Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения лего конструирования и робототехники».
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Ирина Александровна Кочкина

Проект «Формирование предпосылок  к учебной  деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством  внедрения лего конструирования и робототехники».

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и  исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Эффективность  применения лего конструирования  и робототехники обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных видах деятельности. 

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста  конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает предпосылки  к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_lego_konstruirovaniyu.docx84.61 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №25 «РОМАШКА»

Формирование предпосылок к  учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством лего конструирования и робототехники.

Проект

Автор:

Воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка»

Кочкина Ирина Александровна

Нефтеюганск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование

Страница

1

Информационная карта

2

2

Краткая аннотация

4

3

Актуальность

5

4

Обоснование проекта

7

5

Механизм реализации

8

6

План реализации

14

7

Ожидаемые результаты

18

8

Перспектива

20

9

Список литературы

21

10

Приложение

№1Диагностика

№2 Примерное перспективное планирование

№3 План работы с воспитателями

№4 Игры и упражнения

Краткая аннотация проекта

Проект «Формирование предпосылок  к учебной  деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством  внедрения лего конструирования и робототехники».

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и  исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Эффективность  применения лего конструирования  и робототехники обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных видах деятельности. 

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста  конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает предпосылки  к учебной деятельности.

Игровые занятия  позволяют освоить посильный опыт в области технических знаний, учат моделировать, пользоваться знаковыми символами, совершать знакомые  операции и действия: математические, логические, лингвистические.   

Проект реализуется с сентября  2019 года по  настоящее время в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Нефтеюганска «Детский сад №25 «Ромашка», окончание реализации проекта и определение перспектив развития состоится в мае  2022 года.

Актуальность

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Внедрение новых технологий, разработка новых проектов ставит новую задачу перед образованием – подготовку специалистов с современным инженерно – техническим мышлением.

Особое внимание уделяется дошкольному  образованию.  Ведь именно  в этот период закладывается фундаментальные компоненты становления личности ребенка. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, умение наблюдать, экспериментировать, ставить  цель и находить правильное  решение.

Наблюдая за играми детей, отметила,  что конструирование это любимый вид деятельности, но все сводится к тому, что дети могут конструировать лишь примитивные постройки,  при создании более сложной конструкции не хватает силы воли, усидчивости.   Результаты диагностики показали, что дети не всегда применят правила,  испытывают, затрудняются     в контроле  своей  деятельности, часто не слышат и не понимают поставленной задачи.  

Учитывая, то, что я прошла курсы повышения квалификации по теме «…», есть хорошая возможность применить полученные знания на практике.
         Актуальность введения конструирования  и робототехники в образовательный процесс  обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования:   к  формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора  ребенка старшего дошкольного возраста,  формированию предпосылок к учебной деятельности, формированию познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности,  воспитанию социально-активной личности. Дети,  приходя  в первый класс,  хотят и могут учиться, у них развиты психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа начального образования.

Таким образом, становится очевидным, что лего конструирование и образовательная робототехника являются уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.

Новизна определяется тем, что  позволяет дошкольникам раскрыть практическую целесообразность конструирования и робототехники, развить необходимые к  дальнейшей жизни умения и навыки,  расширить  круг  интересов.

Социальная значимость заключается в том, что использование образовательных конструкторов помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным.

Психолого – педагогические исследования ( Л.С.Выготский, Л,А,Венгер и др.) показывают, что наиболее эффективным способом   развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

 Психологические исследования Н. Н. Поддьякова показывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в данном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Предпосылки к учебной деятельности

Этапы развития способов действия с применением конструкторов

Познавательный интерес, любознательность (познавательная мотивация)

Планирование предстоящей деятельности, представление хода работы по операциям, описание окончательного результата изделия.

Овладение детьми общими способами действий:  такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. 

Овладение элементами графической грамотности: умение кратко охарактеризовать модель, выполнить зарисовку чертежа, описать эскиз изделия, прочитать пиктограмму.

Самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач.

Самостоятельное конструирование модели (или конструирование в паре).

Появляется мотив соподчинения поведения и деятельности

Умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста) продукт деятельности. 

Овладение конкретными умениями во взаимодействии с воспитателями и другими детьми.

Обучение детей контролю за способом выполнения своих действий.  

Осмысление своих действий и их результатов, осознание   пути, с помощью которого приобретаются новые знания

Самоконтроль,  взаимопроверка во время конструирования и программирования, в

соответствии с поставленными задачами.

Обоснование и описание проекта

Цель  - создание комплекса условий для формирования предпосылок к учебной деятельности и  развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.  

Задачи:

- Формировать предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца;

- Формировать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (изобретательность, поиск  нового и оригинального).

- Развивать  интерес к  конструированию, стимулировать детское техническое творчество (обучать конструированию по образцу, чертежу, по собственному замыслу); 

- Развитие индивидуальных способностей одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;

- Развивать мелкую моторику рук, стимулируя  общее речевое развитие и умственные способности. 

В своей  работе опираюсь на принципы:

- Творчества и успеха- достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.

- Возрастной адекватности- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.

-Формирование познавательных интересов и познавательных действийподдержки инициативы детей.

- Социальное  партнерство «педагог – воспитанник семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.

- Систематичности- обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.

- Комплексно–тематического построения образовательного процесса, основанный на интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (как правило, неделю) становится объединяющей.

Условно процесс обучения конструированию  разделила  на следующие этапы, позволяющий детям  постепенно осваивать процесс конструирования, стимулируя желание учиться и решать новые, все более сложные задачи:

-Знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей;

-Сборка простых конструкций по образцу;

-Усовершенствование моделей, создание моделей с более сложным соединением;

-Переход от конструирования по образцу к конструированию по замыслу. Ребенок самостоятельно, без образца, создает образ и воплощает его в конструкторе.

-Представление своей работы зрителям: детям, педагогам, родителям. Это самый важный этап для развития самооценки ребенка. Радость свершения, атмосфера успеха, ощущение хорошо выполненного дела и собственной значимости – все вызывает желание продолжать и совершенствовать свою работу.

Проект рассчитан на 3  года,  носит системный, развивающий  характер.

Техника безопасности  и правила работы с конструкторами:

-На рабочем месте необходимо соблюдать  порядок;

-Все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам.

Механизм реализации

Проект рассчитан на 3 года.  Реализация проекта осуществляется      как часть занятия по образовательным областям «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», интегрированные занятия провожу подгруппами (6-8 человек) с  детьми 4-7 лет, а так же  в  совместной и самостоятельной деятельности детей и воспитателя.

Для каждого года пребывания определены задачи.

I.Подготовительный этап: (сентябрь 2019год)

- Проведение диагностики посредством наблюдения,  выявление интересов и конструктивной активности дошкольников,  оценка индивидуальных особенностей;

- Сбор информации  с помощью анкетирования родителей;

- Разработка примерного перспективного плана работы;

- Разработка  примерного плана взаимодействия с родителями;

- Разработка примерного плана взаимодействия  с воспитателями.

II. Основной этап: (октябрь 2019- апрель 2022год)

1 год работы с детьми(4-5 лет): 2019-2020 год

-Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора «Lego-duplo», «Lego-education».

-Выработка правил работы с конструктором, работа со схемами, знакомство с символами.

-Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей,  

-Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность

-Подборка  диагностического инструментария.

Задачи:

-Активизировать интерес к  конструкторской деятельности.

-Познакомить с основными деталями названиями и  символами конструктивной деятельности.

-Развивать  умение сооружать   несложные постройки  с использованием схемы,  по образцу; соблюдая  последовательность конструирования.

-Поддерживать творческое начало  в развитии технических умений.

-Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, познавательные  способности.

Знакомство с деталями конструкторов осуществляла в совместной деятельности  детей и воспитателя с применением интерактивного стола, рассматривание мультипликационного фильма «Возрождение города».  В ходе просмотра  дети познакомились с героями страны «Лего». Знакомство с деталями и символами конструирования осуществляли в ходе совместной деятельности с применением игровых упражнений.  Упражнения «Чудесный мешочек», «Отгадай», «Не ошибись, Петрушка», «Есть у тебя или нет?», «Принеси и покажи» направлены на развитие умения классифицировать детали по определенным признакам: размер, цвет, форма. Упражнение «Собери модель» направлено на развитие умения конструировать модель по словесному описанию воспитателя, при этом в речи используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк". Для развития внимания, памяти, а также умения выявлять логические закономерности в работе с детьми использовались такие упражнения, как «Что изменилось?», «Собери модель по памяти», «Запомни и выложи ряд», «Что лишнее?», «Найди недостающую деталь». На развитие пространственной ориентировки применяла  упражнения «Собери модель по ориентирам» ,  «Составь макет групповой и приемной комнат».  Для знакомства дошкольников с понятием «симметрия» проводила игры с использованием таких упражнений, как «Выложи вторую половину узора» и «Составь узор». (Приложение  № 5).

Для качественной работы и прочной постройки определили алгоритм действий и правила работы с конструктором: подготовка рабочего места,    выбор и рассматривание схемы, подбор необходимых деталей, выполнение постройки.

С помощью игровых упражнений учились анализировать  понравившийся объект, выделять основные части и детали. Выполняли простые постройки, создавали  варианты знакомых моделей из готовых деталей конструктора, разных по форме и цвету. Изготовление «Игрушки - балансир» позволяет выяснить детям, почему  маленькая   птичка может стоять на одной ноге.  Освоили способы замещения форм, некоторых деталей, например, дети при постройке конструкции могли заменить деталь 2×4 двумя деталями 2×2, деталь 2×8 заменяли деталями 2×6 и 2×2 или четырьмя деталями  2×2 и т.д., при этом ставилась задача выявить все возможные комбинации замещения деталей одного размера другими по величине деталями. Данное упражнение способствует развитию комбинаторных навыков.

С целью поддержания творческого начала и индивидуальных предпочтений организовали с родителями совместные занятия    по созданию тематических построек «Домашняя ферма», «Магазин», «Мой дом».   На данном этапе работы применяла  крупные детали конструктора «Lego- Duplo».

2 год работы с детьми (5-6 лет)2020-2021год

Задачи:

-Совершенствовать конструкторскую деятельность детей: самостоятельно осмысливать будущую модель, стремление создать  и передавать выразительный образ постройки, самостоятельно отбирать детали, выбирать способы скрепления деталей, планировать деятельность и достигать результат.

-Развивать технические, конструктивные и изобретательские умения.

-Поддерживать личностные  проявления в процессе деятельности:  самостоятельность, индивидуальность и творчество.

-Продолжать развивать эмоционально–эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

-Развитие индивидуальных способностей одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.

-Совершенствовать умение взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ.

Второй год работы с детьми – этап работы с применением технических конструкторов.

          Конструктор «Техник» - это механический конструктор со средними деталями который  охватывает три из пяти образовательных областей и позволяет решать задачи по физическому развитию: развитие мелкой моторики, гибкости и ловкости пальцев, точности движений.

         С помощью упражнений «Шестеренки», «Механическая рука» познакомила   детей с принципом передачи движения с помощью  шестеренок. В самостоятельной и групповой игре  воспитанники создали механические постройки: «Дворники», «Лук», «Весы», для изменения и совершенствования конструкций  проявляли инициативу и творчество.

Сооружая  постройку или конструкцию учу детей пользоваться схемой.

Конструктор  с мелкими  и средними деталями «Lego- educational». Работая с этим видом конструкторов,  учу детей соблюдать алгоритм действий: подготовка рабочего места, размещение строительных деталей, применение вспомогательных средств.   При ознакомлении с социальным миром  воспитанники конструировали  транспорт, предметы быта, животных.  На занятиях по познавательному развитию  выяснили принцип строения арочного  моста.  Приводили в движение  вертушку без использования шестеренки и моторчика.

          Объединение детей в режиссерские игры: «Зоопарк», «Город», «Салон красоты», «МЧС» позволяет совершенствовать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в игре, одновременно идет развитие мышления и воображения ребенка, возрастает способность к переносу способов действий на другие объекты, отношений между людьми.

Для развития индивидуальных способностей у детей обладающих задатками к  техническому моделированию  и робототехнике применяю образовательный   робототехнический модуль (предварительный уровень 5-8 лет) «Технолаб»- это первый этап работы  с конструктором позволяющий приводить в движение создаваемые модели с помощью элементов питания: «Мельница», «Жираф», «Тигр».  Все упражнения и игры способствуют формированию необходимых качеств для дальнейшей учебной деятельности: умение слушать и слышать, понимать поставленную задачу, видеть конечный результат своей деятельности, осуществлять самоконтроль.

Выполняя  итоговые коллективные работы «Зоопарк», «Парк Юрского периода», продолжаю развивать умение сотрудничать с другими детьми,  умение адекватно оценивать результаты деятельности, стремиться к совершенствованию необходимых навыков, адекватно реагировать на мнение и оценку взрослых.

3 год работы с детьми (6-7 лет)(2021-2022 год)

Задачи:

Планирую:

-Совершенствовать компоненты конструкторской деятельности,  технические и изобретательские умения.

-Поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.

-Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

Продолжаю работу с применением  механического конструктора «Техник», робототехнического модуля «Технолаб», учитывая индивидуальные особенности  внедрение Lego Education WE DO.

Осуществляя работу по направлению, дети  прежде всего  научатся создавать технические конструкции. Например: работая  по теме «Современная техника», воспитанники познакомились с  механизмом работы  машины - мусоросборщика,  движения кузова на самосвале. Сборка «Мельницы» позволила выяснить начинающим конструкторам, что движение лопастей приводит к тому, что двигаются жернова. При создании   «Виртуального зоопарка» познакомились с механизмом соединения деталей с блоком питания, который приводит в движение создаваемых животных.    

Умение договариваться в игре учит детей  самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали, определять сюжет, создавать выразительный образ и передавать свое отношение.

Вывод: Игровые занятия с применением конструкторов   разной сложности позволяют освоить посильный опыт в области технических знаний, учат моделировать, пользоваться знаковыми символами, совершать знакомые операции и действия.   Интеллектуальное развитие выражается в расширении словарного запаса,  социальной сферы, математических способностей, овладение детьми общими способами действий, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач.

Реализуя проект, выстраиваю отношения с родителями.  Составлен план взаимодействия (Приложение№ 2).  Как показала практика, наиболее эффективная форма  работы с родителями это совместные занятия с детьми, презентация детских продуктов, мастер- класс.

Взаимодействие с педагогами осуществляю на протяжении всего периода реализации проекта. Составлен план (Приложение№ 4). Наиболее эффективной  формой работы считаю семинар – практикум, мастер- класс.

III. Заключительный этап:  (май 2022 год)

Задачи:

-Анализ результатов реализации поставленных задач.

-Корректировка содержания деятельности  по результатам обследования.

     

Эффективность реализации проекта  зависит от организации конструкторской  деятельности, проводимой с применением следующих методов:

-Объяснительно-иллюстративный — предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

-Эвристический- (создание творческих моделей и т.д.);

-Проблемный — постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

-Программированный — набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

-Репродуктивный — воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

-Частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога;

-Поисковый – самостоятельное решение проблем;

-Метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

-Метод проектов — технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Реализация проекта осуществляется через следующие виды деятельности:

-Игровая - сюжетно- ролевая, игра с правилами и другие игры;

-Коммуникативная - общение и взаимодействие со взрослыми  и сверстниками;

-Познавательно- исследовательская- исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними;

-Двигательная – овладение основными видами движения, развитие мелкой моторики рук;

-Конструирование из разных видов конструкторов, включая кубики, разные виды бумаги, модули;

-Изобразительная - конструирование плоскостное, лепка, аппликация, рисование.

Ресурсы

Все участники образовательного процесса должны четко представлять:

- цель своей деятельности;

- в слаженном взаимодействии между собой;

- должны быть вооружены необходимыми знаниями для работы.

Материально-техническое оснащение:

-Конструкторы: ЛЕГО DUPLO, LEGO Education, LEGO We Do;

-Механический конструктор «Техник»,

-Робототехнический модуль «Технолаб»,

технологические карты, книги и CD диски с инструкциями;

-Проектор, интерактивная доска, (интерактивный стол), мобильный компьютерный класс.

          Информационные:

-Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература.

-систематизировано содержание по включению легоконструирования и робототехники в образовательный процесс;

-разработано перспективное планирование для  детей 4-7 лет;

-план взаимодействия  с родителями и педагогическими работниками.

Партнеры

В реализации проекта участвуют:

- администрация детского сада;

- специалисты (педагог – психолог, учитель- дефектолог);

- воспитанники  4-7 лет;

- родители воспитанников.

В рамках проекта  важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников образовательного  процесса.

- Администрация  - оказывает методическую поддержку в разработке проекта, ведет общий мониторинг результатов, оказывает поддержку при работе на мобильном компьютерном классе.

- Педагог – психолог – осуществляет психологическое обследование воспитанников, дает рекомендации по посещению данных занятий детьми, отслеживает динамику психологического развития детей.

-Учитель - дефектолог   сопровождает воспитанников с нарушениями зрения в процессе реализации проекта,  консультирует воспитателя  по вопросам зрительной нагрузки воспитанников.

- Родители – по желанию совместно с воспитанниками осваивают темы  лего-конструирования и робототехнике, участвуют в сборе моделей, участвуют в мастер- классах.

План реализации проекта

п/п

Срок

Формы и

методы работы

Содержание работы

Результат

2018-2019 уч.год

сентябрь

Анкетирование родителей (Приложение)

Формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы; изучение уровня компетентности родителей в вопросах легоконструирования и робототехники.

Определение целей и задач,  средств, форм и методов работы.

Анкета для родителей.

Сводная таблица анкетированию.

сентябрь

Начальная диагностика уровня знаний и умений по легоконструированию

Анализ диагностики.

Составление  плана работы.

Подгрупповой план работы с воспитанниками.

октябрь

Подготовка материала для родителей

Подбор теоретического материала для родителей и педагогов в журнал дошкольного учреждения на тему    «Лего-конструирование в развитии дошкольника»

Статья в журнале дошкольного учреждения. Рекомендации для родителей на сайте учреждения.

октябрь-апрель

Индивидуально-подгрупповая работа с родителями и детьми.

Формировать навыки конструктивной деятельности.

Организован и проведен индивидуальный мастер – класс с семьёй.

Протокол проведения мастер – класса.

октябрь

Внедрение в образовательный процесс лего-конструирования в рамках проведения кружковой работы.

Организация  подгрупповых и индивидуальных занятий в рамках проведения кружка для старших дошкольников.

На сайте детского сада  размещены рекомендации в раздел «Родителям», «Педагогическим работникам» для работы в домашних условиях.

ноябрь

Мастер-класс для педагогов: Применение в образовательном процессе заданий лего-конструирования и робототехники.

Ознакомление воспитателей с формами и методами работы на занятиях по лего-конструированию

Протокол проведения мастер - класса.

январь

Подготовка материала для родителей и воспитателей.

Консультирование  родителей по интересующим их вопросам.

На сайт детского сада  выложены рекомендации в раздел «Родителям».

февраль

Семинар-практикум:

для родителей  семейное лего-конструирование в семье

Организация практического занятия

Раздача теоретического материала по внедрению занятий  в домашних условиях.

в течение учебного года

Совместное занятие  родителей  с детьми

Ознакомление родителей с формами и методами работы посредством совместных занятий с детьми.

Совместные  творческие игры

ежемесячно

Консультирование для педагогов.

Корректировка плана работы по результатами диагностики.

Взаимосвязь с педагогами. Корректировка плана для   осуществления  индивидуального подхода.

1 раз в квартал

Индивидуальные консультации для родителей.

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам.

Взаимодействие с родителями.

ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда

«Конструкторы в жизни ребенка», памяток, буклетов.

Публикация в садовом журнале.

Подбор теоретического и практического материала, направленный на формирование знаний педагогической компетентности родителей об особенностях развития детей.

Самообразование родителей.

Картотека примерных схем по темам.

Статьи в журнале.

май 2020г.

Анкетирование родителей (Приложение)

Анкетирование и беседы с родителями с целью выявления положительных и отрицательных моментов

Справка по результатам анкетирования.

май 2020г.

Диагностика уровня развития детей

Анализ результатов работы: анализ результатов реализации поставленных задач.

Сравнительный анализ результатов. Определение перспектив на следующий учебный год.

2020-2021

сентябрь

2020

Диагностика уровня развития  познавательных качеств Формирование списка  детей.

Проведение мониторинга на предмет оценки уровня развития познавательных качеств.

Результаты диагностики.

октябрь-май

Проведение кружковых занятий с дошкольниками. Усовершенствование имеющейся программы.

Организация и проведение  занятий по легоконструированию и робототехнике.

Программа дополнительного образования.

октябрь

Разработка  плана взаимодействия  с другими дошкольными образовательными учреждениями

Анкетирование образовательных учреждений на предмет заинтересованности их по внедрению легоконструирования в образовательный процесс. Совместная разработка плана взаимодействия.

Результаты анкетирования.

План по взаимодействию с образовательными учреждениями.

ноябрь-январь

Взаимодействие с МБДОУ № 12 на предмет популяризации занятий по легоконструированию и робототехнике среди педагогов, дошкольников.

Проведение открытых занятий для  педагогов, родителей и детей.

Фото-отчет.

май

Анализ эффективности внедрения легоконструирования и робототехники  для дошкольников

Формулирование выводов.

Итоговая справка.

Ожидаемые результаты

         У детей прослеживается  положительная динамика уровня развития  конструктивных способностей, способствующих формированию предпосылок к учебной деятельности.

В завершении проекта воспитанники:  

- умеют  фантазировать и творчески мыслить, умеют договариваться, работают в паре, в коллективе;

-выполняют задания в соответствии с поставленной целью;

-планируют свою деятельность, доводят начатое дело до конца;

-высказывают свои мысли, суждения, развитая мелкая моторика рук.

-соотносят пропорции предметов по  форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции; выполняют математические  операции.

Планируемые результаты освоения программы        

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется с помощью диагностики достижений разработанной Ишмаковой М.С. В процессе наблюдения  изучаются  особенности развития детей на уровнях дошкольного образования.  Методика позволяет определить уровень владения техническими навыками:  умение пользоваться схемами и символами, ориентироваться  в пространстве и на плоскости, замещение предметов, умение сопоставлять предметы, соединять составные части.

 Определение уровня сформированных  у детей предпосылок к учебной деятельности осуществляю по диагностике Н.Е. Веракса,   Т.С. Комаровой. Составитель Н.Н. Гладышева.

Сравнительная таблица эффективности внедрения  технологии  лего - конструирования и образовательной робототехники

Показатели

Конец года 2019-2020

Середина учебного года

2020-2021

Динамика

Конструктивные навыки и умения

Имеет представление  о разных видах конструкторов, размерах. материалах.

45

68

19

Знает и понимает условные обозначения, понятия и символы

47

84

37

Имеет представление об архитектурных сооружениях

52

83

31

Умеет пользоваться схемами, техническими картами

50

77

27

Конструирует по замыслу

42

54

12

Владеет общими способами конструирования

34

65

31

Применяет разные способы крепления, выполняет замещение крепежных деталей

27

42

15

Размещает постройку на плате, следует алгоритму действий

38

65

27

Умеет сопоставить свою конструкцию с реальными предметами и объектами

33

73

17

Умеет создавать движущие объекты, находит простые технические решения

39

73

34

Осуществляет замещение крепежных деталей

23

69

46

Общая динамика 24.6

Предпосылки   учебной деятельности

Предпосылки учебной деятельности

Планирует свою деятельность, видит конечный результат.

42

57

53

69

16

Умеет работать по правилам, по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции

37

63

59

77

18

Самоконтроль  при выполнении конструкции и программировании

47

64

63

85

22

Самооценка по завершению выполнения конструкции, задания

47

64

63

85

22

Общая динамика 19.5

 По результатам  диагностики, видна положительная динамика развития конструктивных навыков : 24.6 %, предпосылки к учебной деятельности    19,5 % .  

Планирование предстоящей деятельности, представление хода работы по операциям, описание окончательного результата:  на   16% ,

Умение работать по правилам, выполнять инструкцию: на18 %

Осуществление самоконтроля: на 22 %.

Самооценки по завершению выполнения задания  на 22 %.  

        Таким образом, целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста  конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Это способствует формированию познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности,  воспитанию социально-активной личности,   умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, контролировать  и планировать свою деятельность,  закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Перспектива

В перспективе планирую,  организовать сетевое взаимодействие  по внедрению  начального модуля робототехники с  педагогами дополнительного образования;  совершенствовать систему работы по проекту через внедрение  конструктора HUNA-MRT. Расширить спектр дополнительных услуг в детском саду по применению  робототехнического модуля.  Продолжать работу по самообразованию, опубликовать материалы в источниках информации, принять участие в профессиональных  конкурсах и выставках.

Список используемой литературы

  1. Бедфорд  А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 
  2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  3. Ишмаковой  М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
  4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  5. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  6. Кузьмина Т.  Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  7. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  8. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
  9. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
  10.  Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
  11.  Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
  12.  Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.

Интернет источники:

  1. http://www.int-edu.ru/
  2. http://www.lego.com/ru-ru/
  3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
  4. http://фгос-игра.рф/

Приложение №1

Способы проверки  сформированных  навыков.

         Проводится педагогическая  оценка деятельности ребёнка посредством бесед и наблюдений за конструктивной деятельностью детей, продуктивностью данной деятельности, и их предпочтениями при выборе деятельности в течение дня по представленным примерным критериям по возрастам.

Предполагаемый  результат образовательного курса (примерные критерии педагогической диагностики) Уровень требований, предъявляемых к занимающемуся по каждому из параметров, зависит от степени мастерства.

Высшее мастерство:

Среднее мастерство:

Слабое мастерство:

Приведенные требования гарантируют успешное завершение упражнения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

Воспи-

танник

Базовая

программа

Компонент

технологии

Региональный компонент

1

2

3

4

Знает

Иметь представление об архитектуре, знать кто такие архитекторы, чем занимаются.

Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок. Условное обозначение алгоритм – записью.

Обобщенные представления о конструируемых объектах (мосты: железнодорожные, пешеходн; здания: жилые, школы, театры

Уметь различать и называть детали лего-конструктора (лего дупло, лего-дакта)

Понимать, что такое симметрия и уметь чередовать цвет в своих постройках.

Наш северный край,  город, в котором мы живем и с помощью конструктора лего передавать сооружения нашего города, стелу, современные объекты архитектуры «Газодобытчик», «Полярная Сова»,)

Умеет

Уметь различать и называть детали лего-конструктора (лего дупло, лего-дакта)

Может мысленно изменять пространственное положение объекта и его частей.

Конструировать по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры.

Владеть обобщенными способами конструирования (комбинаторика, опредмечивание, убирание лишнего и др.)

Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании из разных материалов.

Конструировать по заданной схеме и строить сам схему будущей конструкции.

Уметь мысленно изменять пространственное положение конструированного объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

Уметь анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта (мост через реку для пешеходов определенной ширины)

Уметь строить и осуществлять собственный замысел (отбор темы, создание замысла будущего конструирования, отбор материала и способов конструирования)

Уметь работать в коллективе и паре.

Уметь размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.

Уметь рассказать о своей постройке.

Уметь следовать инструкции педагога

Уметь создавать на плате сюжетную композицию.

Скреплять лего детали разнообразными способами.

Уметь различать геометрические формы их цвет, форму, расположение в пространстве (мозаика)

Различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, уметь объединять фигуры по цвету и форме.

Уметь передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора лего дупло (дакта)

Уметь использовать лего постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.

Создавать движущиеся конструкции и находить простые технические решения.

Участвовать в разработке проектов по краеведческой тематике.

Передавать с помощью конструктора лего особенности внешнего вида животных и птиц нашего региона.

Уметь моделировать фигуры людей, наших коренных жителей,  в различных костюмах, их жилище (чум)

Моделировать народные праздничные развлечения (ледяные городки, горки, герои сказок изо льда )

сравнительная таблица средний возраст

п/п

Фамилия,

имя

ребёнка

Называет детали, различает по цвету, величине.

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме, замыслу

Соблюдает пропорции предмета, симметрию  при конструировании

Владеет общими способами конструирования, крепления деталей

Осуществляет самоконтроль посредством сравнения конструкции со схемой

Умение детей моделировать не сложные предметы  реального мира

Средний показатель

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

 Сравнительная таблица старший дошкольный возраст

п/п

Фамилия, имя

ребёнка

Знает и понимает условные обозначения, понятия и символы

Применяет разные способы крепления, выполняет замещение крепежных деталей

Умеет планировать   отдельные этапы  создания постройки из отдельных  составных частей, плоскостей

Умеет сопоставить свою конструкцию с реальными предметами и объектами

Соблюдает пропорции предмета, симметрию  при конструировании

Умеет создавать движущие объекты, находит простые технические решения

Планирует свою деятельность, видит конечный результат, осуществляет самоконтроль

Средний показатель

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

Приложение № 3

План работы с воспитателями

Месяц

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Участники

Октябрь 2019

Подготовка материала для педагогов на сайт учреждения.

Привлечение педагогов к проблеме развития физических качеств дошкольников

Педагоги старших и подготовительных к школе групп

Ноябрь2019

Мастер-класс для педагогов: Внедрение в образовательный процесс легоконструирования и робототехники.

Ознакомление воспитателей с играми и упражнениями с конструктором лего с целью внедрения их в образовательный процесс.

Январь 2020

Подготовка материала для  воспитателей.

Ежемесячно

Групповые и индивидуальные консультирования для педагогов.

Оказать помощь педагогам по интересующим их вопросам.

Февраль 2020

Организация занятий для педагогов с целью повышения уровня компетентности.

Март

Семинар-практикум:

Ознакомить педагогов с особенностями  проведения занятий по легоконструированию .

Педагоги групп

Апрель

Совместно с детьми оформление стендов  и выставок

Взаимодействие педагогов и детей.

Май

Анкетирование педагогов на предмет внедрения легоконструирования в образовательный процесс.

Выявить необходимость внедрения легоконструирования.

Работники ДОУ

Приложение № 4

Игры, развивающие логическое мышления.

1.Классификация.

-"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. а)Педагог показывает деталь, которую надо найти. б)Педагог только называет необходимую деталь. в)Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.

-"Собери модель". Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".

2.Внимание и память.

-"Что изменилось?". Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать что изменилось.

-"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

-"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

3.Пространственное ориентирование.

-"Собери модель по ориентирам". Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

-"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат". Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

         4.Симметрия.

-"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

-"Составь узор". Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

5.Логические закономерности.

-"Что лишнее?". Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).

-Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

-"Поиск недостающей фигуры".Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

6.Комбинаторика.

-"Светофор". Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

-"Составь флаги". Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

7.Множества.

-"Выдели похожие" - классификация по одному свойству. Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.  

Игры, развивающие восприятие формы.

“Отгадай”.

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

Правила игры: 

Не подсказывать и не выдавать общего секрета.

Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.

Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.

Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

“Не ошибись Петрушка!”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

Правила игры: 

Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.

Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.

Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

“Есть у тебя или нет?”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры: 

Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.

Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.

Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!

“Принеси и покажи”

Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры: 

Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.

Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.

Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...

Практика реализации формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из доступных материалов.

В данном материале рассказывается о доступных материалах которые могут использовать дети в процессе конструирования....

«Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-конструирования»

По данным правительства Российской Федерации сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника ст...

Статья «Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-конструирования»

По данным правительства Российской Федерации сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника ст...

«Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»

Сегодня технологический прогресс, глобализация образования и активное внедрение инноваций направлены на повышение эффективности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Инновационные процессы...