игрушку. Закреплять умение работы с пластилином и природным материалом. Развивать творческие способности детей. Нарабатывать навык вырезания деталей из ткани и приклеивание их к картону. Развивать интерес к ручному труду. |
Декабрь | «Снеговик в шляпе». Материалы: Ватные диски, клей, ножницы. Снежная елка. Материал: Картон, белая бумага, клей, ножницы. «Ёлочка – зелёная иголочка» Аппликация из бумаги Елочный шар. Материал: Цветная бумага, клей ПВА, кисть, клеенка, ножницы, манка, картон. | Учить детей создавать изображение снеговика из бросового материала. Воспитание самостоятельности и аккуратности. Способствование развитию художественного вкуса и творческих способностей. Закреплять умение вырезать округлые детали из квадратов и прямоугольников, составлять предмет в определенном порядке основные части. Учимся заполнять шаблон тестом, заравнивая края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения. Побуждать детей создавать узор с учетом темы. Новогодний узор и размера шаблона. Развивать творческое воображение детей. Совершенствовать умение детей выполнять работу аккуратно. |
Январь | «Снежные домики» Материал: Картон, цветная бумага, клей, ножницы, ватные диски, гуашь, фломастеры. Зимнее дерево. Материал: Картон, белая бумага, ватные палочки, клей ПВА, кисть, ножницы. «Лисичка-сестричка в зимнем лесу»(аппликация с элементами оригами) Материал: Картон, клей, цветная бумага, фломастер, ножницы. Коллективная работа«Как розовые яблоки на ветках снегири». Материал: Картон А3, ватные диски, белый поролон, красные салфетки, клей, ножницы, кисточки, цветной картон. | Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей создавать оригинальные композиции, используя нетрадиционные материалы(ватные диски). Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе. Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о деревьях зимой. Вызвать эмоциональный отклик и эстетические чувства на красоту зимней природы. Учить складывать бумагу. Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного творчества -оригами. Развивать у детей творческие возможности, воображение мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к предмету, к оригами. Закрепление в активном словаре детей названий зимующих птиц. Развивать навыки работы с нетрадиционными материалами в аппликации. Воспитывать аккуратность в наклеивании, гармоничность в создании композиции, развивать художественно-эстетический вкус. |
Февраль | «Веселый котенок» Материал: Трафарет котенка, картон, ножницы, клей ПВА, шерстяные нитки, фломастер. «Мышь». Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, фломастер, карандаш. «Флаг России (коллективная работа)». Материал: Цветная бумага, ватман, клей ПВА, кисти, ножницы, клеенка. «Валентинки» из макарон (по замыслу) | Учить детей работать с разным материалом. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Учить создавать объемные подделки из бумаги. Закреплять умение пользоваться ножницами, клеем. Самостоятельно подбирать элементы для доведения предмета до нужного образа. Воспитывать отзывчивость, любовь к сказкам. Развивать воображение. Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Продолжать закреплять навыки работы с макаронными изделиями. Учить реализовывать свой замысел |
Март | «Корзина с цветами» Соленое тесто «Ландыш» Объёмная аппликация «Весеннее солнышко» Материал: Ватные диски, гуашь, клей ПВА, трубочки, ватные палочки. «Павлин» Материал: Картон, цветная бумага, клей, ножницы. | Познакомить детей с приемами работы, закрепить приобретенные умения и навыки, развитие умения сотрудничать в ходе коллективной работы. Учить собирать из заготовок цветок, закреплять заготовку клеем. Развивать мелкой моторики при скатывании бумажных комочков. Воспитывать чувство любви и уважения к маме. Создать детям весеннее настроение. Закреплять умение работать с бросовым материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Закреплять умения нарезать ровные полоски одинакового размера, складывать их пополам и склеивать. Составлять из них образ задуманной игрушки. |
Апрель | «Бусы» «Космическая ракета» Аппликация. Салфетки, крупа. «Птенцы из шишек» Материал: Сосновые шишки, желтая гуашь, пластилин. «Пасхальное яйцо» Аппликация из бумаги и крупы. | Закреплять умение работать с тестом. Формировать навыки коллективного труда Продолжать учить использовать в работе салфетки и крупы. Продолжать учить детей сочетать в подделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить соединять части, прижимая их. Работа с шаблоном, самостоятельно выбирать цветовую гамму. Развивать эстетический вкус. |
Май | «Медальон Корзина с фруктами» «Голубь Мира» Работа с шаблоном «Улитка» Материал: Пластилин, картон, ватные палочки, макароны «Осьминожки» Материал: цветная бумага, клей, ножницы. «Лягушонок» Материал: Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, картон. | Закреплять умения и навыки в изготовлении фруктов. Формировать настойчивость в достижении поставленной цели. Использовать в работе знания, полученные на занятиях по ручному труду. Самостоятельно делать выбор. Радоваться результатам труда. Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Учить детей склеивать бумагу в цилиндр Формировать умение работать с бумагой, ножницами и оформлять подделку. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию Закреплять умения вырезать округлые детали из квадратов, составлять предмет и наклеивать в определенном порядке основные части. Дополнять аппликацию мелкими деталями. |
Список литературы
1. Брыкина Е. К.«Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России,М: 2022 г.
2. Гульянц З. К., Базик И. Л. “Что можно сделать из природного материала,М:«Просвещение», 2011 г.
3. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” –М: ТЦ«Сфера», 2010. – 112 с.(Серия “Вместе с детьми”.)
4. Кошелев В. М.«Художественный и ручной труд в детском саду»,М:«Просвещение»,2012 г.
5. Корчинова О. В.«Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия«Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2012.
6. Куцакова Л. В.«Конструирование иручной труд в детском саду», М:«Просвещение», 2012 г.
7. Тарабарина Т. И.«Оригами и развитие ребенка»,«Академия развития», Ярославль, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
рабочая программа "Путешествие в город Мастеров"
Пояснительная записка Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В возрасте 6-7 лет в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениям...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ КРУЖОК "Городок мастеров".
Кружковая работа "Городок мастеров" для детей 5-6 лет. Пояснительная записка и перспективное планирование....
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Город мастеров»
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДООМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТема: «Город мастеров»Выполнил:слушатель кур...
Рабочая программа по образовательной деятельности кружка «Город мастеров» (в соответствии с ФГОС)
Перспективное планирование работы кружка "Город мастеров" декоративное рисование...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Конкурс.Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Творим, играем, мастерим".Старшая группа.
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский....