«Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»
материал
Протокол педагогического совета
Цель: Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшего успешного социально-коммуникативного развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет № 2
«Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»
Протокол №2
заседания педагогического совета
Тема: «Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»
Присутствовало:
Место проведения: музыкальный зал ДОУ
Время проведения: с 13:00 ч до 14:45 ч
Цель: Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшего успешного социально-коммуникативного развития дошкольников.
Задачи:
- создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: воспитатели всех возрастных групп, педагог-психолог, учитель-логопед, заместитель заведующего, заведующий
Подготовительная работа:
- Анкетирование родителей по вопросу социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
- Подготовка материала для воспитателей по социально-коммуникативному развитию согласно образовательной программе.
План работы педсовета:
- Вступительное слово и.о. заведующего ДОУ-
- Выполнение решений предыдущего педсовета -
- Выступление заместителя заведующего по ВМР
- «Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
- Деловая игра «Повышение профессиональной
компетенции педагогов в образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» Презентация -
- Вовлечение родителей в социально - коммуникативное развитие детей через продуктивную и досуговую деятельность. Воспитатель второй младшей группы
- Из опыта работы: «Игра – основной вид деятельности социализации воспитанников».
- Выработка решений педсовета.
- Вступление и. о. заведующего МКДОУ
- - «Тематический педагогический совет проводится в соответствии с годовой задачей нашего ДОУ:
Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО
• обогащать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ;
• формировать навыки общения у дошкольников, социально приемлемые формы поведения и моральные нормы, позитивные коллективные взаимоотношения, развивать навыки самоорганизации, инициативы, творческие и коммуникативные способности через проектную деятельность, циклы познавательных занятий, моделирование, проблемные ситуации, а также посредством сюжетно-ролевых игр;
• внедрять новые формы сотрудничества с родителями в развитии социальных навыков детей дошкольного возраста.
Во ФГОС ДО говорится, что образовательная программа формируется как программа «психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста», а социально-коммуникативное развитие выделяется как необходимая образовательная область, в процессе реализации которой происходит развитие ребёнка в общении со взрослыми, сверстниками, во взаимодействии с окружающим его миром.
На современном этапе проблема социально - коммуникативного развития становится особо актуальной. Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности: – несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно - ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами); – произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома; – отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Мы предлагаем вам сегодня систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений. Желаю вам хорошего делового настроения.
- По второму вопросу слушали воспитателя ……
Решение педагогического совета от 30. 08. 2018 года.
- Принять годовой план на 2018 – 2019 учебный год, расписание кружковой работы, календарный график, учебный план, расписание организованной образовательной деятельности. Осуществлять деятельность согласно установленному режиму пребывания детей в ДОУ.
- Внести соответствующие изменения в Основную образовательную программу ДОУ об индивидуальном учете результатов освоения образовательных программ дошкольного образования в ДОУ(ИОМ).
- Принять рабочие программы воспитателей и специалистов, мониторинг образовательного процесса осуществляет через индивидуальные карты развития ребенка.
- Пополнить приложения к Рабочим Программам (конспектами занятий, подвижными, дидактическими, сюжетно – ролевыми играми, развлечениями и т.д.).
- Развивающую предметно – пространственную среду создавать с учётом требований ФГОС.
Все пункты решения педагогического педсовета были выполнены в полном объеме. Воспитателями всех возрастных групп намечены индивидуальные маршруты образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. С детьми, показавшими низкий уровень развития, проводится коррекционно-развивающая и воспитательно-образовательная работа.
- По третьему вопросу выступила ……. заместитель заведующего по ВМР.
В своем выступлении она сделала акценты на основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
- «Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности.
Результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:
коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;
социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;
информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации;
продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки);
нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам;
физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
Сегодня речь будем вести о формировании социально-коммуникативной компетенции у дошкольников.
Основные компоненты коммуникативной компетентности дошкольников:
- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
- умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;
- сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
- коммуникативные навыки;
- умение слушать и слышать;
- воспринимать и понимать информацию;
- говорить самому.
Вопрос педагогам: - Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально - коммуникативного развития дошкольников?
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений. Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Основные формы работы при реализации социально-коммуникативного развития:
1) Организованная образовательная деятельность.
Социально-коммуникативное развитие интегрируется в занятия познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического циклов. Взаимопроникновение образовательных областей имеет ряд преимуществ: способствует развитию речи, формированию аналитико-синтетических функций, даёт возможность рассмотреть изучаемую тему с разных сторон, реализовать полученные умения в практической (трудовой, продуктивной) деятельности.
2) Личный пример взрослого.
В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример – одна из самых действенных форм работы, способствующих усвоению образцов поведения, коммуникативных, этических и нравственных норм.
3) Игровая ситуация.
В ходе данной практической формы работы ребёнок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнёром, усваивает новые знания, конструктивные приёмы общения.
4) Беседа. В ходе беседы педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет пройденный материал. Беседа может быть основой ООД, может проводиться в режимные моменты, индивидуально и по подгруппам. Одна из форм беседы – этическая - позволяет закрепить не только знания, но и морально-нравственные нормы поведения. Грамотно выстроенная этическая беседа способствует осознанию дошкольником поступков, ситуаций социально - нравственного характера.
5) Наблюдение.
Применяется при усвоении детьми норм общения со взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами труда.
6) Игра.
Это одна из основных форм социализации ребёнка, направленная на овладение нравственными и этическими нормами, навыками социального взаимодействия, конструктивными способами общения со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности. Словесные игры (устные речевые упражнения без использования наглядности) способствуют совершенствованию речи, активизации словаря, позволяют закрепить усвоенные дошкольником коммуникативно-речевые нормы.
7) Наглядные методы.
К ним относится работа с серией сюжетных картинок, отображающих определённую ситуацию в динамике. Задача педагога в случае необходимости помочь ребёнку наводящими вопросами, проанализировать действия героев, оценить их, предложить своё решение ситуации (как нужно поступить и почему).
8) Чтение и обсуждение произведений художественной литературы значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально -коммуникативному развитию дошкольника. Яркие примеры из жизни литературных героев иллюстрируют социально приемлемые способы общения, учат находить выход из различных ситуаций.
При использовании форм работы с детьми по социально-коммуникативному направлению необходимо соблюдать следующие условия:
- создавать ситуации коммуникативной успешности;
- стимулировать коммуникативную деятельность, используя проблемные ситуации;
- устранять коммуникативные трудности;
- ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
- проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учётом индивидуальных особенностей детей, привлекая педагога-психолога и семью;
- мотивировать ребёнка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
- обеспечивать баланс между ООД и самостоятельной деятельностью детей;
- моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
- в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;
- признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребёнка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.
Раздача памяток педагогам с данной информацией.
- Следующим пунктом педагогического педсовета была деловая игра «Повышение профессиональной компетенции педагогов в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Презентация
Педагогам были предложены следующие вопросы:
1 вопрос: Назовите основную цель социально- коммуникативного развития детей.
2 вопрос: Задачи социально ‐ коммуникативного развития
3 вопрос: Назовите основные направления реализации образовательной области «Социально ‐ коммуникативное развитие»
4 вопрос: Назовите формы работы в ОО «Социально - коммуникативное развитие»
5 вопрос: в рамках реализуемых задач в данной образ. области, какие игры можно использовать?
- По пятому вопросу слушали воспитателя ………. Она поделилась с коллегами опытом работы по теме «Вовлечение родителей в социально - коммуникативное развитие детей через продуктивную и досуговую деятельность»
Неля Григорьевна в своем выступлении указала на проблему социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Она становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Как это осуществляется на практике?
1.Знакомство с семьей: встречи – знакомства, анкетирование семей.
2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
индивидуальные и групповые консультации,
родительские собрания,
оформление информационных стендов,
организация выставок детского творчества,
приглашение родителей на детские концерты и праздники,
создание памяток.
3.Образование родителей:
Проведение тренингов, Дней открытых дверей, мастер-классов и т.п.
4.Привлечение родителей к проведению:
- вечеров музыки, конкурсов, досугов;
- выставок творческих работ;
- праздников, прогулок, экскурсий;
- театральных спектаклей
- к исследовательской и проектной деятельности.
Мошкина Н.Г. добавила: «В связи с внедрением ФГОС мы проводим мастер-классы вовлечения родителей с детьми, создаем проекты с целью сплотить членов семьи, заинтересовать родителей и вовлечь их в жизнь детей детского сада. Например, проект «Грачи прилетели» включает в себя познания детей о перелетных птицах, продуктивную деятельность родителей по изготовлению скворечников и работу воспитателей по тому, как грамотно организовать данный проект. Мастер-класс «Рисование на асфальте» подчеркивает сплоченность и творческое мышление каждой семьи отдельно. Каждый год проводим мы в своей группе с детьми и родителями спортивное соревнование «Папа, мама и я – спортивная семья».
- Из опыта работы: «Игра – основной вид деятельности социализации воспитанников». Педагог – психолог
В своем выступлении Анастасия Александровна выделила следующие моменты:
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делились неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого её вида, а также того, чтобы определить каким образом, можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи первым, среди педагогов, кто выдвинул положение об игре особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.). В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх делятся на:
· Режиссерские – это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников;
· Сюжетно-ролевые – игры, представляющие собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих;
· Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки);
· Игры со строительным материалом, в основе которых лежат конструктивные умения и способности, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.
· Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы игр: дидактические и подвижные. Которые в свою очередь классифицируются с учетом разных оснований.
Так, дидактические игры подразделяются:
· По содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.),
· По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются:
· По степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности),
· По преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и др.),
· По предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Такие игры дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других.
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.
Советские психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.
В конце своего выступления Анастасия Александровна добавила: «Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива».
- Подведение итогов
Проект решения педагогического совета:
1. Педагогам ДОУ в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию использовать игровые технологии. Планировать коммуникативные игры на создание эмоционального комфорта детей в течение дня.
2. Продолжать систематическую работу по развитию социально-
коммуникативной компетентности у дошкольников и их родителей; реализовать процесс социально-коммуникативного развития в различных видах деятельности.
3. С детьми, испытывающими трудности при освоении целевых ориентиров
по социально-коммуникативному развитию, проводить воспитательно-
образовательную и коррекционно-развивающую работу. Срок исполнения: в
течение учебного года. Ответственные: воспитатели и специалисты ДОУ.
4. Воспитателям в календарных планах отражать индивидуальную работу по
воспитанию моральных, нравственных и патриотических качеств. Срок
исполнения: в течение учебного года.
5. Пополнять по мере возможности развивающую предметно-
пространственную среду игровым и дидактическим материалом по
нравственному воспитанию, по формированию навыков самообслуживания,
самостоятельности, позитивных установок к различным видам труда.
6. Подготовить и провести открытые занятия согласно годовому плану
Ответственные: воспитатели всех групп
Председатель ___________________________________
Секретарь _________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста.
Из опыта работы по использованию проектного метода в ДОУ....
Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...
Социально-коммуникативное развитие и восприятие детей дошкольного возраста
Современное российское дошкольное образование переживает периодмногогранных перемен. Во-первых, осознается значимость национальных исоциальных ценностей в содержательном контексте воспитания иобразова...
Использование проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста
Использование проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Включает следующий материал: блиц-турнир, виды проектов, используемых в работе дошкольног...
буклет «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации»
буклет социально-коммуникативное и позновательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации...
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АКТИВНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»
педагогичекий проект социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средставми активной мультипликации...
«Технология социально - коммуникативного развития и оздоровления детей дошкольного возраста с элементами зверобатики»
В связи с тенденциями ухудшения здоровья детей дошкольного возраста необходимо внедрять в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения технологии физического развития, в которых до...