Конспект образовательного мероприятия «Жители тундры» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

В эпоху глобальных перемен, когда поиск новых путей социально-политического и социально-экономического развития страны ведет к стиранию, забвению национальных культур, традиций, обычаев, актуальной для общества становится проблема сохранения национального наследия многочисленных народов. Очень остро она стоит в Ямало-Ненецком автономном округе, где вследствие активного промышленного освоения края, изменения этнической и социально-экономической инфраструктур ускоряет процесс миграции коренного населения. Сокращается территория проживания северных народов, которые вынуждены перебираться в поселки, где, оторванные от родной среды обитания и привычного уклада жизни, не могут найти своего места в чужом мире, забывают свой родной язык и свою культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiteli_tundry_harisova_l.g.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СНЕЖИНКА»

(МАДОУ «СНЕЖИНКА»)

Конспект образовательного мероприятия «Жители тундры»

для детей подготовительной группы

Харисова Лиана Глусовна,

воспитатель

г. Лабытнанги


Материал:

Презентация (карта России, видео запись бабушки Насти); иллюстрации с изображением быта жителей Севера; фотографии с изображением пейзажей тундры, лиственного леса, ледовой пустыни, а так же животных: северного оленя, волка, полярной совы, ежа, бурого медведя, песца, лисы, белки; оборудование к опыту (стаканчики, лампа, пластилин, карандаш).

Программное содержание:

  • Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных народов Тундры;
  • Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
  • Воспитывать уважение к людям другой культуры.

Словарная работа: ввести в активный словарь слова, обозначающие быт жителей Севера.

Предварительная работа: наблюдения, экскурсии по городу, в Тундру; посещение городского краеведческого музея, рассматривание альбомов, картин, иллюстраций по теме, дидактические игры.

Ход

Воспитатель (В.):

Посмотрите, дети, на карту: вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется тундра, поэтому здесь очень холодно, зима начинается уже в сентябре, дуют сильные ветры, солнце почти не согревает землю, а потом и совсем не показывается – наступает полярная ночь. Бушуют вьюги. Только летом, к июню сходит снег. Лето короткое и прохладное. Весь день и всю ночь светит солнце – полярный день.

Как вы думаете, можем мы встретить здесь растения? (Ответы детей)

Они будут высокими или низкими? Почему? (Ответы детей)

Звучит музыка, на экране появляется бабушка.

Бабушка (Б.Настя): Здравствуйте, ребята. Я, бабушка Настя, на Крайнем Севере живёт мой внук. Он работает пастухом, но на Севере правильнее сказать – оленеводом. Не мало, пройдено им и его оленями тропинок в тундре. На его пути встречались метели и бураны, но тундра очень красива в любое время года. Он мне выслал фотографии. Но однажды сильный ветер подхватил мою сумку с фотографиями, сделанными в тундре, перепутались с теми, что уже были в альбоме. Помогите найти те, что сделаны внуком, в тундре.

(На столе разложены фотографии - пейзаж тундры, лиственного леса, ледовой пустыни. Фотографии животных: северного оленя, волка, полярной совы, ежа, бурого медведя, песца, лисицы, белки).

Раскладывая «фотографии», дети делятся информацией полученной ранее: о погоде, животном и растительном мире тундры.

Б.Настя: Как вы думаете, почему в тундре не живёт белка или ёж? (Ответы детей)

Могут ли коренные жители выращивать овощи или хлеб? (Ответы детей)

Почему нет? (Ответы детей)

В: Основное занятие жителей Севера – оленеводство, рыболовство, охота. Из оленьего меха люди себе шьют одежду и обувь, тёплую и лёгкую, такую, что и в мороз не замёрзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоёв меха, причём внутренний слой обращён мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают её очень красиво, каждый на свой лад (иллюстрация малицы).

Б. Настя: Мне внук рассказывал, что из оленьего меха делают даже дома – чумы. На жерди натягивают шкуры, выстилают на пол, внутри разжигают костёр – вот и дом.

В.: Да, бабушка это верно, в чуме живут коренные жители Севера. Но много на Крайнем Севере больших и маленьких городов с красивыми домами из современных материалов с электричеством и теплом. Дома ставят на сваях, а как вы думаете, ребята, почему на сваях? (Ответы детей)

В.: Предлагаю провести опыт.

Опыт 1. Кладём одну коробку прямо на землю, но не забываем, что в тундре под верхним слоем почвы находится лёд. Вторую коробку кладём на столбики (похожие на сваи). Где быстрее растает лёд? (Ответы детей)

Вывод: Чтобы не повредить вечную мерзлоту дома строят на сваях. Ветер, холод создают воздушную подушку, и земля в этом месте не осядет.

Б. Настя. Отгадайте ребята мою загадку. « Кто лес на себе носит?» (Ответы детей)

Северный олень благородное животное. Он очень похож на оленя наших лесов, но есть одно отличие. У северного оленя более широкие копыта. Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного. Для чего же оленю такие копыта? (Ответы детей)

В.: Чтобы выяснить это, проведём опыт.

Опыт 2.

Из пластилина, делают три приблизительно одинаковые лепёшки, толщиной 1 – 1,5 см. Для опыта также понадобятся два предмета, с разной площадью опоры. Их можно сделать, например, следующим образом. К одной из двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином прикрепите четыре остро отточенных простых карандаша, к другой - четыре закрытых фломастера. Каждый из полученных «столов» поставьте на лепёшку. Сверху положите одинаковые грузы. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами. Что вы заметили? (Ответы детей)

Вывод: Там, где площадь опоры меньше, они оставили более глубокий след.

Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта? (Чтобы он меньше проваливался в снег).

В.: Мы уже не раз говорили, что человек учится у природы. Посмотрите на снегоступы, которыми пользуются жители Севера. Чем они отличаются от лыж, на которых катаемся мы?

Они более короткие и широкие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). По тундре зимой людям приходится ходить не по проложенной лыжне, а по нетронутому, глубокому снегу. Широкие лыжи - снегоступы позволяют им не проваливаться в снег.

Б. Настя: Ребята объясните, почему у северных собак размер лап не превышает размер лап у собак других пород? (Ответы детей). (Собаки имеют небольшой вес, и размер лап не имеет значения).

Молодцы ребята, вы много знаете о жителях Тундры. В следующий раз, приезжайте вы ко мне в гости.

Литература

  1. Нина Ядне. Я родом из Тундры.
  2. «Детский сад от А дот Я» научно - методический журнал для педагогов и родителей № 1-2005 год
  3. «Школа 2100» Окружающий мир.


Краткая аннотация

Образовательная программа:

Воспитательно-образовательный процесс по экологическому воспитанию в МДОУ детский сад «Снежинка» ведется по парциальной программе экологического образования Н.Н. Кондратьевой «Мы».

Тема разработки: «Жители тундры».

Возрастная группа: подготовительная.

Условия возникновения идеи:

В эпоху глобальных перемен, когда поиск новых путей социально-политического и социально-экономического развития страны ведет к стиранию, забвению национальных культур, традиций, обычаев, актуальной для общества становится проблема сохранения национального наследия многочисленных народов. Очень остро она стоит в Ямало-Ненецком автономном округе, где вследствие активного промышленного освоения края, изменения этнической и социально-экономической инфраструктур ускоряет процесс миграции коренного населения. Сокращается территория проживания северных народов, которые вынуждены перебираться в поселки, где, оторванные от родной среды обитания и привычного уклада жизни, не могут найти своего места в чужом мире, забывают свой родной язык и свою культуру.

Чтобы сохранить и продолжить в веках национальную культуру народов Севера необходимо приобщать и формировать интерес к ней подрастающего поколения, проживающего на земле коренных жителей, но не имеющих с ними духовной связи, не знающего особенности их жизни.

Лучшие представители рода человеческого от древнего мира до наших дней считали. Что каждый культурный человек должен хорошо знать свой родной край. Отсутствие знаний делает человека равнодушным к нему, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется воспитанию патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств дошкольников через познание родного края. Работая воспитателем по экологическому воспитанию, разработала блок занятий по ознакомлению экологом дошкольников с природой Ямала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Моя улица" для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект образовательной деятельности "Моя улица" для детей подготовительной группы с ЗПР...

Конспект образовательной ситуации по математике для детей подготовительной группы "Путешествие в королевство математики"

Конспект образовательной ситуации по математике для детей подготовительной группы "Путешествие в королевство  математики"...

конспект образовательной деятельности по окружающему для детей подготовительной группы

Данный конспект может быть использован воспитателями подготовительной группы....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и   различать  звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе  картинок к схе...