«От дружины к армии. Путь богатыря.» Образовательный проект
проект (старшая группа)
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились. Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, вырастить и обучить детей на родине, а для дальнейшей жизни отправить в другую страну и т.д.
Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.
Этот проект - подходящий повод рассказать дошкольникам, что такое смелость и отважность, а с другой стороны – привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_armiya.odt | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 10 Лесозаводского городского округа»
«От дружины к армии. Путь богатыря.»
Выполнил: учитель-логопед Чубчик Т.В.
2024г. Лесозаводск
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1 | Название проекта | “Отдружины до армии. Путь богатыря.» |
2 | Ф.И.О., должность авторов, оординатора, консультанта | Авторы:Чубчик Татьяна Владимировна — учитель-логопед; Толстопятова Анна Анатольевна — воспитатель логопедической группы; администратор-координатор: Григорьева Светлана Владимировна — старший воспитатель МДОБУ Д/С №10; консультант — Аула Тамара Филипповна — театральный руководитель МДОБУ Д/С №10. |
3 | Название ОУ | МДОБУ Д/С №10 ЛГО |
4 | Цитата | |
5 | Аннотация | |
6 | Основополагающий вопрос проекта | |
7 | Направление деятельности, в рамках которой проводится работа по проекту. Участники проекта. Возраст воспитанников. Состав проектной группы. Тип проекта. | Основные виды деятельности, в рамках которой проводилась работа по проекту: исследовательская, игровая, творческая, театральная деятельность. Участниками проекта стали воспитанники логопедической группы (5 — 6 лет), их родители (законные представители), воспитатель логопедической группы, учитель-логопед. Состав проектной группы следующий: воспитатель, учитель-логопед, администратор-координатор, консультант. Проект познавательно-творческий, среднесрочный. |
8 | Краткое описание ситуации проекта | |
9 | Потребители проекта. Заказчик проекта. | Потребителями проекта стали воспитанники логопедической группы. |
10 | Цели проекта (педагогическая и практическая). Задачи проекта. | Цели. Практическая: создание условий для формирования у детей гражданской принадлежности, патриотических чувств. Педагогическая: формирование духовности, чувства патриотизма у детей старшего возраста через знакомство с былинами, легендами русского народа, а так же с произведениями о современной армии, подвиге солдата. Задачи: -содействовать расширению и углублению знаний детей о Российской армии, о видах, родах войск и их предназначении, профессии военного; - формировать интерес детей к коллективной, познавательной, игровой, продуктивной, творческой, художественно - речевой деятельности в рамках проекта. - обогащать словарь детей: мужество, справедливость, воля, смелость, сила духа, доброта, сухопутные войска, военно-морской флот, воздушно-десантные войска; артиллеристы, подводники, танкисты, пограничники; автомат, пулемёт, ракетно-зенитная установка; - развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности в рамках проекта; - воспитывать чувство гордости за свою Армию, уважительного отношения к защитникам Отечества, их силе и смелости. - активно привлекать семьи воспитанников к патриотическому воспитанию своих детей - приобщение детей, педагогов и родителей к изучению истории и современному состоянию Российской армии. - формирование социально значимых качеств на основе традиций патриотического воспитания; -стимулирование потребности дошкольников в постоянном поиске сведений о Российской армии. |
11 | Создание материалов. Продукты. Результаты проекта. | За время реализации проекта были созданы следующие материалы: книжки-малышки на темы «Символика Российской Федерации», «Богатыри земли Русской»; художественные работы для выставки на тему «Богатырь»; художественные творческие работы на тему «Армия: вооружение»; участие во Всероссийской акции «Письмо солдату» |
12 | Сроки реализации проекта | Проект является среднесрочным, сроки его реализации с 6.11.2023 по 16.02.2024г. |
13 | Необходимое оборудование | Печатный материал: методические, дидактические пособия; художественная литература; иллюстрации. Демонтрационный материал на электронных носителях: слайдовые презентации; видеоролики, мультфильмы на тему проекта. |
14 | Технологии. Виды деятельности. | Технологии, использованные при проведении проекта:здоровьесберегающие технологии;
Виды деятельности: игровая, исследовательская, творческая, театральная. |
15 | Формы взаимодействия организаторов с участниками | Партнёрские отношения в ходе реализации проекта, основанные на профессионализме и творческом подходе. |
16 | Возможные трудности и риски | Недостаточная заинтересованность участников проекта темой проекта, вследствие чего проделанная работа не приведёт к планируемым результатам |
17 | Этапы проведения работы | I этап - организационный Формулирование целей и задач проекта. Изучение литературы по теме проекта. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта. Анализ предметной среды группы. II этап - практический Практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых. Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о дружине, богатырях, вооружении тех времён, российской армии, о родах войск. Консультации для родителей. Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями военных, иллюстрации военной техники, просмотр фильмов об армии, выставка игрушечной военной техники. III этап – итог Участие в акции «Письмо солдату». Изготовление письма совместно: педагог, родитель, ребёнок. Оформление в группе уголка посвящённого Российской армии с использованием детских рисунков и иллюстраций. Внесение костюмов военной формы в сюжетно ролевые игры, совместное создание атрибутов к сюжетно ролевым играм. |
18 | Список используемых информационных ресурсов |
Новизна проекта:
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.
Актуальность.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились. Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, вырастить и обучить детей на родине, а для дальнейшей жизни отправить в другую страну и т.д.
Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.
Этот проект - подходящий повод рассказать дошкольникам, что такое смелость и отважность, а с другой стороны – привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.
Цель: Создание условий для формирования у детей гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Задачи:
-Содействовать расширению и углублению знаний детей о Российской армии, о видах, родах войск и их предназначении, профессии военного;
- формировать интерес детей к коллективной, познавательной, игровой, продуктивной, творческой, художественно - речевой деятельности в рамках проекта.
- обогащать словарь детей: мужество, справедливость, воля, смелость, сила духа, доброта, сухопутные войска, военно-морской флот, воздушно-десантные войска; артиллеристы, подводники, танкисты, пограничники; автомат, пулемёт, ракетно-зенитная установка;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности в рамках проекта;
- воспитывать чувство гордости за свою Армию, уважительного отношения к защитникам Отечества, их силе и смелости.
- активно привлекать семьи воспитанников к патриотическому воспитанию своих детей
- приобщение детей, педагогов и родителей к изучению истории и современному состоянию Российской армии.
- формирование социально значимых качеств на основе традиций патриотического воспитания;
- стимулирование потребности дошкольников в постоянном поиске сведений о Российской армии.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Для детей:
- Формирование знаний по темам «Армия», «Дружина»;
- Заинтересованность детей темой о военной армии и технике, проявление их познавательной активности;
- Формирование высоких нравственных качеств: отзывчивости, справедливости, смелости, толерантности
- Закрепление представлений об истории нашей страны, Российской армии, своей семьи
- Обогащение развивающей среды в группе в целом. Активизация творческих умений родителей и детей.
- Саморазвитие детей.
Для воспитателей:
- Создание условий для самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых в рамках реализуемого проекта;
- Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «День Защитников Отечества».
Для родителей:
- повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
Этапы реализации проекта:
I этап - организационный
Формулирование целей и задач проекта. Изучение литературы по теме проекта. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта. Анализ предметной среды группы.
II этап - практический
Практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых.
Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о дружине, богатырях, вооружении тех времён, российской армии, о родах войск. Консультации для родителей.
Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями военных, иллюстрации военной техники, просмотр фильмов об армии, выставка игрушечной военной техники.
III этап – итог
Участие в акции «Письмо солдату». Изготовление письма совместно: педагог, родитель, ребёнок.
Оформление в группе уголка посвящённого Российской армии с использованием детских рисунков и иллюстраций. Внесение костюмов военной формы в сюжетно ролевые игры, совместное создание атрибутов к сюжетно ролевым играм.
Решение поставленных задач с детьми:
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с детьми | Совместная работа с родителями |
1ая неделя | |
Беседа «Символика РФ. Двуглавый орёл на гербе РФ.» Беседа «Кто защищает родину? Почему Армия родная?» | Выполнение книжки-малышки с символикой РФ, Приморского края, города Лесозаводска |
Беседа: «Что такое воинская служба?» Беседа по репродукции В. М. Васнецова «Три богатыря» Просмотр мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» | |
Чтение былин о богатырях русских. «Никита Кожемяко» Рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Вооружение дружины» | |
Рисование на тему: «Оружие богатыря» | Чтение былин. Беседа о богатырях. |
Художественное чтение былины с театральным руководителем. Творческая сюжетная постановка на тему «Богатыри земли Русской» | Раскрасить иллюстрацию «Богатырь» |
2ая неделя | |
Рассматривание иллюстраций о Российской Армии (рангах, знаках отличия, звания, родах войск) | |
Беседа: «Воины, защитники земли русской» | Найти отличия между дружиной и армией. Занести их в сравнительную таблицу. |
Беседа: «Назови род войск» Дидактическая игра «Где чьи войска?» (на отличие родов войск дружины и армии) | |
Лепка «Самолёты» Д/и «Что нужно солдату?», «Чья форма?» | |
Чтение художественной литературы: А. Митяев «Почему Армия родная», «Наши солдаты» Раскрашивание раскрасок на военную тематику. | Разучивание стихотворения. |
3я неделя | |
Пословицы и поговорки на тему проекта. Знакомство. Пальчиковая гимнастика «Наша армия». Разучивание. | Визит военнослужащего в группу для беседы о родах войск, их функциях, званиях в армии. |
Экскурсия на Чёрную скалу к памятнику Афганцам. Знакомство со стихотворением В. Колесниковой «Русская земля» | |
Беседа: «Как мой папа в Армии служил» Беседа на тему «Награды войны» | Заготовка для «Письма солдату» |
Беседа: «Каким должен быть солдат» | |
Изготовления письма для участия во Всероссийской акции «Письмо солдату» |
Итог проекта: участие во Всероссийской акции «Письмо солдату»
Предполагаемый результат:
Вызвать у детей интерес и желание служить в армии, стремление совершенствовать свои физические качества, укреплять здоровье.
Закрепить представления об истории нашей Армии.
Сформировать у детей целостное представление о Защитниках Отечества.
Заинтересовать чаще использовать для игр военную тематику, уважительно отзываться о защитниках отечества, с гордостью делиться знаниями со сверстниками и воспитателем, которые они получили от родителей о службе в армии.
Приложения:
Беседа: Почему Армия родная»
Воспитатель показывает иллюстрации.
Воспитатель. Скоро большой праздник. Кто знает, что это за праздник?
(День защитника Отечества.)
День защитника Отечества – это праздник всех военных. Кто такие военные? (Военные – это моряки, летчики, пограничники, танкисты, артиллеристы и т.д.)
У разных военных разная форма: у летчиков - одна, у пограничников – другая. Что за военные нарисованы на этой картинке… Аналогично рассматриваются другие иллюстрации.
Воспитатель. Каких военных вы знаете? (Ответы) Чем они отличаются? (Ответы) Мальчики, кто из вас хочет стать военным?
Воспитатель. Моряки, летчики, пограничники охраняют нашу Родину. Зачем они это делают? (Чтобы не было войны, был мир, мы росли и учились.)
Морякам, артиллеристам,
Пограничникам, связистам –
Всем, кто мир наш бережет
И границы стережет,
За великие дела
Слава, слава и хвала!
Наши воины сильные, ловкие, быстрые и смелые. Ими гордится наша Родина, наш российский народ. Поздравляя военных с Днем защитника Отечества, мы скажем: «Слава армии родной!»
Воспитатель демонстрирует плакаты, посвященные армии, вместе с детьми рассматривает их.
Воспитатель. Почему говорят - армия родная? (Рассуждения детей.)
Вот и девочка Лена из рассказа, который я хочу прочитать вам, так же как и вы, задумалась над тем, почему мы называем армию родной.
Чтение рассказа А. Миняева «Почему армия родная?»
Девочка Лена научилась читать.
На стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать: «Да здравствует родная российская армия!»
«Армия называется российской, потому что она в нашей стране, - думает Лена. – А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка».
Шел домой мальчик Коля. Он был соседом Лены, и Лена его спросила:
- Коля! Скажи, тебе армия родная?
- Мне? Конечно, родная, - ответил Коля. – Мой брат уже полгода служит в армии. Брат мне родной. Значит, и армия родная.
Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице.
Вышла из подъезда соседка тетя Маша.
Лена и ее спрашивает:
- Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?
- Нет, отвечает тетя Маша. – Не служат. Все дома.
- Значит вам армия не родная?
- Как же это не родная? – удивилась тетя Маша. – Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был бой, и пришли наши.
Мы бежали им навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».
- Армия всем родная, - закончила тетя Маша. – И меня, старую, и тебя такую маленькую, она никому в обиду не даст.
Повеселела девочка. Побежала домой.
Когда пришел домой с работы папа, она рассказала ему, как сама прочитала надпись на плакате и что ей сказали Коля и тетя Маша.
- Все же Коле армия роднее! – пожаловалась Лена.
- Ну это как сказать! – ответил папа. – принеси-ка шкатулку с документами.
Папа достал из шкатулки красную книжечку – военный билет, - где было написано: «Сорокин Иван Сергеевич. Танкист. Сержант запаса».
- Вот это да! – удивилась Лена. – Мой папа танкист! А что значит «запас»?
- Это значит, - сказал папа дочке, - что я, хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии.
- А другие папы?
- И другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.
На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно, дул ветер, падал снег. А она не уходила домой, ждала, когда из школы придет Коля, хотела сказать ему про своего папу-танкиста.
Воспитатель. Почему армия каждому из вас родная? (В армии служат наши родные. И наши мальчики, когда станут взрослыми, пойдут служить в армию.)
***********************************************
Беседа «Былинные богатыри - славные защитники родной земли»
Воспитатель: «Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость. А кто же такие богатыри?
Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
Словом – это герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.
Стихотворением -
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Дети рассказывают о знакомых им богатырях и их подвигах с показом иллюстраций из былин.
Игра « Топают ножки, хлопают ладошки – Качества богатырей»
Воспитатель: «Много богатырей на Руси. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие качества. Какие? (Ответы детей: сила, воля, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость…). Молодцы! Именно такими были богатыри! Богатыри разные, но человеческие качества у них похожи. Давайте поиграем: я буду перечислять разные качества, и если они подходят к богатырям, вы хлопаете в ладоши. А если, по вашему мнению. Это качество не подходит – топаете ногами: храбрый, трусливый, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый, выносливый, смелый, ловкий.
****************************************************
Пальчиковая гимнастика «Наша армия».
(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки).
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
*********************************
Стихотворение И. Агеевой «Армия родная»
Армия родная –
Защитница страны,
Оружием и мужеством
Хранит нас от войны
**********************************
Песня БРАВЫЕ СОЛДАТЫ
Бравые солдаты с песнями идут
А мальчишки следом радостно бегут.
Эх! Левой! Левой! С песнями идут
А мальчишки следом радостно бегут.
Хочется мальчишкам в армии служить
Хочется мальчишкам подвиг совершить.
Эх! Левой! Левой! В армии служить
Хочется мальчишкам подвиг совершить.
Храбрые мальчишки нечего тужить
Скоро вы пойдёте в армию служить.
Эх! Левой! Левой! Нечего тужить
Скоро вы пойдёте в армию служить.
Будете границы зорко охранять
Будете на страже Родины стоять.
Эх! Левой! Левой! Зорко охранять
Будете на страже Родины стоять.
****************************************
Пословицы и поговорки:
Родина – мать, умей за неё постоять.
Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.
Тот герой, кто за Родину горой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Жить - Родине служить
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Нет земли краше, чем Родина наша.
За правое дело сражайся смело.
Всякому мила своя сторона.
Смелее иди в бой – Родина стоит за тобой.
Российский флот – Родине оплот.
Одна у человека мать, одна и Родина.
Береги землю любимую, как мать родимую.
Своя земля и в горсти мила.
При солнце тепло, при Родине добро.
Если армия сильна, непобедима и страна.
Русский солдат не знает преград.
Оружие – сила бойца, используй его до конца.
Один за всех, все за одного.
Смелый боец в бою молодец.
Красна девушка косами, а солдат орденами.
Сам погибай, а товарища выручай.
Тяжело в ученье, легко в бою.
Где смелость - там и победа.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Дружба и братство - дороже любого богатства.
Закон бойца - стойкость до конца.
Смелый побеждает, трус погибает.
С песней дружить - и в бою не тужить.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Друзья познаются в бою.
В бою побывать — цену жизни узнать.
Изучай умело военное дело.
Головой думай, а силой борись.
Мало победы ждать, надо победу взять.
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
Кто хорошо бьется, тому и победа дается.
Для русского солдата граница свята.
Список использованной литературы
1. А. А. Вахрушева «Здравствуй мир»
2. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
3. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе»
5. Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала»
6. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность в дошкольных учреждениях»
7. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду в старшей группе детского сада.
8. Н. В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.
9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Программа нового поколения. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.
10. http://ivalex.vistcom.ru/skazki.htm. Всё для детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Наша Армия родная"
Образовательный проект "Наша Армия родная" для детей средней группы...
Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста ...
Образовательный проект средней группы по теме: «Военная техника» и «Наша армия родная»
Проект по Патриотическому воспитанию дошкольников...
Беседа-презентация по нравственно-патриотическому воспитанию "Наша Армия -от богатырей до солдат"
В материале речь идет о истории нашей армии,дети коротко знакомятся с омуницией и обмундированием богатырей и современных солдат,а также встречаются с рофессиональным военным....
Дидактическая игра "Укажи путь богатырю"
Лабиринт "Укажи путь богатырю" отлично подойдет для детей средней группы. С этой дидактической игрой мы поможем развить детям внимание, мышление, память....
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Пера богатырь - герой коми народа"
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Пера богатырь - герой коми народа"...
Образовательный проект "Устное народное творчество и фольклор Коми народа" по теме "Пера- Богатырь"
Одной из эффективных форм воспитательно- образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельностьв ДОУ - это прежде всего сотдудничество,в которое вовлекаются дет...