«Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»
материал

Литвишко Марина Николаевна

Протокол педагогического совета

Цель: Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшего успешного социально-коммуникативного развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 2

«Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

Протокол №2

заседания педагогического совета

Тема: «Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

Присутствовало:  

Место проведения: музыкальный зал ДОУ

Время проведения: с 13:00 ч до 14:45 ч

Цель: Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшего успешного социально-коммуникативного развития дошкольников.

Задачи:

  • создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: воспитатели всех возрастных групп, педагог-психолог, учитель-логопед, заместитель заведующего, заведующий

Подготовительная работа:

  • Анкетирование родителей по вопросу социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
  • Подготовка материала для воспитателей по социально-коммуникативному развитию согласно образовательной программе.

План работы педсовета:

  1. Вступительное слово и.о. заведующего ДОУ-
  2. Выполнение решений предыдущего педсовета -
  3. Выступление заместителя заведующего по ВМР
  4. «Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
  5. Деловая игра «Повышение профессиональной

           компетенции педагогов в образовательной области

 «Социально-коммуникативное развитие» Презентация -

  1.  Вовлечение родителей в социально - коммуникативное развитие детей через  продуктивную и досуговую деятельность. Воспитатель второй младшей группы
  2. Из опыта работы: «Игра – основной вид деятельности социализации воспитанников».
  3. Выработка решений педсовета.

  1. Вступление и. о. заведующего МКДОУ
  2. - «Тематический педагогический совет проводится в соответствии с годовой задачей нашего ДОУ:

Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО

•        обогащать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ;

•        формировать навыки общения у дошкольников, социально приемлемые формы поведения и моральные нормы, позитивные коллективные взаимоотношения, развивать навыки самоорганизации, инициативы, творческие и коммуникативные способности через проектную деятельность, циклы познавательных занятий, моделирование, проблемные ситуации, а также посредством сюжетно-ролевых игр;

•        внедрять новые формы сотрудничества с родителями в развитии социальных навыков детей дошкольного возраста.

Во ФГОС ДО говорится, что образовательная программа формируется как программа «психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста», а социально-коммуникативное развитие выделяется как необходимая образовательная область, в процессе реализации которой происходит развитие ребёнка в общении со взрослыми, сверстниками, во взаимодействии с окружающим его миром.  

На современном этапе проблема социально - коммуникативного развития становится особо актуальной. Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности: – несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно - ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами); – произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома; – отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить  общее психическое развитие, формировать предпосылки  учебной деятельности и качеств,  необходимых для адаптации к школе и успешного  обучения в начальных классах.  

Мы предлагаем вам сегодня систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений. Желаю вам хорошего делового настроения.

  1. По второму вопросу слушали воспитателя ……

  Решение педагогического совета от 30. 08. 2018 года.  

  1. Принять годовой план на 2018 – 2019 учебный год, расписание кружковой работы, календарный график, учебный план, расписание организованной образовательной деятельности. Осуществлять деятельность согласно установленному режиму пребывания детей в ДОУ.
  2. Внести соответствующие изменения в Основную образовательную программу ДОУ об индивидуальном учете результатов освоения образовательных программ дошкольного образования в ДОУ(ИОМ).
  3. Принять рабочие программы воспитателей и специалистов, мониторинг образовательного процесса осуществляет через индивидуальные карты развития ребенка.
  4. Пополнить приложения к Рабочим Программам (конспектами занятий, подвижными, дидактическими, сюжетно – ролевыми играми, развлечениями и т.д.).
  5. Развивающую предметно – пространственную среду создавать с учётом требований ФГОС.                                    

Все пункты решения педагогического педсовета были выполнены в полном объеме. Воспитателями всех возрастных групп намечены индивидуальные маршруты образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. С детьми, показавшими низкий уровень развития, проводится коррекционно-развивающая и воспитательно-образовательная работа.

                                                                               

  1. По третьему вопросу выступила ……. заместитель заведующего по ВМР.                                                                                          

  В своем выступлении она сделала акценты на основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

- «Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.  Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.  Формирование основ безопасности.

 Результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:

 коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;

 социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;

информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации;

продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки);

нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам;

 физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.

Сегодня речь будем вести о формировании социально-коммуникативной компетенции у дошкольников.

Основные компоненты коммуникативной компетентности дошкольников: 

- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;

 - умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;

- сотрудничество со взрослыми и сверстниками;

- коммуникативные навыки;

 - умение слушать и слышать;

- воспринимать и понимать информацию;

- говорить самому.

Вопрос педагогам: - Какие   виды деятельности позволяют реализовать   процесс социально - коммуникативного развития дошкольников?

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.                            Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.                                                                                                                  Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.               Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.                        Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.                  Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.                                                                  Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.                        Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.  

 

Основные формы работы при реализации социально-коммуникативного развития: 

1) Организованная образовательная деятельность.

Социально-коммуникативное развитие интегрируется в занятия познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического циклов. Взаимопроникновение образовательных областей имеет ряд преимуществ: способствует развитию речи, формированию аналитико-синтетических функций, даёт возможность рассмотреть изучаемую тему с разных сторон, реализовать полученные умения в практической (трудовой, продуктивной) деятельности.    

                                                                                                                                           2) Личный пример взрослого.

В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример – одна из самых действенных форм работы, способствующих усвоению образцов поведения, коммуникативных, этических и нравственных норм.

3) Игровая ситуация.

В ходе данной практической формы работы ребёнок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнёром, усваивает новые знания, конструктивные приёмы общения.

 4) Беседа. В ходе беседы педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет пройденный материал. Беседа может быть основой ООД, может проводиться в режимные моменты, индивидуально и по подгруппам. Одна из форм беседы – этическая - позволяет закрепить не только знания, но и морально-нравственные нормы поведения. Грамотно выстроенная этическая беседа способствует осознанию дошкольником поступков, ситуаций социально - нравственного характера.

5) Наблюдение.

Применяется при усвоении детьми норм общения со взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами труда.

 6) Игра.

Это одна из основных форм социализации ребёнка, направленная на овладение нравственными и этическими нормами, навыками социального взаимодействия, конструктивными способами общения со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности. Словесные игры (устные речевые упражнения без использования наглядности) способствуют совершенствованию речи, активизации словаря, позволяют закрепить усвоенные дошкольником коммуникативно-речевые нормы.

 7) Наглядные методы.

К ним относится работа с серией сюжетных картинок, отображающих определённую ситуацию в динамике. Задача педагога в случае необходимости помочь ребёнку наводящими вопросами, проанализировать действия героев, оценить их, предложить своё решение ситуации (как нужно поступить и почему).

 8) Чтение и обсуждение произведений художественной литературы значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально -коммуникативному развитию дошкольника.  Яркие примеры из жизни литературных героев иллюстрируют социально приемлемые способы общения, учат находить выход из различных ситуаций.

При использовании форм работы с детьми по социально-коммуникативному направлению необходимо соблюдать следующие условия:

- создавать ситуации коммуникативной успешности;

- стимулировать коммуникативную деятельность, используя проблемные ситуации;

 - устранять коммуникативные трудности;

 - ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

- проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учётом индивидуальных особенностей детей, привлекая педагога-психолога и семью;

 - мотивировать ребёнка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

- обеспечивать баланс между ООД и самостоятельной деятельностью детей;

- моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

- в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;

- признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребёнка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.

Раздача памяток педагогам с данной информацией.

  1. Следующим пунктом педагогического педсовета была            деловая игра «Повышение профессиональной компетенции педагогов в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Презентация

Педагогам были предложены следующие вопросы:

1 вопрос: Назовите основную цель социально- коммуникативного развития детей.

2 вопрос: Задачи социально ‐ коммуникативного развития

3 вопрос: Назовите основные направления реализации   образовательной области «Социально ‐ коммуникативное развитие»

4 вопрос: Назовите формы работы в ОО «Социально - коммуникативное развитие»

5 вопрос: в рамках реализуемых задач в данной образ. области, какие игры можно использовать?

  1. По пятому вопросу слушали воспитателя ………. Она поделилась с коллегами опытом работы по теме «Вовлечение родителей в социально - коммуникативное развитие детей через продуктивную и досуговую деятельность»

Неля Григорьевна в своем выступлении указала на проблему социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Она становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Как это осуществляется на практике?

1.Знакомство с семьей: встречи – знакомства, анкетирование семей.

2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса:

индивидуальные и групповые консультации,

родительские собрания,

оформление информационных стендов,

организация выставок детского творчества,

приглашение родителей на детские концерты и праздники,

создание памяток.

3.Образование родителей:

 Проведение тренингов, Дней открытых дверей, мастер-классов и т.п.

4.Привлечение родителей к проведению:  

  • вечеров музыки, конкурсов, досугов;
  • выставок   творческих работ;  
  • праздников, прогулок, экскурсий;
  • театральных спектаклей
  • к   исследовательской и проектной деятельности.

Мошкина Н.Г. добавила: «В связи с внедрением ФГОС   мы проводим мастер-классы вовлечения родителей с детьми, создаем проекты с целью сплотить членов семьи, заинтересовать родителей и вовлечь их в жизнь детей детского сада. Например, проект «Грачи прилетели» включает в себя познания детей о перелетных птицах, продуктивную деятельность родителей по изготовлению скворечников и работу воспитателей по тому, как грамотно организовать данный проект. Мастер-класс «Рисование на асфальте» подчеркивает сплоченность и творческое мышление каждой семьи отдельно. Каждый год проводим мы в своей группе с детьми и родителями спортивное соревнование «Папа, мама и я – спортивная семья».

  1. Из опыта работы: «Игра – основной вид деятельности социализации воспитанников». Педагог – психолог

В своем выступлении Анастасия Александровна выделила следующие моменты:

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делились неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого её вида, а также того, чтобы определить каким образом, можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи первым, среди педагогов, кто выдвинул положение об игре особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.). В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

     В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх делятся на:

·        Режиссерские – это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников;

·       Сюжетно-ролевые – игры, представляющие собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих;

·        Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки);

·        Игры со строительным материалом, в основе которых лежат конструктивные умения и способности, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.

·        Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

     В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы игр: дидактические и подвижные. Которые в свою очередь классифицируются с учетом разных оснований.

     Так, дидактические игры подразделяются:

·        По содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.),

·        По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

     Подвижные игры классифицируются:

·        По степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности),

·        По преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и др.),

·        По предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

   В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Такие игры дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других.

  Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.

     Советские психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В конце своего выступления Анастасия Александровна добавила: «Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива».

  1. Подведение итогов

Проект решения педагогического совета:

1. Педагогам ДОУ в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию использовать   игровые технологии.  Планировать коммуникативные игры на создание эмоционального комфорта детей в течение дня.

2. Продолжать систематическую работу по развитию социально-

коммуникативной компетентности у дошкольников и их родителей; реализовать процесс социально-коммуникативного развития в различных видах деятельности.

3. С детьми, испытывающими трудности при освоении целевых ориентиров

по социально-коммуникативному развитию, проводить воспитательно-

образовательную и коррекционно-развивающую работу. Срок исполнения: в

течение учебного года. Ответственные: воспитатели и специалисты ДОУ.

4. Воспитателям в календарных планах отражать индивидуальную работу по

воспитанию моральных, нравственных и патриотических качеств. Срок

исполнения: в течение учебного года.

5. Пополнять по мере возможности развивающую предметно-

пространственную среду игровым и дидактическим материалом по

нравственному воспитанию, по формированию навыков самообслуживания,

самостоятельности, позитивных установок к различным видам труда.

6. Подготовить и провести открытые занятия согласно годовому плану

Ответственные: воспитатели всех групп

Председатель ___________________________________

                                 Секретарь _________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

Социально-коммуникативное развитие и восприятие детей дошкольного возраста

Современное российское дошкольное образование переживает периодмногогранных перемен. Во-первых, осознается значимость национальных исоциальных ценностей в содержательном контексте воспитания иобразова...

Использование проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста

Использование проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Включает следующий материал: блиц-турнир, виды проектов, используемых в работе дошкольног...

буклет «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации»

буклет социально-коммуникативное и позновательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации...

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АКТИВНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»

педагогичекий проект социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средставми активной мультипликации...

«Технология социально - коммуникативного развития и оздоровления детей дошкольного возраста с элементами зверобатики»

В  связи с тенденциями ухудшения здоровья детей дошкольного возраста необходимо внедрять в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения технологии физического развития, в которых до...