Карта оценки развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада
методическая разработка
Одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является организация развивающей предметно – пространственной среды.
Основываясь на требованиях ФГОС ДО, СанПиН, примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений (определен в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 03-877 «О реализации приказа Мин- обрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151»), в дошкольном учреждении должна быть, создана такая развивающая предметно-пространственная среда, которая будет ориентирована на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной (в том числе педагогов и детей) и самостоятельной деятельности детей.
Как узнать является ли созданная предметно-пространственная среда в группе, развивающей и соответствует ли она требованиям ФГОС?
Для анализа созданной среды в рамках внутренней оценки качества образования была разработана карта оценки развивающей предметно-пространственной среды группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_otsenki_rpps_grupp_1.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта оценки развивающей предметно-пространственной среды
Группа: ______________________________________
Ф.И.О. воспитателей_____________________________________
Дата контроля __________________________
Показатели | Критерии оценки | ||||
да | частично | нет | |||
1 | Содержательная насыщенность и полифункциональность рабочего сектора (вариативные центры: «центр математики», «центр экспериментирования», «центр природы», «центр конструирования», «центр наша Родина», «центр книги», и т.д.) | ||||
1.1 | Наличие в группе не менее 8 центров пространства рабочего сектора, обеспечивающих познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. | ||||
1.2 | Пространство группы организовано так, что достаточно места для осуществления одновременно нескольких форм активности различными группами воспитанников (размещение центров грамотно продумано) | ||||
1.3 | В оформлении центров присутствуют детские работы. | ||||
1.4 | Количество книг достаточно для воспитанников (списочная численность/2). | ||||
1.5 | Книги разнообразны по тематике и жанру, художественной форме (проза/поэзия) и соответствуют уровню развития и интересам воспитанников. | ||||
1.6 | Книги и наглядные материалы отражают и поддерживают текущую деятельность группы. | ||||
1.7 | Наглядные/раздаточные/дидактические материалы структурированы, разнообразны и соответствуют уровню развития и интересам воспитанников. | ||||
1.8 | В среде отражены записи речи воспитанников («цитатники» дня, записи диалогов и монологов, правила группы и т.д., возможно как в рукописном, так и машинописном вариантах, записки воспитанников родителям и т.д.). | ||||
1.9 | Доступны различные материалы по математике, соответствующие уровню развития детей (напр., материалы для счета, измерения, изучения формы и т.д.). | ||||
1.10 | Доступны крупные кубики, в том числе изготовленные вместе с воспитанниками. | ||||
1.11 | Доступны разнообразные материалы для конструирования (с разными механизмами скрепления, из разных материалов и др.) и развития мелкой моторики (бусы, колышки, пазлы и т.д.) | ||||
1.12 | Обеспечены возможности для безопасных игр с песком и водой. | ||||
1.13 | Доступны разнообразные игрушки для этих игр (совки, воронки, формочки, лейки, плавучие и тонущие предметы и др.). | ||||
1.14 | В центрах, обеспечивающих наблюдение за живой/неживой природой, экспериментирование, представлены коллекции природных объектов, живых существ (комнатных растений), книги/игры/игрушки, связанные с природой, экспериментированием (магниты, увеличительные стекла, предметы с различными сенсорными свойствами и др.). | ||||
1.15 | Материалы среды позитивно демонстрируют разнообразие (напр., людей разных этнических групп, культур, возрастов, полов, способностей). | ||||
1.16 | В оформлении пространства центров используются детские рисунки, фотографии активностей воспитанников, связанных с познавательной деятельностью и экспериментированием, в том числе и на улице. | ||||
2 | Содержательная насыщенность и полифункциональность активного сектора (вариативные центры: «центр спортивной деятельности», «центр сюжетно-ролевых игр», «центр музыки», «центр театральной деятельности», «центр безопасности» и т.д.) | ||||
2.1 | Наличие в группе не менее 3 направлений деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и музыкально-театрализованную активность. | ||||
2.2 | Используемое оборудование соответствует способностям воспитанников и возможностям пространства (не представлено оборудование, на использование которого может быть наложен запрет в помещении группы) | ||||
2.3 | Демонстрируемое оборудование способствует развитию разнообразных умений (баланс, прыжки, вращение обруча, игра в мяч, метание предметов и др.). | ||||
2.4 | Для ролевых игр отведена часть помещения с пространством для игры и для упорядоченного хранения реквизита. | ||||
2.5 | В зоне ролевых игр представлено не менее 2 тематических пространств, наполненных атрибутами, соответствующими теме (например, посуда, игрушечная мебель, куклы, домашняя одежда для темы «Дом»). | ||||
2.6 | В реквизите представлены атрибуты, позволяющие формировать половую идентичность (одежда и реквизит для традиционно женских и мужских занятий) | ||||
2.7 | В ролевых играх употребляется некоторый реквизит, характерный для разных культур (например, куклы различных этнических групп, этническая одежда и т.д.). | ||||
2.8 | Детям доступны материалы для занятий музыкой, которыми они могут пользоваться в соответствии с возрастом (например, ноутбук, музыкальный центр с инструментами, реквизит для танцев, оборудование для проигрывания музыки). | ||||
2.9 | В среде представлены музыкальные инструменты (предметы, способные к звукоизвлечению), изготовленные воспитанниками. | ||||
2.10 | Наличие атрибутов театрализованной деятельности (ширма-занавес, куклы-перчатки, театральные костюмы и др.), в том числе изготовленных вместе с воспитанниками. | ||||
2.11 | В оформлении пространства центров) используются фотографии (иные изображения) активностей воспитанников, в которых принимали участие родители и /или представители профессий/ деятели искусства (музыканты, актеры и пр.) | ||||
3 | Содержательная насыщенность и полифункциональность спокойного сектора (вариативные центры: «центр изобразительной деятельности», «центр творчества», «место для отдыха и уединения» и др.) | ||||
3.1 | Наличие места для отдыха и уединения и центра продуктивной творческой деятельности. | ||||
3.2 | Наличие места для отдыха и уединения, не соседствующего с активным сектором. | ||||
3.3 | В месте отдыха и уединения воспитанники имеют возможность рассмотреть семейные фотографии, альбомы с семейными фотографиями. | ||||
3.4 | Места для уединения легко просматриваются педагогом (или существует социальное правило, которому следуют воспитанники) | ||||
3.5 | Воспитанникам доступны материалы для рисования, объемных изображений и иных видов творчества (аппликации, коллажи, оригами, вертикальное макетирование и др.) | ||||
3.6 | Демонстрируемые продукты деятельности связаны с текущей деятельностью группы. | ||||
3.7 | Некоторые продукты деятельности имеют характер групповой работы (по типу вклада в общий проект), некоторые – характер самостоятельной работы. | ||||
3.8 | Большинство демонстрируемых работ имеют характер индивидуального самовыражения (в выборе средства, манеры изображения и пр.) | ||||
3.9 | Созданы места экспонирования как плоскостных (изображения), так и объемных работ (поделок, моделей, конструкций) воспитанников | ||||
4 | Трансформируемость детьми пространства в активном секторе | ||||
4.1 | Наличие следов продуктивности деятельности детей с применением трансформируемых элементов (столы, стулья, мягкие игровые модули, коврики, ширмы и т.п.) | ||||
4.2 | Использование подручных материалов в символической (не свойственной им) роли. | ||||
4.3 | Связь трансформации среды с тематикой текущей деятельности группы. | ||||
5 | Трансформируемость пространства педагогами в рабочем, активном и спокойном секторе. | ||||
5.1 | Стеллажи с материалами для текущей деятельности не переполнены. | ||||
5.2 | Оформление пространства поддерживает текущую деятельность группы (тема недели, месяца). | ||||
5.3 | Наглядность и «привязывающие» ко времени материалы (перекидные календари, календари природы, календари дежурств) обновлены. | ||||
5.4 | Педагогами организовано упорядоченное место хранения сменяемых материалов (без доступа к ним воспитанников). | ||||
6 | Доступность РППС в рабочем, активном и спокойном секторах. | ||||
6.1 | Центры для спокойных и активных игр размещены так, чтобы не мешать друг другу (например, пространство для чтения отделено от уголков для игры в кубики) | ||||
6.2 | Большинство демонстрируемых материалов находится на уровне глаз детей. | ||||
6.3 | Все материалы для свободной игры воспитанник может получить без помощи взрослого (не под замком, не на верхней полке, не в другом помещении). | ||||
6.4 | Центры, стеллажи/контейнеры для хранения маркированы с применением не только терминов дидактики, но и «на детском языке» - картинки, символы, рисунки (маркировка позволяет воспитаннику понять, какой материал какого вида находится на хранении). | ||||
6.5 | Большинство демонстрируемых материалов представлено в достаточном количестве. | ||||
6.6 | Обеспечена доступность к материалам-компаньонам (краски – баночки для воды – вода-кисточки - бумага и т.д.) | ||||
7 | Безопасность РППС в рабочем, активном и спокойном секторах. | ||||
7.1 | Центры находятся в зоне видимости педагога. | ||||
7.2 | Очевидные видимые источники опасности отсутствуют. | ||||
7.3 | Элементы (игрушки, материалы, оборудование) соответствуют требованиям к обеспечению надежности и безопасности их использования, чистые. | ||||
7.4 | Детская мебель соответствует росту детей, промаркирована цветом. | ||||
8 | Организация среды для диалога с родителями в раздевалках групп (информационный и практический блоки) | ||||
8.1 | Наличие информации о текущей деятельности группы | ||||
8.2 | Наличие информации-анонса (объявлений) о возможностях участия родителей в планируемой деятельности группы. | ||||
8.3 | Организация пространства успеха и достижений воспитанников (заполняется воспитателями и родителями). | ||||
8.4 | Доступность этой информации для ребенка (находится на уровне глаз детей). | ||||
8.5 | Наличие организованного пространства для демонстрации продуктов детской деятельности (для трансляции плоскостных и объемных работ) | ||||
8.6 | Организация пространства для трансляции совместных активностей группы и родителей воспитанников. | ||||
Общая сумма баллов |
Критерии оценки в баллах:
«да» - 1 балла
«частично» - 0,5 балла
«нет» - 0 баллов
ОБЩИЙ ВЫВОД
РППС группы полностью или в целом соответствует требованиям содержательной насыщенности, полифункциональности, трансформируемости, доступности, безопасности – 50 – 59 баллов;
РППС группы требует незначительных дополнений и изменений для соответствия содержательной насыщенности, полифункциональности, трансформируемости, доступности, безопасности – 40 – 49 баллов;
РППС группы требует значительных дополнений и изменений для соответствия содержательной насыщенности, полифункциональности, трансформируемости, доступности, безопасности – 39 и ниже;
РЕКОМЕНДАЦИИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с принципами ФГОС ДО
В данной таблице отражены основные критерии, опираясь на которые создаем предметно-пространственную развивающую среду для детей, посещающих логопедический пункт в ДОУ....
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Карта оценки развивающей предметно-пространственной среды
Карта оценки развивающей предметно-пространственной среды...
Оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Карта оценки развивающей предметно-пространственной среды. Справка-отзыв по итогам методической работы.
Карта оценки развивающей предметно-пространственной среды. Српавка-отзыв по итогам методической работы....