«Технология социально - коммуникативного развития и оздоровления детей дошкольного возраста с элементами зверобатики»
статья

Порсева Наталья Владимировна

В  связи с тенденциями ухудшения здоровья детей дошкольного возраста необходимо внедрять в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения технологии физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс физических и социально-коммуникативных  задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технология социально - коммуникативного развития и оздоровления детей дошкольного возраста с элементами зверобатики»

В последние годы отмечена тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН за последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Лишь 3-4 % детей дошкольного возраста являются абсолютно здоровыми, в то время как подавляющее большинство из них имеют функциональные отклонения и хронические заболевания. Среди функциональных отклонений наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата: около 70 - 80% детей имеют признаки   - нарушение осанки, деформацию стоп, ранний остеохондроз межпозвонковых дисков, замедление темпов созревания скелета.

С развитием информационных технологий дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Вне детского сада они мало двигаются и мало общаются со сверстниками. По мере взросления ребенка проблема только усугубляется.

 А для успешной социализации каждому следующему поколению необходимы все более высокие личностные и профессиональные качества. Требования, предъявляемы к ребенку на каждой ступени образования, становятся все более жёсткими. Детям с ослабленным здоровьем очень трудно им соответствовать. Повышенная учебная нагрузка еще больше ослабляет здоровье, а пропуски занятий по болезни осложняют усвоение новых знаний. Круг замыкается, дети все больше отстают в учебе и все чаще болеют. И то и другое усложняет для них процесс социализации в обществе.

В этих условиях поиск путей оздоровления и развития коммуникабельности детей дошкольного возраста становится первоочередной задачей педагогики. Исследования этой проблемы занимались врачи и педагоги-исследователи: Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая. Н.И. Щелованов, Н.М. Аксарина, Е.А. Тимофеева, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Ю.Ф. Змановский и многие другие. 

     Изучая показатели здоровья и развития воспитанников , мы пришли к выводу о необходимости принятия эффективных мер по оздоровлению детей.

Анкетирование родителей показало, что многие родители либо не имеют достаточной информации о важности оптимальных физических нагрузок для здоровья ребенка, либо, в силу большой занятости на работе, не могут уделять оздоровлению ребенка должного внимания.

Постоянное движение – естественное состояние для детей. Однако многие родители сами ограничивают их подвижность, призывая не бегать и вести себя осторожно. Но обеспечивать безопасность путем ограничения подвижности – в корне неверное решение. Детей необходимо учить правильно и безопасно двигаться, правильно падать, не причиняя себе вреда.  

Современное подрастающее поколение испытывает «двигательный дефицит». Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Возникает потребность организовать двигательный режим таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод».

    Мы понимаем, что воспитанникам предстоит жить в мире, где люди почти перестали общаться между собой. Если они не научатся понимать и чувствовать потребности друг друга в раннем возрасте, то в будущем им будет сложно взаимодействовать с людьми. По результатам наблюдений за деятельностью дошкольников было отмечено, что они не умеют уступать друг другу, договариваться, с трудом строят взаимоотношения.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что существующие подходы к физическому воспитанию детей нуждаются в разработке разнообразных технологий способствующих общему оздоровлению организма ребенка.

Для решения этой проблемы нами разработан проект «Технология социально - коммуникативного развития и оздоровления детей дошкольного возраста с элементами зверобатики».

Зверобатика – это акробатика, построенная на подражании движениям животных. Автором данной методики является Сергей Владимирович Реутский, который создал уникальную методику формирования физически воспитывающей двигательной среды, учитель физкультуры, НП «Школа самоопределения», г. Москва. Он создал, внешне очень простую, но тщательно выверенную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от простого к сложному. Викарное научение (наблюдения за поведением других) преобладает в дошкольном возрасте, поэтому наблюдая за естественными движениям животных и подражая им, дети легко учатся правильно и безопасно двигаться. Элементы зверобатики успешно интегрируются в любую спортивную игру или тренировку. Получается так: обычно мы чему-то должны ребёнка научить, а потом он этим сможет пользоваться. Сначала учим кататься на коньках или вести мяч, а потом он играет в хоккей или баскетбол.  

Применение «зверобатики» позволяет снять мышечные зажимы, повысить двигательную активность воспитанников, сделать движения ребенка более естественными и раскрепощенными, развить наблюдательность. Особое внимание уделяется играм и упражнениям на взаимодействие. Это игры на сплочение коллектива и развитие коммуникабельности, которые предполагают обязательное партнерство, чувство локтя, взаимопомощь, тактильный контакт. Совместные действия в играх сближают друг детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

     Процесс социализации в ходе двигательной деятельности успешно и всецело охватывает развитие ребенка, в этой деятельности происходит познание окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, обогащение духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, тем самым происходит гармоническое развитие личности.

   Основа «зверобатики» в непривычном способе перемещения .Она состоит из двух частей – передвижение перекатами и ходьба «зверушками». То и другое можно включать в любую игру, в любое занятие. Например, движение не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Непривычное положение (не стоя) – это разгрузка не только позвоночника, но и сознания. Чем более вертикальное положение занимает человек, тем больше он настроен на сознательное поведение. В горизонтальном положении не только отдыхает позвоночник, но и куда активнее включается интуиция. Так снимаются физические и психические «зажимы», появляется нагрузка на руки, все тело включается в работу.

В горизонтальном положении легко дать большую нагрузку за короткий промежуток времени. Попробуйте провести матч по футболу в положении «паучка» или «тараканчика». Десять минут игры – и упадешь от усталости.

Многие скажут: «Мы с детьми тоже так играем. Только называем это по-другому. Зачем это нужно специально выделять?» Принципиально новых упражнений, действительно, нет. Важны несколько принципов:

1. Постоянное усложнение заданий.

2. Возможность совместных действий в непривычных условиях.

3.Образная основа движения. Детям помогают превращаться в животных и насекомых, шапочки с изображением и словесное сопровождение педагога - «Паучок бежит так ловко, здесь нужна, друзья, сноровка». «Крокодил вперед ползет. За собою хвост везет».

4. Интеграция.

Дети внутренне преображаются, меняются в движениях, когда превращаются в разных зверей: «котенок» - выгибает или прогибает спинку; «гусенок» - вытягивает шею, расправляет плечи; «крокодил» - вытягивается в длину; «мышата» -  сжимаются, собираются в комочек! Причём у «мышат» могут быть свои характерные препятствия - например, «мышеловка» - две скамейки, на них лежат гимнастические палки. Надо пролезть под палками, чтобы не задеть и не сбить их.

При выполнении упражнений «зверобатики» можно акцентировать внимание детей на скорости, точности, чувствительности (упражнения вслепую), или на взаимодействии в парах и командах.

Все элементы «зверобатики» могут объединяться в длину, в высоту и в ширину.Например, в длину и ширину – вагончики, гусеница; в ширину – парами (держась за руки, стоя спиной, лицом друг к другу); в высоту – «бутербродом» (снизу ползет «червячок», над ним – «паучок»). Так в паре и преодолевают препятствие.

«Зверобатикой» могут заниматься все дети, она не вредна и не требует от ребенка больших усилий и конкретных выработанных движений. Возможность перевоплотиться в различных животных привлекает малоподвижных детей, которые часто неохотно выполняют обычные физические упражнения. Занятия проводятся в игровой форме. Рекомендуется начинать занятия по «зверобатике» с двух лет.

Мы дополнили данный метод разминкой с массажем ног, рук, игровыми упражнениями на растяжку, методом сказкотерапии. Как правило, использовали сюжетную линию - сказку или определенную тему (например «Поездка к бабушке в деревню»).

Данная технология  осуществляется не только в процессе   игр, но и при организации других видов детской деятельности: через физкультминутки с речевым сопровождением;  музыкальные и ритмические игры, дыхательную гимнастику, игровые упражнения, дополнительное образование.

Таким образом, можно сказать, что данная технология обладает большим потенциалом. Помимо решения задач по формированию физических навыков и укреплению здоровья, она имеет огромные возможности для социально-коммуникативного развития дошкольников.

Опыт применения технологии в физкультурно-оздоровительной работе был обобщён и представлен:

-2016 год городская научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций г. Нефтекамск Республики Башкортостан «Качество образования в условиях введения и реализации ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»;

-2016 год сайт Социальная сеть работников образования nsportal.ru- размещена педагогическая статья «Зверобатика, как средство социализации и оздоровления детей дошкольного возраста»

-2018 год заседание городского методического объединения инструкторов по физической культуре «Применение инновационных технологий в дополнительном образовании детей дошкольного возраста»

Универсальность представленной технологии дает возможность применения в повседневной практике педагогом любого образовательного учреждения.

Источники

  1. Реутский С. В. «Физическое развитие ребенка. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми», Издательство: Речь, Образовательные проекты, Сфера, Санкт-Петербург, 2009.-160с.
  2. Реутский С. В.  «Шпаргалка по зверобатике», Издательство: Речь, Образовательные проекты, Сфера, Санкт-Петербург, 2010. - 48 с.
  3. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»,
    издательство МОЗАИКА - Синтез, Москва 2000.-256 с.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №1 -2004 г., «Организация самостоятельной двигательной деятельности».
  5. Журнал «Обруч», №5 – 2008г., «Зверобатика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему" Я имею право".

Данное занятие формирует правовое сознание старших дошкольников, развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, моделировать, воспитывает самоуважение, уважение к другим людям, сопереживани...

Социально-коммуникативное развитие и восприятие детей дошкольного возраста

Современное российское дошкольное образование переживает периодмногогранных перемен. Во-первых, осознается значимость национальных исоциальных ценностей в содержательном контексте воспитания иобразова...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности реализации образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией ОО «Социально-коммуникативное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности  реализации образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией ОО «Социально-коммуникативное раз...

Игра как средство развития социально коммуникативных навыков кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста.

В данной статье рассматривается развитие социально - коммуникативных навыков кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Картотека театрализованных игр для развития социально-коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста

Картотека театрализованных игр для развития социально-коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста...