Конспект НОД по ознакомлению с социально – предметным миром: «Вернем полярное солнце жителям тундры»,
методическая разработка (старшая группа)

Саченко Ирина Геннадьевна

Конспект  НОД по ознакомлению с  социально – предметным миром: «Вернем полярное солнце жителям тундры"

  Воспитатель: Саченко Ирина Геннадьевна

  Цель:

 Расширение и обобщение  представлений  детей о малой Родине.

    Задачи:
• Продолжать знакомить с образом жизни Малочисленных народов Севера, национальными играми . 
•  Продолжать обогащать  представление детей о предметах и быте народов Севера.

  • Активизировать словарный запас  (хорей, нарты, каюр, чум, парка, унты) .

• Закрепить  знания детей  о следах животных  Севера ( медведь, куропатка, собака).

• Развивать  фантазию и воображение. 
• Воспитывать  доброжелательное отношение и уважение к малочисленным народов севера.
 Приемы: сюрпризные  моменты( Проблемная ситуация), беседы, подвижные игры, дидактическая игра, подарки.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковой.

 Интеграция: Познавательная, физическая, речевая, социально – коммуникативная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по ознакомлению с  социально – предметным миром: «Вернем полярное солнце жителям тундры»,

                                                         Воспитатель: Саченко Ирина Геннадьевна

  Цель:
Расширение и обобщение  представлений  детей о малой Родине.

    Задачи:
• Продолжать знакомить с образом жизни Малочисленных народов Севера, национальными играми . 
•  Продолжать обогащать  представление детей о предметах и быте народов Севера.

  • Активизировать словарный запас  (хорей, нарты, каюр, чум, парка, унты) .

• Закрепить  знания детей  о следах животных  Севера ( медведь, куропатка, собака).

• Развивать  фантазию и воображение. 
• Воспитывать  доброжелательное отношение и уважение к малочисленным народов севера.
Приемы: сюрпризные  моменты( Проблемная ситуация), беседы, подвижные игры, дидактическая игра, подарки.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковой.

 Интеграция: Познавательная, физическая, речевая, социально – коммуникативная.

Ход занятия.
Сюрпризный момент: В приемную заходят гости. В руке у одного из  гостей письмо.
Воспитатель:  Ребята посмотрите, к нам пришли гости (дети здороваются). Гости  принесли нам письмо. Давайте прочитаем его. 
«Дороболорун доготтор! Здравствуйте  друзья! 
Пишет вам долганский охотник Айхо. Беда случилась в тундре. Злая
колдунья Полярная ночь покрыла всё темнотой, спрятала (кюнь) солнце ,холодно стало.  Трудно жить, когда всё время ночь. Помогите нам. Верните наше солнце. Начаскан! До свидания! Охотник Айхо. »
Воспитатель: Ну что ребята, сможем помочь охотнику Айхо? Вернём ему
солнце полярное? А не побоитесь? Ведь на нашем пути будут преграды, 
сможем их преодолеть? 
Дети: Да! 

Основная часть.
Воспитатель: Ну что ж, отправляемся в путь! А на чём же мы поедем? Ведь, снег глубокий лежит в тундре. 
Дети: На лыжах, на санях. 
Воспитатель: А как называют сани жители тундры? 
Дети: Нарты. 
Воспитатель: А кого запряжём в нарты? 
Дети: (Табалар) Оленей. Потому что они могут ходить по глубоким сугробам. 
Воспитатель: . А кто же управляет оленями? 
Дети: Каюр. 
Воспитатель: Давайте я буду каюром, беру в руки хорей, и наши нарты
трогаются в путь. 
Звучит песня. Нарты объезжают круг. 
Преграда 1.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что мы видим? 
Дети: Следы разных животных. 
Воспитатель: А вот и письмо. 
«Догот тор!  Друзья! Я знал, что вы захотите помочь нам, жителям
тундры вернуть полярное солнце. Посылаю своего верного друга - Лайку. Он укажет дорогу к нам в стойбище. Охотник Айхо. »
Ребята, а кто же верный друг охотника? 
Дети:  (Ыт) Собака! 
Воспитатель: Верно. Но ведь здесь много следов. Это, наверное, злая
колдунья Полярная ночь решила нас запутать. Но мы с вами не сдадимся, 
найдём следы собаки Лайки. 
Дети вместе с воспитателем разбирают следы животных (белый медведь, 
куропатка, олень, собака). Возле каждой дорожки следов кладут картинку
иллюстрацию животного. Находят следы собаки. Садятся в нарты. Нарты
трогаются в путь. 
Преграда 2. 
Воспитатель: Ну вот ещё одна преграда от колдуньи Полярная ночь. Решила она проверить, что вы знаете о нашем суровом северном крае. Посмотрим,  какие вопросы приготовила злая колдунья:
• Как называется наша малая родина? (Таймыр, Хатанга)
• Какие северные народы живут на Таймыре? (Долгане, нганасане, ненцы)
• Чем занимаются северные народы в тундре? 
• Необычное по красоте зимнее явление на небе? 
• Животное, которое для северных жителей служит пищей, одеждой и транспортом? 
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с  преградой злой колдуньи. 
Можем ехать дальше. Садимся в нарты. Проезжаем один круг .
Воспитатель: Проверила колдунья, ребята, вашу смекалку, ум. А теперь
решила проверить вашу силу и ловкость. Есть игра у Долганский жителей
«Охотники и олени». Попробуем и мы с вами в неё сыграть. 
Проводится  игра.
Воспитатель: Вот ещё одно препятствие мы с вами преодолели. А следы
Лайки ведут нас дальше. 
Дети заходят в спальню стилизованную под уголок тундры, на
стене - солнце. 
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали? 
Дети: К чуму. Мы приехали к охотнику Айхо. 
Воспитатель: А вот и письмо от него. 
«Догот тор! Друзья! Вы смогли расколдовать наше полярное солнце. Спасибо вам! Светло стало в тундре. Теперь мы можем и рыбу ловить, и на зверя охотиться. Вот и я встал на лыжи и поехал на охоту. А вы, ребята, заходите ко мне в дом. Вас там ждет сюрприз. Охотник Айхо. »
Воспитатель: Ребята, а как называют свой дом северные жители? 
Дети: Чум. 
Воспитатель: Из чего делают чум? 
Дети: Из палок и оленьих шкур. 
Воспитатель: Ребята посмотрите,   в чуме есть кое что, какая интересная одежда. Кто знает, как северяне называют свою шубу? 
Дети: Парка. Она шьётся из меха оленя, украшается узором. 
Воспитатель: Правильно. Узор может быть вышит бисером или тесьмой. 
Воспитатель обращает внимание на обувь. 
Дети: Это унтайки. Они тоже сшиты из меха оленя и вышиты бисером. 

Игра «Найди свой чум».

Есть у меня игра, вам понравиться она. Игра называется «Найди свой чум» (обручи кладут на пол. Дети парами бегают по группе под музыку, как только музыка прекращается, дети занимают обруч, каждый раз один обруч  убирается.)

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята,  мы помогли северным жителям тундры, расколдовали солнышко. Какие препятствия мы преодолели что бы спасти солнышко? (Ответы детей).

Воспитатель: хорошее путешествие у нас получилось, ребята и за вашу смелость  и ум  Охотник Айхо дарит вам долганскую игрушку. Раньше у долганских детей не было игрушек как у нас. Они сами их делали из разного материала. Эта игрушка сделана из маленьких косточек и завернута в лоскутки ткани. И еще сладкий подарок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром с использованием современных технологий

В даной статье изложена основная задача  воспитателя  по  ознакомлению  детей  с  предметным  миром - это помочь  дошкольнику  свободно  и...

Ознакомление с предметным миром с помощью развивающих игр

в процессе игры выявляются уровень знаний и умений;проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность дошкольников;  происходит приобщение к исследовательской деятельности...

Презентация "Дидактические игры по ознакомлению с предметным миром"

Презентация содержит подбор дидактических игр по ознакомлению с предметным  миром...

Методические рекомендации родителям о целесообразном содержании детской деятельности дома при ознакомлении с предметным миром

Рекомендации родителям по созданию благоприятной обстановки для общения с детьми в домашних условиях....

Конспект занятий в первой младшей группе по Познавательному развитию. Ознакомление с предметным миром на тему "Посуда"

Расширять представление о предметном мире, формировать представление о посуде....