Сообщение «Защита целевого образовательного проекта «Самосовершенствование – путь к профессионализму»
проект

Шепенева Анжелла Николаевна

В декабре 2016 года закончила действие программа развития учреждения, рассчитанная на период 2011-2016 года,  и перед коллективом детского сада встала задача – разработки новой программы развития учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

«Защита целевого образовательного проекта «Самосовершенствование – путь к профессионализму»

В декабре 2016 года закончила действие программа развития учреждения, рассчитанная на период 2011-2016 года,  и перед коллективом детского сада встала задача – разработки новой программы развития учреждения.

Была подготовлена нормативно-правовая база,  создана творческая группа, проведен SWOT – анализ актуального состояния внутреннего потенциала учреждения и перспектив развития учреждения по направлениям, которые представлены на экране:

  • Кадровый  потенциал
  • Материально-техническое состояние, методическое обеспечение
  • Качество ВОР, состояние здоровья воспитанников
  • Состояние РППС.

В результате проведенной работы была разработана «Программа перспективного развития на 2017 – 2021 годы», которая включает в себя 4 основных  проекта, выведенные на слайде:

  1. «Будь здоров – живи активно!» (Совершенствование материально-технических, кадровых и организационно-методических условий, как фактор улучшения состояния физического здоровья детей).
  2. «Математика – это интересно!» («Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста  к занятиям математикой»).
  3. «Через творчество – к радости!» (Становление у детей дошкольного возраста художественного мышления, способности  к самовыражению и  творческой инициативы в ходе реализации личностно-ориентированного подхода»).  
  4. «Самосовершенствование – путь к профессионализму»  (Повышение профессионального уровня педагогов учреждения через организацию самообразования в межаттестационный период).

Таким образом, разработка и реализация проекта «Самосовершенствование – путь к профессионализму»  - одна из ступеней программы развития учреждения. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно — образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач государством перед дошкольным образованием, как первой ступенью общего образования. Педагогический состав ДОУ, осуществляющий свою деятельность в режиме развития, должен быть готов к постоянному профессиональному саморазвитию.

От профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения зависит перестройка образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, как в содержательном, так и в организационных аспектах.  В сложившихся условиях необходимость профессионального роста педагогического работника становится очевидным условием успешной работы не только конкретного сотрудника, но и образовательной организации в целом. Однако, вместе с практической необходимостью управления профессиональным ростом педагогов, существует противоречие:
- между усложнением профессиональной деятельности педагога ДОУ, появлением новых функций в должностных обязанностях и снижением мотивации к профессиональному росту педагога дошкольного образования, что демонстрируют результаты проводимых мониторингов мотивации деятельности  педагогов ДОУ  в 2017 и в 2019 году. В сравнении – общий балл в среднем по учреждению: 2017 год – 150 баллов; в 2019 – 120 баллов. Это  явилось отправной точкой для разработки проекта именно, исходя из мотивации деятельности педагогов.

На 1 сентября 2019 года в учреждении   работают 11 педагогов, из которых два являются внутренними совместителями по разным должностям. Таким образом, в штате учреждения 8 воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, старший воспитатель и педагог-психолог. Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией от общего числа педагогических работников составляет 55%; педагогов с высшим профессиональным педагогическим  образованием 36%. Молодых педагогов – 18%,  работающих пенсионеров – 18%. Наблюдается снижение активности педагогов в профессиональном росте, на что указывают отказы педагогов  от участия в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок, нежелание проходить аттестацию с целью установления квалификационной категории. То есть, данный проект в реальное время актуален для МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновской.     

Цель проекта:  способствовать профессиональному росту педагогов, исходя из ведущих мотивов педагогической деятельности.

Основные    задачи       проекта:

  • Выявить мотивы профессиональной деятельности педагогов;
  • Создать условия для развития профессиональной мотивации;
  • Поддерживать личностный и профессиональный рост педагогов;
  • Способствовать повышению удовлетворенности педагогической деятельностью.

Новизна данного проекта состоит в усилении индивидуализации процесса сопровождения, применении «Коучинг» - технологии при сопровождении процесса профессионального роста педагогов.

Содержание проекта.

Теория технологии сопровождения профессионального роста педагогов раскрыта в работах Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, М.Г. Коджаспировой, Ю.В. Слюсарева, М.И. Рожковой. Технологии развивающего сопровождения направлены на помощь педагогу в преодолении трудностей, возникающих в процессе его профессиональной деятельности, и являются непрерывным процессом формирования и создания условий, необходимых для успешного роста педагога ДОУ. Основу системы сопровождения процесса профессионального  роста педагогического персонала ДОУ, составили следующие принципы:

  • Эффективность: предполагается управление профессиональным ростом педагогов с минимальными затратами и с наибольшим экономическим результатом.
  • Прогрессивность: организация управления профессиональным  ростом соответствует всем зарубежным и российским нормам.
  • Перспективность: при формировании целей профессионального роста главное направление идет на повышение имиджа педагогической деятельности.
  • Оптимальность: обработка различных направлений в системе повышения квалификации и оптимальный выбор для конкретного педагога.
  • Научность: работа с педагогами опирается на научные достижения в этой области дошкольной педагогики и психологии, и законодательные нормы.
  • Плановость: каждая работа с самого начала должна быть спланирована с заданными направлениями, временем, с параметрами развития педагога, и быть связана со структурой образовательной деятельности ДОУ.
  • Вознаграждение: основано на индивидуальной заинтересованности и эффективной работы педагога.

 

В ходе сопровождения процесса профессионального роста педагогов были выделены следующие этапы:

  1. Диагностико-аналитический этап.
  2. Проектировочный этап.
  3. Этап реализации.
  4. Контрольно-оценочный этап.

Рассмотрим каждый из этапов сопровождения профессионального  роста педагогов более подробно.

I этап «Аналитико-диагностический» - выполняет информационно-аналитическую и мотивационно-целевую функцию сопровождения. На данном этапе предполагается выявление уровня профессионализма каждого педагогического работника, диагностика основных мотивов педагогической деятельности, а также выявление потребности педагога в повышении своей профессиональной компетенции и мастерства,  стремление к самовершенствованию. В ходе реализации данного этапа используется анкетирование, тестирование и индивидуальные собеседования. При анкетировании и тестировании используются   фронтальные и групповые формы организации педагогов.

II этап сопровождения педагога ДОУ - проектировочный этап – его главная задача: совместное проектирование модели профессионального роста педагога.
       Планирование профессионального роста предполагается  в виде последовательно реализуемых действий:

1. На основании мотивов деятельности педагога, особенностей личностных качеств,  выявленных на первом этапе, конкретизируются требования к образовательному уровню, квалификации, опыту работы, личным и деловым качествам.

          2.  Разрабатываются мероприятия по подготовке педагога к новому этапу профессионального роста и определяются сроки их выполнения.
        3. Определяются оценочные критерии, которые показывают педагогу уровень достижения поставленных целей.

За основу планирования деятельности на данном этапе нами были взяты «Критерии и показатели для оценки профессиональной деятельности педагогических работников ОО Краснодарского края, реализующих программы дошкольного образования».

Формирование индивидуального плана профессионального роста происходит в ходе индивидуальных встреч со старшим воспитателем. С каждым педагогом выстраивается траектория развития, цели, задачи, мероприятия, сроки их выполнения и вознаграждение, которое получает педагог, выполняя тот или иной вид работы. Причем, вознаграждение может быть как материальное, так и моральное, исходя из выявленных мотивов деятельности педагога.

 В ходе реализации данного этапа используется «Коуч – сессия». Коуч-сессия – это периодическая и особым образом структурированная беседа старшего воспитателя  (Коуча) с педагогом, задача которой состоит в продвижении к поставленной цели.

Основные характеристики коуч-сессии:

- периодичность (1-2 раза в неделю), продолжительность коуч-сессии в среднем от 30 до 90 минут;

- самостоятельная работа педагога между сессиями (домашнее задание);
- после каждой коуч-сессии подводится итог, составляется план действий на период между этой сессий и следующей.

III этап реализации маршрута профессионального роста  педагога. На данном этапе происходит реализация плана-проекта профессионального роста педагога-дошкольника. Старший воспитатель на данном этапе оказывает систематическую помощь педагогу  через использование наиболее адекватных приемов и методов, осуществляет профессиональное  консультирование. Педагог имеет возможность удовлетворения своей потребности в самореализации. Так же на этом этапе осуществляется деловое сотрудничество  между молодыми педагогами, педагогами со слабовыраженной мотивацией профессиональной деятельности  и педагогами-мастерами своего дела.  В учреждении, в рамках реализации задач данного этапа сопровождения, работает система наставничества, «Педагогическая мастерская»,  проводятся конкурсы, консультации с элементами тренинга, семинары, мастер – классы, открытые просмотры педагогической деятельности.

IV этап контрольно-оценочный – совместное обсуждение достижений профессионального  роста педагога. На данном этапе происходит анализ и оценка (самооценка) проделанной работы: оценка профессионального  успеха и рефлексия маршрута, а затем с учетом этой информации, при необходимости, происходит осуществление коррекции.

Каждый этап сопровождения включает в себя как индивидуальное, так и групповое взаимодействие. Встречи с педагогами осуществляются в методическом кабинете, в музыкальном зале или в стенах групповой ячейки, в зависимости от цели и задач встречи с педагогами.

В ходе реализации проекта предполагается активное использование интернет-ресурсов. Все педагоги учреждения имеют электронную почту, зарегистрированы в социальных сетях и педагогических интернет-сообществах,  благодаря чему происходит обмен методическими материалами, информирование о предстоящих конкурсах, методических мероприятиях, встречах, что позволяет сэкономить временные, организационные и человеческие ресурсы.

Социальными партнерами в реализации данного проекта могут стать МКУ «МК МОЩР» и ГБПОУ КК ЕПК.

Задачи партнерских организаций: 

  • Сбор, накопление и систематизация методических материалов, педагогических идей и разработок.
  • Расширение, обогащение профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников через организацию и проведение методических мероприятий муниципального и межрайонного уровня.
  • Сопровождение процесса самообразования педагогических работников и создание условий для их профессионального роста путем создания условий для рецензирования методических материалов.
  • Оказание практической помощи при подготовке и участии в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок.

Участники проекта – педагогические работники МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновская. На 1 сентября 2019 года в учреждении   работают 11 педагогов, из которых два работника  являются внутренними совместителями по разным должностям.

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

  • 100% педагогов обучены на курсах КПК;
  • Доля педагогов с высшим образованием не менее 40 % от общего кол-ва педагогов;
  • Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией не менее 70%;
  • Участие педагогов в  методических мероприятиях муниципалитета (наличие сертификатов не менее 15 шт.);
  • Участие педагогов в профессиональных конкурсах (не менее 1 участия в год);
  • Участие педагогов в конкурсах методических разработок (не менее 10 фактов  участия,  в том числе призовые места).

Результаты-продукты, которые появятся в ходе реализации проекта:

  • Индивидуальные планы профессионального роста педагогов;
  • Комплект тестов для исследования мотивации педагогических работников;
  • Методические рекомендации организации работы по профессиональному росту педагогов ДОУ;
  • Методические материалы педагогов, разработанные в ходе реализации индивидуальных планов профессионального роста.

Критериями эффективности данного проекта могут стать «Ожидаемые результаты» внедрения проекта, раскрытые выше. Так, в процентном (количественном) соотношении предполагается следующая оценка эффективности:

Содержание критерия

Начальное значение

Итоговое (планируемое) значение (100%)

Эффективность (+;-)

1

Доля педагогов обученных на курсах КПК, от общего числа педагогов.

91%

100%

Доля педагогов с высшим образованием не менее  от общего кол-ва педагогов

36%

50%

Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией

55%

70%

Участие педагогов в  методических мероприятиях муниципалитета 

10 шт. за год

15 шт. за год

Участие педагогов в профессиональных конкурсах

1 в год

1 в год

Участие педагогов в конкурсах методических разработок 

5 фактов  участия в год (3 призовых места)

10 фактов  участия,  в том числе призовые места

Перспективы дальнейшего развития проекта.

При многократной отработке данной системы сопровождения профессионального роста педагога возможно развитие проекта в плане разработки и оформления своеобразного «Маршрута профессионального роста» в виде чек-листа или дневника. Данный продукт будет включать в себя анкеты и тесты для самообследования педагога (в том числе и мотивационной сферы),  основные ступени профессионального роста на основе выявленных личностных особенностей педагога,  определенные методики для усиления мотивации и  проведения рефлексии каждого этапа и процесса в целом.

Система взаимодействия с педагогами, разработанная в ходе реализации данного проекта может быть в дальнейшем использована в дошкольных образовательных учреждениях, при этом, изменятся участники проекта, следовательно, содержание и приемы работы так же изменятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

Выступление на педагогических чтениях: «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями, как путь развития творческих способностей дошкольников».

Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления соврменного образования.Интеграция позволяет включать педагогов и воспитанников в актвиный совместный творчес...

Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст

Образовательный проект включает в себя план  обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...

Целевой образовательный проект «Современный ребенок»

Цель проекта: создание единого образовательного пространства, (стимулирующего физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребёнка), обеспечивающего индивидуальную поддержку детей с высоким уров...

Региональный конкурс презентаций индивидуального образовательного маршрута «Мой Путь» для воспитанников дошкольных образовательных организаций

Создание педагогами оптимальных условий для развития творческих способностей дошкольников, развития индивидуальности, уникальности и неповторимости каждого ребенка....

Пути повышения профессионализма и компетенции педагога ДОО

В работе подробно описаны пути повышения профессионализма педагогов детского сада, а также указаны варианты  повышения профессиональных компетенций для педагогов и воспитателей...