Программа саморазвития на тему: Формирование у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей посредством ознакомления с Пермогорской росписью
рабочая программа

Соломонова Лариса Николаевна

Программа саморазвития педагога.

I. Целевой раздел программы

 

Актуальность

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должны начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях Пермогорской росписи.

Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах А. П. Усова. Она пишет, что использование народного искусства в детском саду никогда не было просто случайным побуждение и модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализацией которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

Цель:  Повышение компетенции воспитателя в вопросах формирования у детей творческих способностей посредством ознакомления с Пермогорской росписью.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать план мероприятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с Пермогорской росписью
  3.  Обогатить развивающую среду соответствующим дидактическим материалом.
  4. Способствовать формированию социальной компетентности в совместной деятельности родителей и детей.

 

II Содержательный раздел программы

Планируемые результаты

Повышение компетенции воспитателя в вопросах формирования у детей среднего дошкольного возраста творческих способностей посредством ознакомления с Жостовской росписью.

Ознакомление детей с элементами Жостовской росписи, развитие творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Повышение родительской компетенции в вопросах формирования творческих способностей детей.

 

III Организационный раздел программы

 Анализ результатов саморазвития

Презентация творческого отчета по теме саморазвития на педагогическом совете.

Наименование мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Изучение методической литературы.

  1. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. / Автор-сост. Гуреева И.В. – Волгоград: ИТД «Корифей».
  2. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.
  3. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ  дошкольного образования. – М., 2010.
  4. Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1.
  5. Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством». 2-е издание исп. и доп. – М: Мозаика – Синтез. 2005.
  6. Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным ДПИ». / «Дошкольное воспитание»., 2005. №9.
  7. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2010.

Посещение городских методических объединений по познавательному направлению.

 

 

Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию (http://www.maaam.ru, «Детский сад.ру» http://wwwdetskisad.ru,  «Фестиваль педагогических идей» http//festival.1september.ru)

 

Оснащение предметно-пространственной развивающей среды:

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, плакатов, иллюстрированных энциклопедий, тематических журналов, макетов, муляжей.
  • Изготовление дидактических, настольно-печатных игр;
  • Оформление альбомов: "Пермогорский узор", "Узоры Северной Двины";
  • Пополнение медиатеки презентациями и мультфильмами.

Сотрудничество  с родителями:

  • Информирование: папки-раскладушки "Декоративно-прикладное искусство", буклеты, памятки.
  • Выступление на родительском собрании с докладом по теме "Формирование у детей среднего дошкольного возраста творческих способностей через ознакомление с народными росписями"
  • Мастер-класс для родителей "Роспись лошадки-качалки"

Взаимодействие с детьми:

  • Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару»;
  • Беседы: «В гости к Пермогорским мастерам»;
  • Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки»
  • Транслируемость

•        Распространение педагогического опыта на сетевых педагогических сообществах MAAM.ru, nsportal.ru, kladraz.ru, doshcolnik.рф

•        Выступление на педсовете с опытом работы "Формирование у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через ознакомление с народными росписями"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 2019г.

 

 

Декабрь-.январь 2019-2020г

 

 

Апрель 2020г.

 

Май 2020г..

 

 

 

С октября-апрель 2018-2019г.

 

Выполнено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнено

 

 

 

Выполнено

 

 

 

 

 

 

 

Выполнено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнено

 

 

Выполнено

 

 

Выполнено

 

Выполнено

 

 

 

Выполнено

 

 

IV Анализ результатов саморазвития

Презентация творческого отчета по теме саморазвития на педагогическом совете.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_solomonovoy_2020-2021.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Детский сад № 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей посредством ознакомления с Пермогорской росписью

Программа саморазвития педагога

2020-2021 гг.

Выполнила:

Соломонова Лариса Николаевна

воспитатель I кв. кат.

г. Арзамас

Программа саморазвития педагога.

I. Целевой раздел программы

Актуальность

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должны начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях Пермогорской росписи.

Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах А. П. Усова. Она пишет, что использование народного искусства в детском саду никогда не было просто случайным побуждение и модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализацией которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

Цель:  Повышение компетенции воспитателя в вопросах формирования у детей творческих способностей посредством ознакомления с Пермогорской росписью.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать план мероприятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с Пермогорской росписью
  3.  Обогатить развивающую среду соответствующим дидактическим материалом.
  4. Способствовать формированию социальной компетентности в совместной деятельности родителей и детей.

II Содержательный раздел программы

Планируемые результаты

Повышение компетенции воспитателя в вопросах формирования у детей среднего дошкольного возраста творческих способностей посредством ознакомления с Жостовской росписью.

Ознакомление детей с элементами Жостовской росписи, развитие творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Повышение родительской компетенции в вопросах формирования творческих способностей детей.

.

III Организационный раздел программы

 Анализ результатов саморазвития

Презентация творческого отчета по теме саморазвития на педагогическом совете.

Наименование мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Изучение методической литературы.

  1. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. / Автор-сост. Гуреева И.В. – Волгоград: ИТД «Корифей».
  2. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.
  3. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ  дошкольного образования. – М., 2010.
  4. Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1.
  5. Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством». 2-е издание исп. и доп. – М: Мозаика – Синтез. 2005.
  6. Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным ДПИ». / «Дошкольное воспитание»., 2005. №9.
  7. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2010.

Посещение городских методических объединений по познавательному направлению.

Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию (http://www.maaam.ru, «Детский сад.ру» http://wwwdetskisad.ru,  «Фестиваль педагогических идей» http//festival.1september.ru)

Оснащение предметно-пространственной развивающей среды:

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, плакатов, иллюстрированных энциклопедий, тематических журналов, макетов, муляжей.
  • Изготовление дидактических, настольно-печатных игр;
  • Оформление альбомов: "Пермогорский узор", "Узоры Северной Двины";
  • Пополнение медиатеки презентациями и мультфильмами.

Сотрудничество  с родителями:

  • Информирование: папки-раскладушки "Декоративно-прикладное искусство", буклеты, памятки.
  • Выступление на родительском собрании с докладом по теме "Формирование у детей среднего дошкольного возраста творческих способностей через ознакомление с народными росписями"
  • Мастер-класс для родителей "Роспись лошадки-качалки"

Взаимодействие с детьми:

  • Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару»;
  • Беседы: «В гости к Пермогорским мастерам»;
  • Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки»
  • Транслируемость

•        Распространение педагогического опыта на сетевых педагогических сообществах MAAM.ru, nsportal.ru, kladraz.ru, doshcolnik.рф

•        Выступление на педсовете с опытом работы "Формирование у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через ознакомление с народными росписями"

в течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Сентябрь 2019г.

Декабрь-.январь 2019-2020г

Апрель 2020г.

Май 2020г..

С октября-апрель 2018-2019г.

Выполнено

Выполнено

Выполнено

Выполнено

Выполнено

Выполнено

Выполнено

Выполнено

Выполнено

IV Анализ результатов саморазвития

Презентация творческого отчета по теме саморазвития на педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

 Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...

Методическая разработка . ”Планирование проектов для работы с детьми и родителями. на тему:” Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции через ознакомление с родословной своей семьи “.

В этой методической разработке вы сможете познакомиться спроектной деятельностью по формированию гражданской позиции через ознакомление с родословной своей семьи....

Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий. "

Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий"...

Проект с детьми и родителями подготовительной группы на тему: Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД посредством квест-игр. «Грамотный пешеход»

Проект с детьми и родителями подготовительной группы на тему: Формирование  у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД посредством квест-игр.&laq...

Программа саморазвития на тему: "Формирование у детей подготовительного к школе возраста творческих способностей посредством ознакомления с Жостовской росписью"

Программа саморазвития педагога.I. Целевой раздел программы Актуальность«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания».В. А. Сухомлинский.Современный период к...