Методическая разработка обучающегося семинара для молодых педагогов "Интеграция образовательных областей как средство повышения мотивации к обучению дошкольников"
учебно-методический материал

Проценко Наталья Викторовна

Семинар для молодых педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovo_seminar_integratsiya_konkurs.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад  № 16

Методическая разработка обучающегося семинара

для молодых педагогов

 "Интеграция образовательных областей как средство повышения мотивации к обучению дошкольников"

Разработала: Проценко Наталья Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории МБ ДОУ № 16

Методическая разработка "Интеграция образовательных областей как средство повышения мотивации к обучению дошкольников" представляет собой технологическую карту обучающегося семинара для молодых педагогов.          

Актуальность семинара обусловлена  тем, что   основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом  - это  принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Как помочь педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО? Как активизировать деятельность каждого педагога? Какими средствами и способами это можно сделать?
        На семинаре
молодые педагоги будут иметь возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, разработками, освоят приемы самостоятельного извлечения новых знаний и структурирования их на основе ментальных карт,

Целевая группа: молодые педагоги

Продолжительность семинара: 1,5 часа.

Вид семинара: практико-ориентированный.

Предполагаемый результат:

Работа участников на семинаре будет способствовать:

- систематизации знаний   о возможностях программных средств, методов и приемов, способствующих интеграции образовательных областей в образовательной деятельности;

- получению практического опыта по  формированию познавательных интересов и повышению мотивации к обучению дошкольников

-  овладению опытом   работы по разработке интегрированных занятий.

Цель семинара: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в разработке  интегрированных занятий

Задачи:

- Создать благоприятную   среду для продуктивной деятельности участников семинара

        - Раскрыть методологическую основу построения интегрированного занятия (технологическая матрица занятия)

        - Разработать  технологическую карту интегрированного занятия

Технологическая карта семинара

Организационный этап

Задача: Создать благоприятную   среду для продуктивной деятельности участников семинара

Игра: "Слово дня"

Материалы: карточки по образовательным областям

синий цвет - физическое развитие

желтый цвет - речевое развитие

красный цвет - художественно - эстетическое развитие

Деятельность ведущего

Деятельность участников

Результат

- Предлагает участникам выбрать себе из набора карточку любого цвета

- Предлагает педагогам встать в круг и  сказать одно слово, которое сможет выразить состояние ожидания от предстоящей работы на семинаре

- При входе выбирают себе карточку, распределяются на группы по виду карточки.

- Участники по кругу озвучивают слово ожидание от семинара

Участники получили карточки разных цветов на 3 команды

Основной  этап

Задача: Раскрыть методологическую основу построения интегрированного занятия (технологическая матрица занятия)

Разработать  технологическую карту интегрированного занятия

Формы, методы

- работа участников в командах по разработке интегрированного занятия

Деятельность ведущего

Деятельность участников

Результат

- Предлагает участникам  подобрать синонимы  к понятию "интеграция", как вы понимаете это слово

Предполагаемые ответы участников семинара: взаимодействие, соединение, совмещение, взаимодействие, синтез, объединение

- Игра "Переводчик".

Представление  участникам  технологической матрицы интегрированного занятия

Технологическая матрица

Предлагает участникам разбиться на группы в соответствии с цветом карточки и разработать часть занятия по предложенной образовательной области. Составление технологической карты интегрированного занятия "Праздник славных богатырей"

Участники разбиваются по группам, в соответствии с выбранным цветом и подбирают методический материал (музыку, игры, тему беседы и др.) по предложенной теме и в соответствии с выбранной образовательной областью

План конспект  интегрированного занятия "Праздник славных богатырей"

Заключительная часть

- Знакомство с методическими рекомендациями

- Подведение итогов семинара

Ведущий предлагает озвучить

- педагогические возможности интегрированного занятия

- трудности при подготовке интегрированного занятия.

Участники обсуждают - педагогические возможности интегрированного занятия

- трудности при подготовке интегрированного занятия.

Игра: "Слово дня"

Ведущий предлагает педагогам встать в круг и  сказать одно слово, которое сможет отразить работу семинара

Участники говорят одно слово отражающее состояние после участия в семинаре

Раздаточный материал участникам - Технологическая матрица

План конспект  интегрированного занятия

               

Приложение

Технологическая матрица интегрированных занятий

Ключевые моменты

Определение

Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития. Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

Содержание

Выделяется одно тема, основное понятие, объект интеграции

Задачи

Решается не множество отдельных задач, а их совокупность

Участие взрослых

Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре.  Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов.

Соотношение

частей занятия

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

интеграции

Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольном учреждении

Способствуют развитию ребенка в целом

Виды занятий

- Обобщающее занятие.

= Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

- Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

- Выбор темы, объекта интеграции

- Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации).

- Продумать развивающие задачи

- Отбор компонентов интеграции.

- Отбор материала.

- Выбор структуры занятия.

- Отбор методов интегрирования.

Структура занятия

- Вводная часть (как правило, проводит воспитатель).

- Основная часть делится на равные части каждому специалисту

- Заключительная часть (проводит воспитатель)

Требования к структуре интегрированных занятий:

- Четкость, компактность, сжатость учебного материала

- Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии

- Большая информативная емкость учебного материала, используемого

     на занятии

- Систематичность и доступность изложения материала

- Необходимость соблюдения временных рамок занятия

Методы и приемы

- словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания)

- наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

- практические (поиск, опыт, экспериментальная деятельность);

- проблемные ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности

План конспект интегрированного занятия

Тема: «Праздник славных богатырей»

        Цель: Создание условий для развития музыкальной культуры детей через моделирование и проигрывание праздника

        Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие 

        Задачи:

        Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Способствовать формированию общей духовной культуры

- Формировать ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам

- Развивать опыт восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям, чувствам

- Развивать умение описывать словами характер музыки, высказывать свои впечатления

- Способствовать развитию самостоятельности при отборе музыкального репертуара

- Способствовать формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.

- Обобщить знание знаково-символических содержательных компонентов праздника, таких как песня, танец, оркестр, игра, сюрприз, чаепитие.

- Закрепить умение ориентироваться в пространстве следуя определенной схеме, согласовывать движения с музыкой

        Образовательная область «Познавательное развитие»

- Актуализировать знания детей о разнообразии праздников

- Обобщить знания детей о фольклорных персонажах (Богатыри, гусляры).

        Образовательная область «Речевое развитие» 

- Создать условия для активного речевого и интеллектуального развития детей         

- Развивать слуховое внимание, координацию речи с движением.

- Развивать умение четко излагать свои мысли, делать выводы, обобщать.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Развивать умение договариваться, прислушиваться к аргументам товарищей и педагога

- Развивать эмоциональную отзывчивость, желание помочь сказочному персонажу, подарить радость.

- Создать условия для рефлексии, закрепление положительного эмоционального опыта.

Образовательная область «Физическое развитие»

Закрепить умение ориентироваться в пространстве следуя определенной схеме, согласовывать движения с музыкой

Ход интегрированного занятия

Содержание деятельности детей

Целевые ориентиры

Интеграция образовательных областей

Особенности организации предметно-пространственной среды

Музыкальное приветствие (воспитатель)

1

Распевка -знакомство

Мобилизация внимания, знакомство с детьми

Настрой на занятие

Сплочение детей

Художественно-эстетическое развитие

Кселофон

Мотивация  - письмо на электронную почту (воспитатель)

2

Слушание музыки

- пьеса М.Мусоргского "Богатырские ворота

- классическая музыка

Развитие эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления

Развивать интерес к музыкальному искусству

Развивать первоначальные знания в области музыкального искусства

Развивать умение описывать словами характер музыки, высказывать свои впечатления

Художественно-эстетическое развитие

Письмо на электронную почту детского сада,

Фонограмма муз произведения

3

 Проблемная беседа

о богатырях

Создать условия для активного речевого и интеллектуального развития детей

Актуализация знаний детей о разнообразии праздников

Обобщить знания детей о фольклорных персонажах Богатыри

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие

Беседа  с детьми

Подготовка к празднику (воспитатель)

Выбор темы праздника с помощью мотивационного письма

Создать условия для активного речевого и интеллектуального развития детей

Развивать умение четко излагать свои мысли, делать выводы, обобщать,

Социально-коммуникативное Речевое,

Художественно-эстетическое развитие

Игра с зонтиком

4

Моделирование праздника

Обозначить с детьми последовательность праздника с помощью знаков и символов

Познавательное

Социально-коммуникативное, Речевое развитие

Работа с интерактивной доской

5

Отбор музыкального репертуара из предложенного в соответствии с праздником

Развивать самостоятельность при отборе музыкального репертуара

Развивать умение четко излагать свои мысли, делать выводы

Создать условия для активного речевого и интеллектуального развития детей

Развивать музыкально-эстетическое сознание (музыкальные предпочтения, проявления музыкального вкуса)

Развивать интерес к музыкальной деятельности

Развивать музыкальное мышление

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое развитие

Работа с интерактивной доской

Фонограмма муз произведений

6

Принятие единого решения по составлению сценария

Развивать умение четко излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения

Развивать умение договариваться, прислушиваться к аргументам товарищей и педагога

Социально-коммуникативное

Речевое развитие

Работа с интерактивной доской

Проведение праздника (последовательность номеров может меняться в зависимости от выбранной схемы праздника) музыкальный руководитель инструктор по физической культуре

7

Зачин: закличка

Создание условий для перехода от учебно-игрового пространства к пространству праздника

Мобилизация внимания детей, создание праздничного настроя

Художественно-эстетическое

Познавательное развитие

Работа в группе, муз зале

8

Игра на музыкальных инструментах

Развивать музыкально-ритмическое чувство, мелодический слух, музыкальное мышление

Развивать музыкально-эстетические переживания, интерес к музыкальной деятельности

Развивать музыкально-исполнительские способности

Закрепить умение ориентироваться в пространстве, согласовывать движения с музыкой

Художественно-эстетическое

Познавательное развитие

Использование музыкальных инструментов (трещотка, ложки, металлофон, бубенцы);

Фонограмма;

9

Пение

Развивать певческие способности, умение правильно регулировать дыхание

Развивать музыкально-ритмическое чувство, мелодический слух, музыкальное мышление

Развивать музыкально-эстетические переживания, интерес к музыкальной деятельности

Закрепить умение ориентироваться в пространстве следуя определенной схеме

Художественно-эстетическое

Познавательное развитие

Использование фонограммы для песни из фонотеки;

10

Музыкально-ритмическая деятельность (танец)

Развивать музыкально-ритмическое чувство, мелодический слух, музыкальное мышление

Развивать музыкально-эстетические переживания, интерес к музыкальной деятельности

Развитие музыкально-исполнительских, певческих способностей, способностей к музыкально-ритмической деятельности

Закрепить умение согласовывать движения с музыкой и пением

Художественно-эстетическое развитие

Использование фонограммы для танца-хоровода из фонотеки Карточка-схема пространственного расположения детей в танце

Музыкально-ритмическая декламация (игра)

Развивать способности, умение правильно регулировать дыхание

Развивать умение взаимодействовать в кругу, соблюдать правила игры

Физическое развитие

Завершение праздника (воспитатель)

13

Сюрпризный момент

Поощрение исполнительского творчества детей

Создать условия для предварительной рефлексии

Художественно-эстетическое

Социально-коммуникативное развитие

Появление представителя исторического общества)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа"

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа". Цель: Распространение педаг...

Обучающий семинар для молодых педагогов по теме: «Межпредметные связи – как средство повышения мотивации к обучению»

Обучающий семинар для молодых педагогов по теме: «Межпредметные связи – как средство повышения мотивации к обучению»...

Ребусы – как средство повышения мотивации к обучению у дошкольников

Ребус — это:замечательный тренажер логики, развития речи;развивает образное мышление;учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение;тренирует зрительную память и правописание;раз...