Разделы ООП ДО - Модуль "Мы живём на Южном урале"
рабочая программа

Юлия Витольдовна Елисова

 Разделы ООП ДО - Модуль "Мы живём на Южном урале" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_my_zhivyom_na_yuzhnom_urale.docx53.79 КБ

Предварительный просмотр:

1.3.2. Модуль «Мы живём на Южном Урале»

1. Цель: способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма – любви к семье, детскому саду, родному городу и жителях города на идеях педагогики  народов южного Урала.

Задачи:

  1. Формировать чувство патриотизма через изучение истории, географии Южного Урала.
  2. Развивать у дошкольников интерес к родному городу, краю, его достопримечательностям, событиям настоящего;
  3. Приобщать детей к уральским традициям, которые передаются из поколения к поколению (сказы, легенды, народные игры, танцы). Дать представление о национальных праздниках (Сабантуй, медовый Спас и др.).
  4. формировать чувство толерантности, чувство уважения к народам Южного Урала, их традициям;
  5. развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности. 
  6. Знакомить детей с народным промыслам (Каслинское литьё, Златоустовская гравюра, камнерезное искусство, уральская роспись и др.)
  7.  Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту природы Южного Урала.
  8. воспитывать у детей бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  9. Знакомить детей с профессиями, распространёнными на Урале: машиностроители, металлурги, энергетики, шахтёры, животновод.
  10. Выделять положительные изменения, происходящие в родном городе (расширение дорог, строительство новых предприятий, жилых комплексов, возведение архитектурных сооружений, памятников, благоустройство парков культуры и отдыха).
  11. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города (села) и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.

3. Планируемые результаты освоения модуля:

Первая младшая группа (2 - 3 года):

1.  проявляет положительное отношение к исполненным педагогом колыбельным песням, потешкам, пестушкам;

2.  участвует в исполнении колыбельных песен, пестушек, потешек;

3.  знаком с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем, обращая внимание на их художественные особенности.

Вторая младшая группа (3 - 4 года):

1.  знаком с устным поэтическим творчеством; имеет представления о происхождении и назначении колыбельных песен, потешек, прибауток, пестушек;

2.  знаком с некоторыми фольклорными образами уральских произведений;

3.  исполняет колыбельные песни, пестушки, потешки в  игровой деятельности;

4. имеет первичное представление о себе, членах семьи, степени родства и значимости в семье всех ее членов, о взаимоотношениях в семье, о семейном досуге, традициях и праздниках семьи, домашних животных.

Средняя группа (4 - 5 лет):

  1. имеет представления об уральской природе в разное время года;
  2. знаком с наиболее распространенными на Урале птицами, животными, насекомыми, растениями;
  3. знаком с фольклором народов Южного Урала: с жанровыми особенностями уральских колыбельных песен; имеет представления о пестушках, потешках, прибаутках, небылицах, поговорках, пословицах; может придумывать небылицы, заклички, колыбельные песни по аналогии с готовыми текстами;
  4. передает свои впечатления от восприятия предметов быта, произведений искусства в продуктивной деятельности.

Старшая группа (5 – 6 лет):

  1. Знаком с историей развития родного края, в том числе в годы Великой Отечественной войны;
  2. Знаком с достижениями спортсменов города в области спорта;
  3. Знает название театров и музеев города и различает их на фотографиях;
  4. Знает названия некоторых  природных объектов (озер, гор, рек). Знает о растительном и животном мире уральского региона;
  5. Знает народные игры, забавы, увеселения народов Южного Урала;
  6. Имеет представление о региональных художественных промыслах;
  7. Знает некоторых писателей и поэтов Южного Урала;
  8. Использует в речи выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму), способен  выполнять танцевальные движения, ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки уральских композиторов.

Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет):

  1. Знаком с бытом и некоторыми традициями русского, башкирского, татарского  народа, (особенности жилища, быта, традиции и обычаи, календарно-обрядовые праздники);
  2. Имеет представления о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях (видам хозяйствования, предприятий города и их продукции); архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта и др.);
  3. Знает писателей и поэтов Южного Урала;
  4. Имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города, области: машиностроителей, металлургов, энергетиков, шахтеров, животноводов;
  5. Знает названия природных объектов родного края: (озер, гор, рек).  Имеет

представление об особенностях природы Южного Урала: природно-географических зонах: лесной, горной, степной;

  1. В  самостоятельной деятельности рисует, лепит, выполняет аппликацию, конструирует, выбирая темы и сюжеты, отражающие особенности уральской природы,  события жизни ребенка в детском саду и семье.

2.6.2. Модуль «Мы живём на Южном Урале»

1. Учебно – методический комплекс:

  1. Бабунова Е., Багаутдинова С., Галкина Л., И. Турченко «Наш дом – Южный Урал». Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики;
  2. Бабунова Е., С.Багаутдинова, Л.Галкина, Л.Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И.Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко «Наш дом – Южный Урал». Программно – методический комплекс для организаций, реализующих программы дошкольного образования.
  3. Перспективное планирование по программе «Наш дом - Южный Урал»: методическое пособие для воспитателей детского сада / составители методического пособия: Е.С. Бабунова, Н.В. Севостьянова, Л.Е. Стецуренко [и др.]. – Магнитогорск: МГУ, 2007, - 48 с.
  4.  Южный Урал: шаг за шагом. Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. – Челябинск: ООО Издательство «Уникальная книга», 2016.

3.7.2.Модуль «Мы живём на Южном Урале»

Материально – техническое обеспечение модуля:

Мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), цифровой фотоаппарат (телефон), магнитофон, музыкальный центр, экран.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения:

  1. Перспективное планирование по программе «Наш дом - Южный Урал»: методическое пособие для воспитателей детского сада / составители методического пособия: Е.С. Бабунова, Н.В. Севостьянова, Л.Е. Стецуренко [и др.]. – Магнитогорск: МГУ, 2007, - 48 с.
  2. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. А.И. Колобанова Проект «Герои дней воинской славы». – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л. А. Кондрыкинской. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
  5. Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М.:. АРКТИ, 2005.
  6. Корецкая, Т.Л. Земля уральская: Энциклопедия для детей. - Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004 – 128 с.: с иллюстрациями. – Текст: непосредственный.
  7. Мирошниченко, О.Н. Ласковая малая родина моя…: методическое пособие по использованию метода проектов в гражданском образовании детей младшего дошкольного возраста / О.Н. Мирошниченко, Шумилина Н.П., Федорец Л.Г. / под ред. С.Г. Молчанова и Г.В. Яковлевой. – Челябинск: изд-во Марины Волковой, 2007. – 52 с.
  8. Коротковских, Л.Н. В гостях у хозяйки медной горы: наглядно-дидактическое пособие для занятий по изобразительной деятельности с детьми 5-9 лет /Л.Н. Коротковских. - Челябинск: Взгляд, 2003.
  9. Костарева, Т.В. Художественные промыслы Урала. Чугунное кружево /Т.В. Костырева. - Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2006.
  10. Лопатина, Е.Г. Узорная россыпь: методическое пособие / Е.Г.Лопатина. - Магнитогорск: МаГУ, 2007.
  11. Обухова, С.Н. Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала : учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / С.Н. Обухова. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2010.
  12. Пикулева  Н. Кто в загадке прячется? /Н. Пикулева. - Челябинск: "Взгляд", 2000.
  13. Подкорытов Ю.Г. Сказки о ремесле /Ю.Г. Подкорытов. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство,
  14. Русский праздничный народный костюм /сост. Ю. Дорофеев. - М.: Мозаика - синтез, 2003.
  15. Художники Челябинска/сост. Н.А. Козлова. - Челябинск: Крокус, 2002.  

3.Организация образовательной деятельности:

Параметры

Возрастная категория

2 – 3 лет

3 – 4 лет

4 - 5 лет

5 - 6 лет

6 - 7 лет

Возрастная группа

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

Продолжительность занятия

10 минут

15 минут

20 минут

25 мин

30 мин

Количество занятий в течение недели/месяца/учебного года

0,5/2/18

0,5/2/18

Совместная деятельность педагогов и детей

Игровые упражнения, беседа, проектная деятельность, создание мини-музеев, тематических выставок, тематическая прогулка, экскурсия, интеллектуальные, народные игры,

коллекционирование, конкурсы, праздники и досуги.

Свободная самостоятельная деятельность детей

Продуктивная деятельность в режимных моментах, народные подвижные игры,

чтение художественной литературы.

Образовательная деятельность в семье

Просмотр образовательных видео, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, посещение выставок, музеев, парков, театров, тематические прогулки, коллекционирование.

4.Специальные материалы по реализации модуля: 

1. иллюстрированные приложения - наборы фотографий: «Жизнь и труд людей на Южном Урале»; «Природа Южного Урала» (более 200 фотографий) Автор - Владимир Садырин;

2. диски: конспекты занятий и мультимедийные презентации для старшей и подготовительной групп.

3) Методический релиз - методических, дидактических и наглядных материалов по Южному Уралу:

- Писатели Южного Урала

- Знаменитые люди Южного Урала

- Южный Урал: народные промыслы

- Южный Урал: наборы фигур, народы, костюмы, сувениры, коллекции 

- Южный Урал: демонстрационные, наглядные, магнитные пособия, карты, атласы Южного Урала

-Художественная литература (Южный Урал глазами российских писателей)

5. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды:

Центр познавательно-исследовательской деятельности, в том числе материалы по модулю «Мы живём на Южном Урале».

Содержание:

  • оборудование для опытов и экспериментов с природным материалом;
  • природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, плоды, семена и др.;
  • картотека опытов, экспериментов, карточки – схемы проведения экспериментов.
  • правила работы с материалом;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • пластиковый коврик, халаты, нарукавники;
  • камни, ракушки, образцы древесины, гербарии;
  • семена разных деревьев, шишки, сухоцветы;
  • картотека мультимедийных презентаций «Природа родного края», «Растительный и животный мир Урала», «Наш город в разные времена года», «Танкоград»;
  • коллекции минералов;
  • географическая карта Урала. Занимательная карта распространения полезных ископаемых на Урале;
  • занимательная карта уральских промыслов;
  • альбомы: «Наша семья», «Улицы города Челябинска», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду»;
  • художественная литература: стихи о родном городе, рассказы, сказы  и легенды;
  • рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе, совместные работы из бросового и природного материала;
  • предметы декоративно-прикладного искусства;
  • куклы в национальных костюмах;
  • презентации тематических проектов, газета группы по теме краеведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие. Тема: "Путешествие по Южному Уралу" (старший дошкольный возраст)

Выявить знания детей о природных особенностях Южного Урала (растительном и животном мире, полезных ископаемых). Уточнить и расширить знания о природных достопримечательностях региона. Развивать интере...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...

Интегрированное занятие в подготовительной группе " Мы живём на Южном Урале"

Интегрированное занятие в подготовительной группе " Мы живём на Южном Урале"...

Региональный компанент. "Мы живём на Южном Урале".

Этот материал поможет начинающим воспитателям....

"Мы Живём на Южном Урале"

Надеюсь поможет молодому специалисту....