«Формирование предпосылок к учебной деятельности в дошкольной организации».
опыты и эксперименты
Семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_k_uchebnoy_deyatelnosti_v_doshkolnoy_organizatsii.docx | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар на тему:
«Формирование предпосылок к учебной деятельности в дошкольной организации».
Подготовила: старший воспитатель Воронцова О. М.
В последние годы в образовании произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно становится важным этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2013 г. дошкольное образование является уровнем общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В соответствии с требованиями Стандарта «целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».
Человек родился. Много фаз существует в процессе человеческого развития. Но встает вопрос, где наиболее сложный и уязвимый период? Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным для ребёнка.
Проблема развития предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте - одна из актуальных.
Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются:
- наличие у них устойчивых познавательных интересов;
- овладение общими способами действий;
- самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач;
- контроль способа выполнения собственных действий.
Основные компоненты этой деятельности:
- принятие задачи,
- выбор путей и средств ее осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент;
- мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы).
Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер.
Развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников.
Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.
♦ Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
♦ Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
♦ Необходимо понимание важности преподносимого материала.
♦ Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
♦ Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
♦ Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
♦ Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Итак, воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.
Организационно-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности детей (личностная ориентация на ребенка, приоритет коммуникативно-речевого развития, организация диалогического взаимодействия с детьми и руководство ведущими видами деятельности и общения) обеспечивают психологическую и социальную линии развития ребенка на основе конструирования содержания образования и соответствующих ему технологий реализации в системе «педагог-ребенок», «ребенок-сверстники».
При организации занятий со старшими дошкольниками необходимо обязательно планировать:
- учебные задачи;
- учебные действия;
- контроль;
- оценку.
Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.
Одной из задач ФГОС ДО является следующая: обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, т.е. преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Содержание преемственности состоит в сохранении и укреплении здоровья детей, психологической подготовке дошкольников к школьному обучению и психологическое сопровождение их в период адаптации к школе, формировании предпосылок универсальных учебных действий, развитии общекультурных умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы «Реализация метода образовательных проектов в практике ДОО, как условие формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка....
«Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода образовательных проектов в условиях введения ФГОС ДО»
Пояснительная записка к презентации опыта работы...
Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....
Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения лего конструирования и робототехники».
Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения лего конструирования и робототехники».Сегодня обществу...
Презентация к докладу на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий в дошкольной образовательной организации"
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наукЛеонид Абрамович...