Консультация «Эколого-экспериментальные проекты, как средство экологического воспитания»
консультация (старшая группа)

Китусева Юлия Андреевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Сказка»

Консультация «Эколого-экспериментальные проекты, как средство экологического воспитания»

Выполнила: воспитатель

Китусева Юлия Андреевна

Камень-на-Оби

2022 г.

«Эколого – экспериментальные проекты

как средство экологического воспитания»

 

В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. Становление осознанно правильного отношения к объектам природы начинается в дошкольном возрасте.

Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи к ее охране, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Цель эколого-экспериментальных проектов: Создание условий для формирования экологической культуры детей, формирование у детей дошкольного возраста экологически правильного поведения в природе.

Задачи:

1.    Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;

2.    Развивать у детей познавательный интерес в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;

3.    Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, и др. в процессе познания природной картины мира;

4.    Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;

5.    Формировать навыки исследовательской деятельности.

6.    Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явления природы.

7.    Учить проявлять творчество и фантазию при изображении объектов природы;

8.    Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

Научить ребенка любить и беречь природу дело сложное.

 

В соответствии с последними преобразованиями в системе образования, введением ФГОС дошкольного образования, были пересмотрены формы и методы работы с детьми - дошкольниками, отобраны наиболее адекватные их возрасту.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, что является наиболее естественным и эффективным способом развития в дошкольном возрасте.

 

Одним из ведущих видов деятельности является познавательно - исследовательская.

 

Поэтому в вопросах экологического воспитания детей, необходимо применять эколого – экспериментальные проекты.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает такие мыслительные операции, как:

-анализ (наблюдая за объектом природы, дети рассматривают и изучают их строение);

-сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов);

-умение устанавливать взаимосвязь (дети находят механизмы приспособления к сезону и к среде обитания);

-обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков)

 

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к природе и навыков экологически грамотного поведения. Гораздо важнее воспитать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в природе все взаимосвязано.

 

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию нужно начинать проводить с младшей группы.

Младшие дошкольники осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, песка, солнечных лучей, льда; снега, воздуха. Проводятся с детьми следующие игры – эксперименты. Например, «Лепим куличи», «Снеговичок», где дети получают представления о том, что можно лепить из влажного песка и снега.

 

В старшем дошкольном возрасте все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.

На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

Например, «Круговорот воды в природе»- знакомимся с круговоротом воды в природе, «Далеко – близко» - влияние на температуру воздуха в зависимости удаленности от солнца и т.д.

Рекомендуется проводить с дошкольниками экскурсии в парк или лес.

 

Организация эколого-экспериментальных проектов предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интересы, поэтому необходимо привлекать родителей к активной помощи. 

 

Например, проводить совместные занятия с детьми и родителями, на которых они проделывают опыты с водой, воздухом, проводят исследования. Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. 

Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятиям. 

 

В результате организации экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к исследованию природы.

Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

 

Эколого – экспериментальные проекты вызывают у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, эколого – экспериментальные проекты, как специально организованная деятельность, способствуют становлению целостной картины мира дошкольника. Исследовательская работа подводит их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Через экспериментирование решаются многие задачи экологического воспитания детей. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает детям успешно развивать творческие способности и в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...

Метод проектов как средство экологического воспитания

Презентация подробно рассказывает о том, почему именно метод проектов является наиболее эффективным в экологическом воспитании детей....

Презентация "Метод проектов ,как средство экологического воспитания в ДОУ"

Проектно-исследовательская деятельность как метод экологического образования...

Презентация "Метод проектов как средство экологического воспитания дошкольников"

Материал рассказывает о том, что такое проект, и как можно разнообразить экологическое воспитание дошкольников при помощи этого метода....

доклад на тему : « Эколого – экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»

Природа  –  удивительный  феномен,  воспитательное  воздействие  которого  на духовный  мир  ребенка-дошкольника  трудно  переоценить....

Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания

В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образова...

«Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»

Природа –  удивительный феномен, воспитательное воздействие которВ настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестоко...