«Инновационная модель образовательной среды современного образовательного учреждения с использованием нетрадиционного оборудования (методических пособий из фетра)».
статья
Сегодня активно идет процесс работы по образовательным стандартам, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование. А современное образование невозможно без моделирования современной образовательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме
«Инновационная модель образовательной среды современного образовательного учреждения с использованием нетрадиционного оборудования (методических пособий из фетра)».
Воспитатель
МБДОУ «ДСКВ № 110»
Марченко Г.Н.
Пояснительная записка
Сегодня активно идет процесс работы по образовательным стандартам, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование. А современное образование невозможно без моделирования современной образовательной среды.
Моделирование и образовательная среда-это те составляющие, которые сегодня являются важным Требованием ФГОС ДО. Принципиальным сегодня становится не проведение и не создание чего-то, а исключительно ситуация с моделированием, проектированием т.е. с тем гибким видоизменением в соответствующих условиях.
Моделировать – это отображать, воспроизводить, т. е. что необходимо сделать здесь и сейчас, в этой ситуации.
Моделирование – метод исследования определенных объектов и явлений путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, модели, которая представляет аналог.
Большое значение имеет предметно-пространственная среда. Образовательное пространство детского сада выстроено таким образом, что дети сами выступают с инициативой своего развития, а взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечивает ее поддержкой, моделирует комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, снабжает материалами и оборудованием.
Образовательная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого, воздействовать на их развитие.
Задача педагога в моделировании ППРС и создании условий для всестороннего развития дошкольников, эффективно решается с помощью развивающего методического пособия из фетра - «ширмы - трансформеры», «модули - трансформеры», «карманы-органайзеры», «дидактические планшеты»
Развивающее методическое многофункциональное пособие из фетра-содержательно - насыщенное, трансформируемое, полифункциональное, вариативное, доступное и безопасное, активизирущее различные каналы восприятия ребенка, включенные в игровую деятельность. Пособие привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, разнообразием содержания.
Использование методических пособий из фетра в
моделировании образовательной среды.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию. И чем полнее ребенок использует возможности среды, тем более успешно происходит его свободное и активное саморазвитие. Ребенок находится в детском саду весь день, и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций.
Цель данных методических рекомендаций оказать методическую помощь педагогам в создании трансформируемой, полифункциональной, вариативной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Для формирования у детей познавательного интереса в детском саду должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей.
Модель оформления групп базируется на двух простых идеях:
-детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
-для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Учитывая тот факт, что в настоящее время появилось множество разнообразных материалов и готовых продукций для оформления групповых помещений, мы остановили свое внимание на универсальном материале - фетр.
Фетр (от франц. feutre - войлок) - особенный нетканый материал, изготовленный способом валяния пуха, шерсти и меха. Именно поэтому он не осыпается и очень удобен для рукоделия, творчества и креативных идей. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно. Поэтому фетр используется так широко.
В нашей практике моделируя ППРС и учитывая принцип индивидуализации, фетр стал незаменимым материалом в создании оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому с помощью методические пособия из фетра были решены проблемы ограниченного пространства, многофункциональности и созданы:
- «ширмы - трансформеры»;
- «модули - трансформеры»;
- «карманы-органайзеры»;
- «дидактические планшеты».
Благодаря своей многофункциональной направленности методические пособия способствуют:
- созданию поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности;
- созданию позитивного влияния на развитие способности ребенка к самообучению;
- выступают в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка;
- обогащают личностное развитие ребенка;
- способствуют раннему проявлению разносторонних способностей.
Моделирование ППРС предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей. Все стороны образовательного процесса активно принимают участие в изготовлении пособий. Для привлечения родителей были проведены мастер-классы, где родителей знакомили с пособиями, изготовленными своими руками из фетра. Ведь наша задача – помочь родителям подобрать и изготовить такие игры и игровые пособия, которые будут по – настоящему полезными и интересными для ребёнка не только в детском саду, но и дома.
«Ширмы - трансформеры».
Трансформировать игровое пространство детям помогут ширмы - трансформеры. Основное преимущество ширм в том, что они легкие, дети могут самостоятельно перемещать их по группе. За основу каркаса берутся пластиковые трубы, а специальные соединители позволят менять размеры и форму ширм по желанию детей. Ширмы удобно хранить.
На каждом отсеке ширмы можно расположить игровые пособия. В процессе игр на ширмах - трансформерах, можно менять игровую задачу, усложнять задания, компоновать различные съемные элементы из разных игр или вносить новые элементы, можно привлечь музыкальное сопровождение. Ширмы могут быть задействованы для игры в центрах математики, логики, обучения грамоте, театрализованной деятельности.
Хочется отметить, что создание данного пособия очень продуктивно, хотя достаточно трудоемко, т.к. требует много времени на создание идеи, подбор материала, на изготовление, оформление. Но все затраты оправдываются, т.к. это уже готовый материал для проведения образовательной деятельности и коррекционной работы по различным тематическим направлениям, индивидуальной работы с детьми, использования в качестве сюрпризных моментов и т.д. Игры делают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг ребёнка.
«Модули-трансформеры».
Использование модулей-трансформеров позволяет более активно стимулировать познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Каждый ребенок имеет возможность выбрать себе занятие по душе, построить свою игровую деятельность в соответствии со своим замыслом и идеей. Это оборудование можно сделать тематическим - «корабль», «дом», «ракета». Модули легко складывать и раскладывать, они занимают мало места при хранении. К процессу изготовления таких модулей, привлекаются родители и их дети. Каждый получает возможность проявить себя в проектировании будущего игрового материала, в его преображении.
«Карманы-органайзеры».
Карманы-органайзеры обеспечивают доступность мелкого игрового материала и выполняют функцию хранения. Основа изготавливается из фетра, на который можно легко крепить с помощью липучек или завязок различные съемные элементы. Карманы органайзеры можно расположить на стене, на двери, под окнами. Они имеют съемные крепления, поэтому их можно перевешивать на другое место в зависимости от ситуации.
В карманах можно складывать как групповые атрибуты, так и мелкие игрушки, которые дети приносят из дома, выполняя функцию «кармашка-сейфа» для каждого ребенка.
«Дидактические планшеты»
Дидактические планшеты представляют плоскостной игровой материал, который обогащает и расширяет игровые и дидактические возможности ребенка по средствам яркого, красочного материала выполненного из фетра. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у дошкольников умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Все это ведет к проявлению творчества.
Многофункциональность использования этих планшетов позволяет решать в игровой форме множества обучающих и развивающих задач:
- формировать математические представления;
- развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;
- развивать сенсорное восприятие;
- воздействовать на тактильные ощущения;
- развивать логику, память, зрительное восприятие;
- формировать усидчивость;
- развивать речевую активность;
- развивать мелкую моторику;
- осваивать различные застежки.
Возможности использования дидактического пособия:
- использование дидактической игры со всеми детьми;
- использование дидактической игры с подгруппой детей
-использование дидактической игры для индивидуальной работы.
Данные планшеты изготовлены из фетра и ткани. Дополнительными материалами является швейная фурнитура – пуговицы, молнии, кнопки, бусины, шнуры, липучки и пайетки. Каждая страница планшета имеет съемные элементы.
Пособие способствует становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.
Следует отметить, что представленные методические пособия из фетра, это далеко не весь спектр возможностей его применения, его разнообразие настолько велико и полностью зависит от фантазии и творчества педагога.
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Только тщательно продуманная среда побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
Список литературы.
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4
2. Давыдова О., Коврижных Е Как ширмы-трансформеры и карманы органайзеры помогут выполнить требования ФГОС к развивающей среде. //Справочник старшего воспитателя, - 2018.-№ 8
3. Рогозенко Ю. В. Варианты использования нетрадиционного оборудования (модулей-трансформеров, изготовленных своими руками) при организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 91-93.
4. https://www.art-talant.org/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципов полифункциональности, трансформируемости оборудования в образовательной среде структурных подразделений учреждения
Согласно требованиям ФГОС ДО, по которым в ближайшем будущем и уже работают все дошкольные учреждения России. Включая развивающую предметно-пространственную среду группы....
Схема конспекта непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования. Тема: "Зимнее путешествие"
Схема конспекта непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудо...
Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техники по изобразительной деятельности (рисование) «Путешествие в мастерскую художника»
Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техник...
Методическая разработка по теме: «Работа воспитателя с родителями в дошкольном образовательном учреждении с использованием нетрадиционных форм»
Воздействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей и семьи по воспитанию подраст...
Рекомендации для педагогов "Использование элементов современной образовательной среды" в образовательном процессе.
Мой перечень элементов современной образовательной среды, рекомендуемый к используованию в современном образовательном процессе....
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...