Тематический контроль по экспериментальной деятельности в ДОУ
материал
Тематический контроль по теме «Эффективность работы педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_kontrol_po_eksperimentirovaniyu.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ
ДС № 6 «Василек» г. Янаул
___________Т.А.Смольникова
Приказ № ____от______2022 г.
План тематического контроля в группах по теме:
«Эффективность работы педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО»
Основание для контроля: выполнение задач годового плана на 2021 – 2022 учебный год.
Сроки: с 14.02.2022 г. по 18.02.2022 г.
Цель: анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Задачи:
- изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
- проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
- определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах образовательной работы;
- определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
Группы на контроле: все возрастные группы
Вопросы тематического контроля:
Раздел | Содержание контроля | Методика организации контроля | Ответственный |
Создание условий в ДОУ для проведения работы | -Наличие методического обеспечения; -Уровень доступной материально-технической базы; -Наличие тематической литературы, соответствующей возрастным потребностям воспитанников; -Развивающая предметно-пространственная среда (центр экспериментирования) | Проверка методического обеспечения, организации РППС; анализ условий организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности | Заведующий, старший воспитатель |
Оценка профессионализма педагога | Определение уровня сформированности профессиональных умений воспитателей в области организации познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности | Наблюдение за ходом организации режимных моментов, просмотры образовательной деятельности, анкетирование, анализ профессиональных навыков | Заведующий, старший воспитатель |
Система планирования работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности | Оценка планирования познавательно-исследовательской деятельности в ООД и вне занятий | Анализ плана образовательной работы с детьми | Старший воспитатель |
Сформированность навыков познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей | Анализ развития навыков познавательно-исследовательской деятельности (отношение детей к экспериментальной деятельности, уровень сформированности экспериментальной деятельностью) | Диагностика развития навыков познавательно-исследовательской деятельности (Методика «Маленький исследователь», индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности; наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью) | Воспитатели групп, старший воспитатель |
Взаимодействие с родителями (наглядная пропаганда, консультации ) | Оценка работы с родительской общественностью | Анализ информационной среды | Старший воспитатель |
Оценочный инструментарий
Приложение 1
Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Дата__________________________________________________________________________________________________
Воспитатель___________________________________________________________________________________________
Группа________________________________________________________________________________________________
Критерий анализа (материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования) | Оценка |
Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.) | |
Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.) | |
Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.) | |
Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств | |
Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности | |
Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования | |
Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке | |
Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр. | |
Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр. | |
Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства | |
Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности | |
Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы |
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Приложение 2
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Дата__________________________________________________________________________________________________
Воспитатель___________________________________________________________________________________________
Группа________________________________________________________________________________________________
Критерий анализа | Оценка |
Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня | |
Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты) | |
Планирование экспериментальной работы на прогулках | |
Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной) | |
Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам | |
Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности | |
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность | |
Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе | |
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми | |
Дидактические игры | |
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности | |
Ведется фиксация результатов детского экспериментирования | |
Досуг, развлечения |
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Приложение 3
Анкета «ВЛАДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ»
Цель: определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет работник образования. Поставить знак «+» напротив умения, которыми работник образования владеет и может оперировать.
Воспитатель _______________________________________________________________________________________________
№ п/п | Исследовательские умения | Степень владения умением | ||
хорошо | слабо | не владею | ||
1. | Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство | |||
2. | Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности | |||
3. | Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки | |||
4. | Выбирать и обосновывать исследовательскую тему | |||
5. | Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме | |||
6. | Прогнозировать средства и методы исследования | |||
7. | Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования | |||
8. | Находить и применять соответствующие методики исследования | |||
9. | Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты | |||
10. | Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения | |||
11. | Рефлексировать по итогам исследовательской работы |
Приложение 4
Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей
Воспитатель ____________________________________________________________________________________
Перечень профессиональных знаний и умений | Оценка |
Знание терминологии познавательной деятельности | |
Знание этапов исследования | |
Знание методов и приемов поисково-познавательной деятельности | |
Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы | |
Умение решать проблемные педагогические ситуации | |
Умение осуществлять поисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, «классификации», путешествия по карте, по реке времени) | |
Умение целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду | |
Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане | |
Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности |
Условные обозначения: в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.
Приложение 5
Диагностическое задание 1.
По методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование).
Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?»
Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла.
Чем больше баллов тем выше уровень.
Диагностическое задание 2.
Наблюдение «Изучение познавательных интересов»
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Баллы |
1 | Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
2 | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 |
3 | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 |
4 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
5 | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
6 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль опытно-экспериментальной деятельности
Цель:Анализ предметно-развивающей, информационной среды, созданной в ДОУ для познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.Задачи:1.Изучение условий, созда...
План тематического контроля «Организация проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Контроль в ДОУ...
Справка по итогам тематического контроля : «Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов....
ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация театрализованной деятельности в детском саду,как одно из напрвлений формирования творческих и речевых способностей детей»
Сроки: с ______________ по _____________ 20____г..Исполнители: старший воспитатель Фролова Е.В.ЗадачиИзучить условия, созданные в группах для развития творческих способностей детей в театр...
Карты к тематическому контролю "Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Технологические карты к тематическому контролю по теме "Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО" могут пригодиться как начинающим старшим воспитат...
Тематический контроль "Театрально-игровая деятельность в ДОУ"
Анализ развивающей предметно-прастранственной среды....
- Мне нравится (2)