«Организация предметно-развивающей среды с учетом федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
консультация
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_prs.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования[1], предметно - развивающая среда[2] – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Другими словами, ПРС – это специфическое для каждой Программы ДОУ (группы) образовательное оборудование, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства ДОУ.
В соответствии с ФГОС ПРС строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
ПРС должна быть:
- СОДЕРЖАТЕЛЬНО-НАСЫЩЕННОЙ, т.е. включать средства обучения, материалы, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех детей;
- ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ, т.е. обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих ПРС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ, т.е. обеспечивать возможность изменений ПРС в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей;
- ВАРИАТИВНОЙ, т.е. наличие различных пространств, периодическая сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.
- ДОСТУПНОЙ, т.е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- БЕЗОПАСНОЙ, т.е. все элементы ПРС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и правила пожарной безопасности.
Принципы конструирования предметно-развивающей среды:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности самостоятельности, творчества;
- принцип динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Гибкое зонирование предполагает наличие различных пространств (центров) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ:
Направление развития | Центры развития |
Социально-коммуникативное развитие | - Игровой центр (центр сюжетно-ролевой игры и центр дидактической игры) «Играем сами» - Центр ПДД «Светофор» - Центр ОБЖ «01.02.03» - Центр труда (уголок дежурств). |
Познавательное развитие | - Центр познания «Мы познаем мир»; - Мини-музей или уголок краеведения; - Патриотический уголок «Наша родина – Россия»; - Центр математического развития «Посчитай-ка»; - Центр экспериментирования (лаборатория, центр песка и воды); - Центр конструирования. |
Речевое развитие | - Центр речевого развития; - Цент художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!») |
Художественно-эстетическое развитие | - Центр изодеятельности «Радуга»; - Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»); - Центр музыкального творчества; - Центр театрализованной игры «Актерики». |
Физическое развитие | - Центр физического развития «Смелые, сильные, ловкие» - Центр сохранения здоровья «Будь здоров!» |
ПРС должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» предметная среда не может выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.
Список использованной литературы:
- Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и тродителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
- Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – с. 5-12.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265)
[1] далее- ФГОС
[2] далее - ПРС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в практике дошкольной образовательной организации»
Эссе, ориентированное на родительскую общественность....
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...
Консультация для родителей "Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования...
«Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Соблюдение законодательства в области образованияАнализ планирования деятельности ДОУ...
Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Семинар для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....