Конспект ООД по познавательному развитию «Жители Тундры»
план-конспект занятия (средняя группа)

Лидия Константиновна Любецкая

«Жители Тундры»

Цель: Знакомство детей с особенностями жизни жителей тундры.

закрепить знания детей о природной зоне Земли -тундра, воспитывать в детях любовь к природе, стремление её беречь и защищать.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить отвечать на вопросы полным ответом.
  • Учить применять знания о природе в жизни

Развивающие:

  • Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
  • Развивать мыслительные процессы, через отгадывание загадок.
  • Расширяем знание о жизни людей на севере

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип: познавательной занятие с элементами исследовательской деятельности, с использованием ИКТ

Оборудование: компьютер, телевизор, фотографии о тундре, плакат, слайды с изображением карты, тундры, игрушка вертолет, животных,

 Словарная работа: активизировать в речи детей название чум, резьба, вечная мерзлота.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, экспериментальная, игровая.

Формы организации совместной деятельности: проблемная ситуация, беседа, опытническая деятельность.

 

Предварительная работа: Вместе с детьми собрать информацию о тундре;

Беседы: о влиянии человека на природу, его ответственности за окружающий мир, познакомить с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу; беседы про домашних животных. беседа о природе родного края, рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы о тундре (стихи и рассказы);

Рассматривание иллюстраций про тундру;

Методические приёмы:

Эмоциональная минутка «Приветствие», мини-лекция сопровождаемая показом слайдов презентации; физкультминутка, игровая ситуация, объяснение; игровые приёмы, загадки.

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга: 

Приветствие:

Собрались все дети в круг-

Я - твой друг,

И ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу повернемся.

Введение:

Человек- он тоже природа

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нём времени года,

И событий в нем музыки ход!

Давайте поздороваемся с гостями. Сегодня принесли нам с почты посылку в ней фотографии, ребята из тундры сделали фотографии и прислали нам показать о жителях тундры.

Затруднение как вы думаете, чем могут заниматься люди живущие в тундре?, могут ли они выращивать овощи и хлеб, почему нет? Могут ли разводить коров, овец свиней. почему нет?  А хотите узнать, давайте вместе рассмотрим фотографии? Ответы детей.

А какие животные живут в тундре посмотрите на фотографии. северный олень, зайцы, похожие на кроликов, белые полярные совы, песцы, леминги. Песец (полярная лисица) — это хищный зверь с очень красивым белым пушистым мехом. У всех этих животных есть теплый подшерсток, защищающий их от мороза. Животные, которые обитают в тундре, приспособились к таким суровым условиям жизни. У них есть густой, теплый мех, обычно белый, чтобы на снегу их никакой хищник не увидел.

Послушайте загадку

«Словно царскую корону носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.

От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.

Кто бежит к нам с ветром споря, это северный … (олень)»

Олень. Он самое трудолюбивое, послушное животное тундры, без которого трудно было бы прожить человеку, – это олень! Царь всех северных зверей. Целые стада диких оленей вольно пасутся на просторах тундры. Олень сам себе добывает корм.

Физкультминутка.

«У оленя дом большой»

А в воде кто живет? (рыбы) Так чем же тогда могут заниматься люди в тундре?

(разводить оленей и охотится и ловить рыбу) Многие народы Тундры издавна занимаются рыболовством. Что такое рыболовство? (ответы детей)

 Основное занятие жителей Севера оленеводство, рыболовство и охота, также из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь теплую и легкую, такую, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_razrabota.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

в старшей группе «Янтарик»

«Жители Тундры»

Цель: Знакомство детей с особенностями жизни жителей тундры.

закрепить знания детей о природной зоне Земли -тундра, воспитывать в детях любовь к природе, стремление её беречь и защищать.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить отвечать на вопросы полным ответом.
  • Учить применять знания о природе в жизни

Развивающие:

  • Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
  • Развивать мыслительные процессы, через отгадывание загадок.
  • Расширяем знание о жизни людей на севере

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип: познавательной занятие с элементами исследовательской деятельности, с использованием ИКТ

Оборудование: компьютер, телевизор, фотографии о тундре, плакат, слайды с изображением карты, тундры, игрушка вертолет, животных,

 Словарная работа: активизировать в речи детей название чум, резьба, вечная мерзлота.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, экспериментальная, игровая.

Формы организации совместной деятельности: проблемная ситуация, беседа, опытническая деятельность.

Предварительная работа: Вместе с детьми собрать информацию о тундре;

Беседы: о влиянии человека на природу, его ответственности за окружающий мир, познакомить с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу; беседы про домашних животных. беседа о природе родного края, рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы о тундре (стихи и рассказы);

Рассматривание иллюстраций про тундру;

Методические приёмы:

Эмоциональная минутка «Приветствие», мини-лекция сопровождаемая показом слайдов презентации; физкультминутка, игровая ситуация, объяснение; игровые приёмы, загадки.

Ход занятия:

Воспитатель: давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга: 

Приветствие:

Собрались все дети в круг-

Я - твой друг,

И ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу повернемся.

Введение:

Человек- он тоже природа

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нём времени года,

И событий в нем музыки ход!

Давайте поздороваемся с гостями. Сегодня принесли нам с почты посылку в ней фотографии, ребята из тундры сделали фотографии и прислали нам показать о жителях тундры.

Затруднение как вы думаете, чем могут заниматься люди живущие в тундре?, могут ли они выращивать овощи и хлеб, почему нет? Могут ли разводить коров, овец свиней. почему нет?  А хотите узнать, давайте вместе рассмотрим фотографии? Ответы детей.

А какие животные живут в тундре посмотрите на фотографии. северный олень, зайцы, похожие на кроликов, белые полярные совы, песцы, леминги. Песец (полярная лисица) — это хищный зверь с очень красивым белым пушистым мехом. У всех этих животных есть теплый подшерсток, защищающий их от мороза. Животные, которые обитают в тундре, приспособились к таким суровым условиям жизни. У них есть густой, теплый мех, обычно белый, чтобы на снегу их никакой хищник не увидел. 

Послушайте загадку

«Словно царскую корону носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.

От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.

Кто бежит к нам с ветром споря, это северный … (олень)»

Олень. Он самое трудолюбивое, послушное животное тундры, без которого трудно было бы прожить человеку, – это олень! Царь всех северных зверей. Целые стада диких оленей вольно пасутся на просторах тундры. Олень сам себе добывает корм.

Физкультминутка.

«У оленя дом большой»

А в воде кто живет? (рыбы) Так чем же тогда могут заниматься люди в тундре?

(разводить оленей и охотится и ловить рыбу) Многие народы Тундры издавна занимаются рыболовством. Что такое рыболовство? (ответы детей)

 Основное занятие жителей Севера оленеводство, рыболовство и охота, также из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь теплую и легкую, такую, что в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если будешь идти за оленями целый день, делают одежду из двух слоев меха, причем внутренний слой обращен ворсом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают её очень красиво, каждый как ему нравится.

 Показ меха, дети трогают мех.

Гимнастика для газ  

Северный олень

Целый лес на голове – делаем глазами круг

В январе и в сентябре. – глаза то влево, то вправо

Стройный северный олень – вверх-вниз глаза

Ходит в тундре целый день. – с высоким подниманием ног. Быстро мограем

Раньше из оленьего меха делали даже дома, на длинные палки, они называются жерди, натягивали шкуры, стелили их на пол внутри разжигали костер вот и дом. Сейчас дома строят из современных материалов. Дома ставят на сваях. А как вы думаете почему? Это делают для того что бы не нанести вред вечной мерзлоте. Если мороз растает, то земля просядет на этом месте.

Воспитатель:

Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда. (чум) Повторите вместе

 Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Кто быстрее построит чум?» перед игрой воспитатель предлагает детям выбрать медведя красного, синего для разделения детей на команды.

Воспитатель берет 2 обруча разного цвета и сообщает каждой команде у кого какого цвета «чум» (обруч). Команда должны запомнить свой цвет. Дети должны найти свой «чум», то есть встать вокруг обруча и всем соединить руки наверху. Выигрывает та команда, которая быстрее построит «чум».

А как вы думаете где прокладывают в тех местах водопроводные трубы? Почему нельзя проложить в земле как это делают у нас? Мешает опять же вечная мерзлота, поэтому трубы тщательно утепляют и прокладывают над землей чтобы вода в них не замерзла.

 Но все же оленеводам, рыбакам, охотникам за пушистыми зверьками приходиться по долгу находится вне дома, поэтому их дети живут и учатся в интернатах. Интернат — это школа в которой дети проводят по несколько месяцев, пока родителей нет дома. 

Дыхательная гимнастика

Дуют ветры ледяные, (Дети выдувают звук ууу)

Горы снежные крутые, (Руки поднять вверх, встать на носочки со звуком уууу)

Там о лете не слыхали, ( вдох Ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли, (выдох обнять себя руками)

Он не мал и не велик (Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк. (Хлопнуть в ладоши на уровни груди)

Занимаются местные жители резьбой по кости, Скульптурки из кости и рисунки на моржовом клыке знают во многих странах – такие они знаменитые

(Звучит песня «Увезу тебя в Тундру»)

опыт Зачем оленю широкие копыта?

На столах заранее приготовлено

Давайте внимательно посмотрим на северного оленя. Он очень похож из наших лесов оленя, но есть одно интересное отличие. У северного оленя более широкие копыта.

Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного. Для чего же оленю такие копыта?

Чтобы выяснить это проведем опыт.

Воспитатель произносит вывод: чем меньше площадь опоры, то есть, чем уже копыта, тем они глубже проваливаются в снег.

Далее дети объясняют, зачем оленю широкие копыта. (Чтобы он не проваливался в снег и не вяз в болотистых местах).

Давайте согреемся!

Игра с элементами массажа «В Тундре нашей мороз».

В тундре нашей мороз,

Ну-ка все потёрли нос!        Поглаживать нос от ноздрей к переносице.

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка, все взялись за уши!        Указательным и большим пальцами "лепить» уши снизу вверх

Покрутили, повертели,

Вот и уши отлетели,

У кого не отлетели,

С нами вместе полетели!        Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Головою покачали!

По коленям постучали!

По плечам похлопали!

А теперь потопали!

Молодцы.        

- Вот мы провели опыт и узнали, зачем оленю широкие копыта.

- А люди, живущие в тундре, коренные жители Севера, сразу обратили внимание на оленьи копыта, и стали передвигаться по нетронутому глубокому снегу на широких коротких лыжах, чтобы тоже не проваливаться в снег, как и олень. 

Жители Тундры передвигаются по бесконечным заснеженным просторам на лыжах и санях. Посмотрите на санки, которыми пользуются жители Тундры и на санки, на которых катаемся мы. Чем они различаются? (ответы детей)

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего еще коренные жители севера приручили к себе оленя? (олени перевозят детей, из оленей они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы, оленье мясо и молоко употребляют в пищу).

Воспитатель:

Берегите травы, речку, лес и поле
Не держите птиц, пожалуйста, в неволе!
Посмотрите, как красиво всё кругом
Ведь природа - это тоже чей-то дом!
Рефлексия

Теперь мы можем сказать чем занимаются эти люди на фотографиях?

Давайте вспомним, как живут коренные жители народов Севера, как они одеваются, где они живут, как они передвигаются по снегу и какие основные занятия народов Тундры?(ловля рыбы, оленеводство, охота.)

-Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали?

я хочу вас похвалить, что вы слушали меня внимательно и подарить вам кусочки меха, как память от жителей тундры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Ненцы и коми - жители тундры».

В этом занятии  мы знакомим детей с коренными жителями Ненецкого автономного округа -  по национальности ненцы и коми, а так же с природой тундры....

"Ненцы - жители тундры"

Цель. Обогатить знания детей о коренных жителях Севера - ненцах, дать представление об их стойбищах. Упражнять в рисовании с натуры. Активизировать словарь (полярная ночь, северное сияние, тундра, лиш...

Презентация на тему:"Жители Тундры"

Презентация  может быть использована воспитателем в работе  со старшими дошкольниками по экологическому воспитанию. Содержит иллюстрированный материал о животных и растениях тундры....

Открытого занятия по природным зонам в средней группе «Жители Тундры»

Знакомство  детей с образом жизни, бытом коренного населения Тундры, особенностями их одежды....

Конспект НОД по ознакомлению с социально – предметным миром: «Вернем полярное солнце жителям тундры»,

Конспект  НОД по ознакомлению с  социально – предметным миром: «Вернем полярное солнце жителям тундры"  Воспитатель: Саченко Ирина Геннадьевна  Цель: Расширен...

Конспект НОД «Жители тундры» в старшей группе детского сада

Знакомство детей с образом жизни, бытом, одеждой коренных народов Севера. Развиватие умений находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей. Воспитание уважительного отношение к ...