Рабочая программа по образовательной деятельности кружка «Город мастеров» (в соответствии с ФГОС)
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Заболотная Жанна Анатольевна

Перспективное планирование работы кружка "Город мастеров" декоративное рисование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prinyato.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:                                                                                                                   «Утверждаю»

Экспертная комиссия                                                                                               Заведующий МБДОУ д/с №21

Протокол №____                                                                                                      «Аленький цветочек»

«____»______________2016г.                                                                                  ___________/ О.В.Пигальцева

 Председатель методического совета                                                                   «____»______________2016г.                                                                                                  

_______________/С.Н.Колесникова

        

Рабочая программа по образовательной деятельности кружка «Город  мастеров»

(в соответствии с ФГОС)

                

Автор-составитель: Заболотная Ж.А.,

воспитатель

 

Саяногорск.2016

                                                                  Пояснительная записка

     Актуальность программы: современные дети  активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение  интереса  к окружающему. Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно художественное творчество создает  в организовано образовательной деятельности атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Дети осваивают разнообразный  изобразительный материал.. Так же в работу включен региональный компонент (рисование хакасского орнамента), что позволяет узнать историю Хакасского художественного искусства. Этот компонент формирует у дошкольников чувство активного преобразователя, развивает  потребность к появлению нового, продукта творческой деятельности. Детям предоставляется возможность свободного выбора изобразительных материалов и средств выразительности. Организованно образовательная деятельность построена в соответствии с ФГОС программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учетом возрастных, физеологических, психологических познавательных способностей    детей старшего дошкольного возраста. Тематика занятий подобрана с учетом лексических тем, изучаемых  в старшей группе. Срок реализации данной программы 1 год.

Формы ООД: индивидуальная, фронтальная, подгрупповая, рассматривание эстетических привлекательных предметов быта, работа в паре, микрогруппы (4,5 ), экспериментирование,  выставка.

Целью кружка  является -  формирование умения создавать декоративные композиции.   Вызвать интерес дошкольников  к различным видам   декоративных композиций  изоматериалов в создании рисунка. Познакомить с Хакасским орнаментальным искусством.

Образовательные задачи: Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Хохлома, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). - Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности

Развивающие задачи: развивать   творческую активность ребенка. Мелкую и общую моторику рук, зрительно – двигательную координацию, чувство цвета, формы.  Образное мышление как основу творческой личности.

Воспитательные задачи: воспитывать понимание красоты рисунка, эстетический вкус.

Организовано образовательная деятельность длится до 25 минут, проводится 2 раза в месяц во второй половине дня, с подгруппой детей старшего дошкольного возраста из 10 человек.

Планируемые результаты: создает выразительные композиции, передавая тему средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Создает индивидуальные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. Владеет техникой изображения (точность движений рук под контролем зрения, плавность, ритмичность). Использует разные материалы (гуашь, акварель, цветные мелки) и способы создания изображения. Умеет создавать узоры по мотивам народных росписей (городецкая, гжельская, хохломская). Умеет различать оттенки цветов, создавать их на палитре.

                                                      Содержание ООД

№ п/п

Содержание работы

Количество часов

1

2

3

4

5

6

Дымковская роспись

Региональный компонент (по хакасским народным мотивам)

Гжель

Филимоновская роспись

Городецкая роспись

Хохлома

3

4

2

2

2

3

Всего:                                                                            

16

                   Перспективное  планирование  работы  кружка «Страна мастеров»

                                                         Декоративное рисование

                                                         на 2016 – 2017 учебный год

№ п/п

  Тема

Программное содержание

материалы

Октябрь

Путешествие по народным промыслам

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Аудиокассета с записью русских народных мелодий

Октябрь

  Рисование элементов Дымковской  росписи -  колец в сочетании с кругами, точками, штрихами.

Учить детей  сочетать в узоре крупный элемент – кольцо с мелкими точками, кружками,  штрихами; помочь осмыслить , что разнообразие узоров можно добиться через изменения расположения мелких элементов относительно крупного; учить равномерно располагать крупные элементы на вертикальной полосе, находить яркие краски для рисования колец.

Четыре – пять дымковских игрушек, листы бумаги разделённые на три и две вертикальные полосы, краски гуашь, мягкие кисточки.

Ноябрь

 Дымковский конь

Учить детей расписывать  ярким узором фигуру коня, располагать  узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности;  использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом

Одна- две фигурки дымковских коне  и три образца с вариантами узоров. Силуэт  коня из плотной белой бумаги для частичного показа способов изображения. У детей силуэты коней, краски гуашь и мягкие кисточки

Ноябрь

 Хакасский декоративный узор « Поясок

 Познакомить детей с хакасским народно – прикладным искусством. Показать традиционные для хакасского орнамента гамму  цветов. Правильно подбирать тона  красок.

 Образцы хакасских орнаментов, полоски с орнаментом , краски гуашь, кисточки

Декабрь

Роспись «блюдо» по мотивам хакасского декоративного узора.

 Учить детей составлять композицию узора, подбирать элементы в соответствии с формой посуды. В узоре соблюдать пропорцию, работать концом кисти, проводить линии сверху вниз, слева направо и наклонные линии. Рисовать завитки, листья, бутоны, точки по показу воспитателя

Плоскостная форма пиалы из тонированной бумаги серого цвета. Образцы пиал разного объема,украшенные хакасским орнаментом; кисти, гуашь – белая, черная.

Декабрь

Гжель

Рисование узора на полосе-кайме

Начать знакомить детей с историей промысла, рассказать о процессе изготовления изделий. Учить рассматривать гжельскую посуду. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора, украшение каймой. Учить рисовать кайму по мотивам гжельской росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, мазков, пружинок и т.д.  Развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.

Изделия гжельских  мастеров. Белая бумага 25х10см, синяя гуашь,  кисти, палитры.

Январь

Украшение блюдечка

Знакомить детей с многообразием гжельских изделий. Учить видеть красоту, сказочность гжельских цветов, выделять в узоре элемент-мазок с оттенком, набирать краску краем кисти с палитры и наносить мазок, поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну, затем — в другую сторону, получая цветок.  Продолжать учить рисовать гжельские узоры, составлять композицию на круге, оформлять кайму в соответствии с рисунком на бокале, познакомить с понятием «чайная пара»

Гжельская посуда. Белые бумажные  круги  (диаметр  20 см),  синяя гуашь или  акварель, кисти.

Январь

По мативам хакасского арнамента «Коврик»

Продолжать  закреплять  рисование  основных элементов  хакасского орнамента мазки, точки прямые, завитки, дуги

Тонированная серая бумага квадратной формы, гуашь (красная, синяя, белая). Кисти № 2

Февраль

Филимоновская роспись « Роспись курицы – свистульки»

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам

Филимоновские игрушки

Февраль

Филимоновские узоры

Закреплять знания детей о творчестве филимоновских мастеров. Познакомить с выполнением простейших элементов филимоновской росписи - полос, елочек и цветов. Формировать эстетический вкус. Закреплять знания о составлении узора. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

Филимоновские и дымковские игрушки. Дидактичекая игра «Третий лишний». Вырезанные элементы филимоновской росписи для составления узоров в полосе, круге, квадрате. Гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки для воды.

Март

Городецкий промысел. Рисование бутона

Познакомить детей с историей городецкого промысла. Рассказать о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетаниях цветов. Учить рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь с белилами, синим и белым цветом оживляя цветок и листья. Развивать художественный вкус и прививать любовь к народному творчеству.

Изделия городецких мастеров.  Квадратные     листы     бумаги 1 5х 1 5 см, тонированные под дерево, гуашь синего, белого и зеленого цветов, кисти.

Март

Роспись доски городецким узором

Продолжать знакомство с росписью Городца, закреплять знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком — «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам.

Изделия городецких мастеров, слайды, образцы узоров. Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме кухонных досок, гуашь, кисти

Апрель

Золотая хохлома

Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту; Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение; Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев; Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы тонированной бумаги жёлтого и черного цветов (силуэты посуды), акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Апрель

Роспись тарелочки

Продолжать воспитывать интерес  к русскому народному творчеству. Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, лавным движением. Упражнять в рисовании  тонких плавных линий концом кисти. Развивать чувство ритма, умение передавать колорит хохломы.

Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью.

 Образцы элементов хохломской росписи.

Тарелочка из папье-маше.

 Акварельные краски.

. Кисточки для рисования.

 Стаканчики для воды,салфетки

Май

Волшебные узоры (по мотивам хакасского  орнамента)

Закрепить с детьми рисование  хакасского национального  орнамента

шаблоны коврика (по количеству детей), на которых воском нанесен орнамент, салфетки, гуашь, поролоновые спунжики (губка), образец коврика с элементами хакасского национального орнамента; пиалы с водой, в которые положены мелкие игрушки.

Май

Волшебные птицы (итоговое)

Формировать эстетические чувства. Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различия сказочных и реальных птиц. Развивать воображение при создании сказочного образа птицы. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью и красками. Учить рисовать всей кистью и ее концом. Учить детей выполнять изображения, используя выразительные средства (основные цвета и их оттенки, а также различные элементы народных росписей) для украшения своих иллюстраций.

Детские книги с иллюстрациями   Д. Селивёрстова  П. Багина «Иван – царевич и серый волк», Б. Зворыкина «Жар –птица», П Ершов «Конёк – горбунок, иллюстрации с изображением городецкой, гжельской, дымковской, росписи. Белая бумага.

                                                          Список литературы

1.Аева Е. Н. «Альбом – раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов»., Абакан 1994.

2.Грибовская А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно -прикладным искусством // Ребенок в детском саду . - 2006. - № 6. - С. 48–50.

3.Гаврилова В. В., Л. А. Артемьева «Декоративное рисование» Волгоград: Учитель, 2010г.

4.Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М: Изд. Центр "Академия",1997

5.Кадиекова И. К. «Орнамент Хакасов».- Абакан.,1996

6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа.- М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.

7.Моран А. «История декоративно-прикладного искусства». - М., 1986.

8.Пантелеев Г. Н. - «Декоративное рисование - детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.

9.Фитина Н.П. «Хакасские орнаменты». – Абакан., 1997.

10.Швайко Г. С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003

                                       

                                          Мониторинг образовательного процесса

                                       Образовательная область «Художественное творчество»

Группа: Старшая

Воспитатель: Заболотная Ж.А.

Мониторинг: ноябрь, апрель.        

Ф. И. Ребёнка

Создаёт изображения по мотивам народной декоративной росписи, знает  ее цветовой строй и элементы композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

отличает предметы по форме, величине, пропорциям частей; побуждает их передаёт эти отличия в рисунках.

Знает основные цвета ,(фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый). Умеет смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).

Итоговый  результат

1

Буторина Лиана

2

2

3

2,3

2

Задворнова Ева

2

2

2

2

3

Редькина  Полина

2

2

2

2

4

Костренко Акулина

2

2

2

2

5

Ларина

 Даша

2

2

2

2

6

Захаров Арсений

1

2

1

1,3

7

Шуранов Захар

1

2

1

1,3

8

Осерцова   Маша

3

2

3

2,7

9

Шнякин

Слава

2

2

2

2

10

Файзулаева Ксюша

2

2

2

2

11

Энгельман Юра

1

2

1

1,3

1.Низкий –3

2.Средний –7

3.Высокий  - 1

Список детей

1.Буторина Лиана

2. Задворнова Ева

3.Захаров Арсений

4. Ларина Даша

5. Осерцова Маша

6. Костренко Акулина

7.  Шуранов Захар

8. Редькина Полина

9. Шнякин Слава

10 Файзулаева Ксюша

11. Энгельман Юра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ регулирует работу специалиста в старшей-подготовительной логопедической группе для детей с ОНР и ФФНР. Программа включает в себя пояснительную записку, характери...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Рабочая программа музыкального руководителя Мотовиловой Ларисы Петровны содержит: учебный план; расписание непосредственно образовательной деятельности; модель взаимодействия музыкального воспитательн...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в  условиях введения  ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО учителя-логопеда

МКДОУ «Детский сад № 5»  г. Пласта     РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной образовательной деятельности в старшей логопедической группе  в соответствии с ФГОС ДОучителя-л...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях дома ребенка для детей 1-4 лет с задержкой и отставанием нервно-психического развития

Министерство здравоохранения НСО ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ«Специализированный дом ребенка №3 для детей с органическим поражением центра...

Рабочая программа по образовательной деятельности кружка "Удивительный мир" (вторая младшая группа)

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями, им...